Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2010 / 00 / Фабричное качество российской провинции

Биеннале

Фабричное качество российской провинции

На XII биеннале в Венеции российские архитекторы представили проект «Фабрика Россия», в котором раскрыли тему возрождения малых городов. Взяв за основу Вышний Волочек в Тверской

области, они показали возможности реконструкции заброшенных фабрик, благодаря которым можно реанимировать весь город. Проект оказался одним из немногих, затрагивающих острую социальную тему. Идея архитекторов могла бы даже стать панацеей от упадка в провинции, если бы в этом были заинтересованы власти.

Во время открытия российского павильона на XII архитектурной биеннале замминистра культуры РФ Павел Хорошилов обратил внимание на то, что проект

«Фабрика Россия» – лишь предложенное архитекторами «лекарство от чумы, поразившей всю страну». Почти все провинциальные города России пребывают в упадочном состоянии, и их реанимация, как и реализация проекта «Фабрика Россия», зависит от интересов власти, политиков и инвесторов.

В создании проекта «Фабрика Россия» приняли участие пять архитектурных бюро: «SPEECH Чобан/Кузнецов», московские ТПО «Резерв» Владимира Плоткина и «Сергей Скуратов Architects», а также петербургские «Евгений Герасимов и партнеры» и «Студия 44» Никиты Явейна. Каждое бюро предложило свое видение возрождения одной из пяти территорий Вышнего Волочка: четырех фабрик и исторического центра. Кураторы – архитектор Сергей Чобан и критик, историк архитектуры Григорий Ревзин – полагают, что подобные проекты могли бы решить множество социальных проблем.

Однако пока «Фабрика Россия» остается лишь на уровне художественного замысла.

Иллюстрация_№1
Никита Явейн, архитектор, руководитель архитектурной мастерской «Студия 44»:

– «Студия 44» уже во второй раз участвует в Венецианской биеннале. В 2008 году куратор российского павильона Григорий Ревзин собрал и привез лучшие на тот момент проекты отечественных и зарубежных архитекторов. Мы показывали нашу концепцию высотной застройки площади у Ладожского вокзала в Санкт.-Петербурге.

В этом году – иной подход. Кураторы задали тему, и проекты разрабатывались специально под нее. Россия – молодой участник на биеннале, и далеко не всегда у нас получалось, что называется,  попасть в струю, показать что-то действительно актуальное. Но в этом году, как мне кажется,  – удалось. Во-первых, сюжет возрождения «убывающих» городов выбран очень грамотно. Во-вторых, речь идет о реконструкции промышленного наследия, что сегодня крайне актуально. В Европе к индустриальным зданиям относятся не как к памятникам архитектуры, а скорее, как к памяти места, которую нельзя уничтожать, но с которой можно работать. У нас же пока преобладают два пути: либо полная перестройка с сохранением отдельных фрагментов «на память», либо – сугубо реставрационный подход. Участники российской экспозиции попытались нащупать третий путь.

Мы решили прямо ответить на поставленную куратором задачу, не ударяясь при этом в крайности модернистских схем. Идеология «Студии 44» проста: не внося в облик памятника практически никаких изменений, перевести его существование в совершенно иную плоскость. Вода у нас проникает на территорию фабрики как функциональный и композиционный стержень нового городского центра, образуя своего рода «водную площадь». При этом задуманное нами гидротехническое сооружение – канал шириной 160 м и длиной 1,2 км – полностью лежит в русле местных традиций, возрождая градостроительную идею Вышнего Волочка как города судоходного, города-на-воде.

И все же, хочу отметить, что при грамотном выборе темы, эстетика российского павильона несколько не соответствовала последним тенденциям. А это сейчас - анти-гламур, анти-глобализм, переориентация на местное, рукотворное, «незвездное».

Евгений Герасимов, архитектор, руководитель архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»:

–Российский павильон на общем фоне выделялся в лучшую сторону. Это не только мое личное мнение как участника экспозиции: есть резонанс в Европе, отличная пресса. Нашу выставку уже предложили экспонировать в музее Дюссельдорфа и Центре современной архитектуры в Лондоне.

Выгодно отличалась экспозиция 2010 года и от тех, которые выставлялись в Венеции в прежние годы. Не было пафоса, выспренности, которыми раньше грешил российский павильон. Мы показали не гиганта, из которого сыплются нефтедоллары, а настоящую российскую провинцию, озабоченную тем, как бы выстоять и начать новую жизнь. Наш павильон показал конкретное предложение возрождения Вышнего Волочка.

Этот город похож на Венецию каналами, выкопанными еще в петровские времена. В городе с несколькими крупными индустриальными зонами некогда градообразующие фабрики пребывают в удручающем состоянии. Производство заглохло. Система каналов заброшена. Памятники в историческом центре превратились в руины. Люди не видят ничего хорошего в настоящем и не верят в светлое будущее. Такая участь постигла почти все провинциальные города России.

Вышний Волочек лежит на пути из Петербурга в Москву. В этой точке «встретились» петербургские и московские архитекторы и попытались увидеть, как можно вернуть к жизни умирающий город. Нам очень помогли и создатели потрясающе красивого фильма, сопровождающего экспозицию, и бригада художников под руководством Василия Федотова (ученика Е.Е. Моисеева), представивших диараму маслом на стекле, на которой один проект переходит в другой, создавая из собрания идей реальность.

Конечно, хотелось бы, чтобы история проекта не закончилась выставочными павильонами. Говорят,  идея рассматривается и в администрации Тверской области, и в правительстве России.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020