Информационно-аналитический бюллетень
Союза архитекторов Санкт-Петербурга,
Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,
Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»
Рафаэль Даянов
архитектор
«19 марта 1936 года в трех залах Этнографического музея открылась большая архитектурная выставка «Архитектура Ленинграда за 18 лет», приуроченная к ленинградской областной конференции архитекторов. На выставке представлено свыше 1500 проектов, отображающих 18-летнюю работу ленинградских архитекторов для Ленинграда, Ленинградской области и всего СССР.
Центральное место на выставке занимают работы АПО Ленсовета, выполненные в связи с составлением 10-летнего плана развития Ленинграда. Широко представлены на выставке работы известных ленинградских мастеров, как профессоров А.С. Никольского, Н.А. Троцкого, И.Г. Лангбарда, Е.И. Катонина и др., архитекторов Г.А. Симонова, И.И. Фомина, Е.А. Левинсона, А.И. Гегелло, Д.Л. Кричевского и др. Не менее широко представлены также работы ленинградской архитектурной молодежи, свежие и интересные проекты которой свидетельствуют об ее несомненном творческом росте. Всего на выставке представлено около 500 ленинградских архитекторов. Выставка была открыта в течение полутора месяцев. Для широкого ознакомления рабочей общественности Ленинграда с выставкой Ленинградский союз советских архитекторов заключил договоры с крупнейшими промышленными предприятиями Ленинграда на организацию массовых экскурсий на выставку. Проведен также ряд иногородних экскурсий на выставку».
Это текст из журнала «Архитектура Ленинграда» за июль 1936 года (№ 1), который выходил вплоть до 1991 года под разными названиями. Экспозиция была первой архитектурной выставкой крупного масштаба за 14 лет, после показанной в залах Музея города выставки «Пять лет советской архитектуры». В аванзале посетителей встречала стела с барельефным изображением А.С. Пушкина, своеобразный юбилей которого (столетие со дня смерти) в стране отмечался всенародно, с показным размахом. В торце Мраморного зала, кроме портретов вождей, на самом видном месте располагался генеральный план города, а под ним – макет стадиона имени С.М. Кирова на Крестовском острове. В журнале сообщалось: «Выставочный комитет: Председатель арх. Е.А. Левинсон, его зам. Б.Р. Рубаненко, Члены: Арх. Анисимов, Н.Н. Белехов, М.П. Гринберг, Н.А. Митурич, А.Д. Порошин, М.П. Савкевич, Н.М. Сирвинт, Е.М. Соколов».
В одном из следующих номеров журнала [1937, № 1 (3)] помещена статья профессора Л.А. Ильина «Архитектура Ленинграда за 20 лет», в которой описаны основные представленные на выставке работы и дан подробный критический анализ.
Каталог выставки отражает впечатляющую картину градостроительной практики двух десятилетий: «Длинный и разнообразный творческий путь пройден ленинградскими архитекторами за 18 лет. Революционная романтика и символика периода военного коммунизма, супрематизм и кубизм последующих лет, конструктивизм и классицизм, подчеркнутый ретроспективизм (воскрешение «петербургского стиля») и настойчивые творческие искания новых, подлинно социалистических форм и методов – весь этот сложный путь советской архитектуры нашел отражение в сотнях фотодокументов и оригиналов, представленных на выставке… Ознакомившись с материалами строительной практики, с охраной и улучшением архитектурного наследства, посетитель выставки вновь обращается к грандиозным перспективам будущего Ленинграда, к величественной картине дальнейшего развития города»…
В предисловии к каталогу выставки приведены слова Л. Кагановича: «Архитектура – самое близкое массам искусство»… Может быть, Лазарь Моисеевич все-таки был прав?!
© «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020