Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2010 / 01 / Сочи-2014 Олимпийский парк

Актуальная тема

Сочи-2014 Олимпийский парк

Объекты Главной Олимпийской площади:

 

- центральный стадион на 40 000 зрителей (проектная организация – Populous, Великобритания, совместно с «Моспроектом-4», Россия);

 

- малая ледовая арена для хоккея с шайбой на 7 000 зрителей (архитектурное бюро «Пихлер», Италия, совместно с ЦНИИ промышленных зданий, Россия);

 

- большая ледовая арена для хоккея с шайбой на 12 000 зрителей (архитектурное бюро ООО «Мостовик», Россия);

 

- ледовая арена для керлинга на 3 000 зрителей (архитектурное бюро «Пихлер», Италия);

 

- крытый конькобежный центр на 8 000 зрителей («Кубаньуниверсалпроект» – проектный институт ЗАО «Стройинтернешнл», Россия);

 

- ледовый дворец спорта для фигурного катания на 12 000 зрителей («Моспроект-4», Россия).

Иллюстрация_№1

Сквозь призму олимпийской стройки в Сочи российское архитектурное сообщество хочет показать всему миру, что в нашей стране умеют строить не только красиво, но и рационально, экономически выгодно, экологически безопасно.

При этом зодчие должны помнить, что Сочи – это не только столица будущей Олимпиады, а еще и всероссийский курорт, крупный город и морской порт. Все, что останется Сочи в наследство от искрометного олимпийского праздника, должно иметь гораздо больший срок годности.

Архитекторы стремились создать композицию, которая, при всей своей неизбежной грандиозности, рассчитанной на многотысячную аудиторию, обладала бы такими качествами, как демократичность, многофункциональность, комфорт, яркая образность и сомасштабность человеку. «Мы сознательно уходили от строгой симметрии и регулярности, добиваясь эффекта естественно сложившегося ансамбля, существующего в гармонии с природным окружением. Мы просчитывали «раскадровку» пространства, живую смену ракурсов и картин», – рассказывает Олег Харченко, главный архитектор ГК «Олимпстрой».

Главный объект внимания – Олимпийский парк в Имеретинской низменности. Он будет разделен на четыре основные функциональные и тематические части: «Входная зона», «Парк «Река», «Аванплощадь» и «Главная Олимпийская площадь», которые выстроятся в единую пространственную анфиладу.

В круг Олимпийской площади по часовой стрелке вписаны шесть спортивных арен.

Здесь будут центральный стадион, большая и малая ледовые арены для хоккея с шайбой, ледовая арена для керлинга, крытый конькобежный центр и ледовый дворец спорта для фигурного катания.

По своим формальным признакам этот ансамбль вполне сопоставим с композициями, известными в музыке под названием рондо, имеющими главную тему (рефрен), которая может варьироваться по своей тональности.

Вот как видит это главный архитектор «Олимпстроя»:/
– В нашем архитектурном ансамбле мы видим нечто подобное. Главной темой здесь становится тема фрагмента окружности – дуги. Дугообразные силуэты, абрисы, очертания в той или иной степени присутствуют в архитектуре абсолютно всех объектов, даже прямоугольных в плане. Тема дуги широко варьируется. В стеновых ограждениях дворца спорта для фигурного катания («Волна») она приобретает волнообразную динамику и рисунок, словно прорезанный коньками по льду. В ледовой арене для керлинга спокойной плавной дугой очерчен своеобразный фронтон сооружения (на который, возможно, будут проецироваться кадры происходящих внутри состязаний). В оформлении круглого объема малой ледовой арены («Вихрь») движение скользящих по фасадам линий доведено до экспрессивной турбулентности.

Проект Центрального стадиона разработан международным творческим коллективом архитекторов и инженеров, которому удалось, решая множество планировочных, функциональных и конструктивных задач, в архитектуре огромного спортивного сооружения воплотить образ, удивительно созвучный с масштабом и характером окружающего пространства, присутствием моря и гор, уникальным природным ландшафтом.
– Я думаю, Центральный олимпийский стадион станет ключевым сооружением парка, одним из символов Игр, – рассуждает Олег Харченко. – Его ассиметричный силуэт с гигантским размахом металлических форм рождает целый ряд ассоциаций. По мнению большинства, абрис сооружения рифмуется с горными вершинами. Пологие скаты-склоны, плавное очертание кровли – все повторяет силуэты снежных гор на горизонте. Абсолютное созвучие с местом. В другом городе такое сооружение, может быть, выглядело бы нелепо. Здесь – более чем органично. Возникают и другие сравнения – с перевернутой лодкой, морским животным, облаком.
Сейчас стадион насыщается большим количеством технологических, функциональных элементов, но теперь они ложатся на готовую канву.

Второй по значимости в композиции объект – Большая ледовая арена. Днем это идеальная «капля воды» с очень элегантно прорезанными арочными линиями, отделяющими непрозрачное покрытие от стекла. А вечером сооружение преображается за счет медиафасада. В поверхность будут встроены светодиоды, дающие большое количество цветовых оттенков, и огромная сферическая поверхность наполнится рисунками по мотивам пасхальных яиц Фаберже. Так идет «игра» на одном из российских брендов.

Олег Андреевич Харченко 
Главный архитектор корпорации «Олимпстрой»

Родился в 1948 году в Горьковской области.
Окончил Академию художеств им. И.Е. Репина, служил в армии. Затем работал в ЛЕНПРОЕКТе. Был руководителем мастерской. В 1988 году назначен заместителем начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Ленгорисполкома.
С 1991 по 2004 год был главным архитектором Санкт-Петербурга и председателем Комитета по градостроительству и архитектуре. Возглавлял рабочую группу, которая готовила заявку от Северной столицы на проведение Олимпиады в 2004 году.
В числе спортивных объектов, построенных под руководством Харченко, Ледовый дворец на пр. Большевиков. После отставки руководил разработкой ряда крупных градостроительных проектов, в том числе по застройке намывных территорий «Морского фасада».
В августе 2009 года О.А. Харченко назначен на должность главного архитектора корпорации «Олимпстрой».
Заслуженный архитектор РФ. Академик Международной академии архитектуры.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020