Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2010 / 00 / Клубный дом «Мойка-крюков»

Градсовет

Клубный дом «Мойка-крюков»

На последнем заседании градостроительного совета эксперты согласовали с учетом замеча-ний эскизный проект жилого дома по адресу набережная реки Мойки, 102. Здание располагается вдоль набережной Мойки, обращено к острову Новая Голландия, с видами на Исаакиевский собор и Мариинский театр.

Голландский архитектор Эрик ван Эгераат представил проект шестиэтажного здания высотой 23,5 метра (при максимально разрешенной высоте 28 метров) на участке площадью 1200 кв. метров в охранной зоне ЗРЗ–1. Жилые апартаменты: 20 квартир (две двухкомнатные, шесть трехкомнатных, десять четырехкомнатных и два пентхауса) – расположатся на 2–6-м этажах. Предусмотрен двухэтажный подземный паркинг на 41 место. Заказчиком проекта выступает ООО «М 102». Построить дом планируется в 2013 году.

Иллюстрация_№1
Юрий Земцов,
академик архитектуры, рецензент проекта:

– Концепция проекта жилого дома у слияния Мойки и Крюкова канала Эрика ван Эгераата заставляет вновь обратиться к теме пресловутого «петербургского» стиля в архитектуре, как, впрочем, и в каждом случае нового строительства в центре. Рискуя навлечь на себя гнев многих, посмею утверждать, что такого архитектурного «стиля» не существует.

Красота Петербурга – в удивительной гармонии городских пространств, улиц, площадей, рек, каналов и окружающих зданий, их размеров, высоты, масштаба деталей. И дело не только в том, что в городе действовал строгий регламент. Но и в том, что его строили очень хорошие архитекторы, как отечественные, так и иностранные. Строили по-разному, в соответствии с духом места и времени, руководствуясь своими и заказчика эстетическими предпочтениями, но всегда строго соблюдая принятые в городе правила. Это, наверное, и можно назвать петербургским стилем.

Рассматривая концепцию именно с этой точки зрения, считаю, что работа архитектора ван Эгераата вполне заслуживает одобрения. Заполняя своим объемом весь отведенный участок, здание возвращает северной части квартала характер плотной исторической застройки, уничтоженной при сносе Литовского замка. Как отдаленное воспоминание о замке и как некий реверанс Новой Голландии на противоположной стороне Мойки кажется вполне уместным скругление фасадов на углах Крюкова канала и Матвеева переулка. Столь же уместным можно считать и плавный, следующий форме набережной изгиб главного фасада, придающий всему зданию более камерный, жилой характер.

Намеченное решение фасадов в виде двух раздельных слоев при тщательной доработке, учитывающей особенности климата и эксплуатации, позволяет надеяться  на появление современного, пластически выразительного, запоминающегося здания при сохраненном масштабе градостроительной ситуации.

Юрий Курбатов,
доктор архитектуры, профессор, член-корреспондент РААСН и МААМ:

– Наверное, большинство архитекторов Петербурга хотят сотрудничать с западными мастерами. Самый правильный путь к такому сотрудничеству – организация конкурсов. И важно найти подходящие для этого площадки. Здесь уместно вспомнить европейский опыт. Так, в 1927 году Германия организовала конкурс на застройку квартала Вайсенхоф в Штутгарте. Пригласили «звезд» мировой архитектуры. В результате реализации проектов были продемонстрированы новейшие достижения жилой архитектуры того времени.

Дом Эрика ван Эгераата на углу Мойки и Крюкова канала – пример яркой, «говорящей» формы ХХI века.  Она обладает поэтическим языком со своими художественными «неточностями» и «неправильностями». Они воспринимаются с интересом, провоцируют зрителя на сотворчество, могут сделать новую форму запоминающимся событием. Однако в языковом контексте XVIII века фасады здания воспринимаются автономными, нарушающими целость окружения. При этом следует отметить, что ван Эгераат самым элегантным способом пытается найти связи с художественными особенностями среды.

В пояснительной записке к проекту читаем: «Рядом располагаются здания периода барокко с регулярным ритмом проемов, гладкими стенами и акцентированием входа и углов здания… Решение фасада отображает эти принципы». Логично предположить, что именно поэтому вторая (наружная) оболочка дома, «надетая» на его конструктивный остов и обладающая иррегулярностью, должна стать в том числе и ссылкой на декоративность барокко. Однако «прочитывается» эта ссылка с большим трудом. Необходимой адекватности не получилось.

Историческая среда, обладающая уникальной культурной ценностью, часто становится неудобной для архитекторов-новаторов, каждый проект которых демонстрирует доминирующую авторскую новизну.

Юрий Митюрев,
главный архитектор Санкт–Петербурга:

– В проекте ван Эгераата я вижу правильную попытку контекстуального решения в современных формах. Наверное, с определенной долей справедливости выбранный материал покритиковали за цвет, но сама структура дома в целом близка к контексту. Получился тот самый компромисс, который вписывает новое современное здание в окружающую историческую застройку. Еще лично мне представляется, что необходимо больше «открыть городу» первый этаж. Но это уже из вопросов, которые автор будет учитывать при доработке проекта.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020