Информационно-аналитический бюллетень
Союза архитекторов Санкт-Петербурга,
Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,
Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»
Ю.И. Курбатов
академик МААМ (IAA), доктор архитектуры, профессор СПбГАСУ
Сегодня историцистская архитектура, в том числе и «архитектура выбора», представляющая особый интерес для центра Санкт-Петербурга (сохранение его целостности и исторической памяти) становится все более актуальной и востребованной. Первоначальная боязнь архитекторов утратить свой имидж крутой современности и отказаться от антиконтекстуальной новизны уходит в прошлое. Накоплен большой и разнообразный опыт, объекты которого позволяют отметить появление различных форм историцизма. Наша цель – обозначить истоки их формообразования и степень уместности в контексте исторической среды.
Этот тип историцизма отличается подражанием и копированием образца, что иногда перерастает в перечисление. Такой историцизм был особенно характерен для начального этапа освоения наследия. К сожалению, интерес к нему до сих пор не утрачен. Назовем наиболее яркий пример.
Жилой комплекс на Каменном острове, набережная Большой Невки (архитектурная мастерская Евгения Подгорного). Новизна в облике нового «Дворца» и в его выразительном языке почти незаметна. А потому незаметна и дистанция во времени – знак эволюции и развития. Tакой историцизм нельзя определенно назвать архитектурой «включающего типа». Здесь вместо «включения» – «повторение».
Подобная форма историцизма исключает подражание или копирование. Связь с образами прошлого определяется ассоциациями – наиболее распространенная форма сочетания новизны и преемственности.
Весьма удачный пример ассоциативного историцизма – недавно построенный комплекс Galeria на Лиговском проспекте (архитектурная мастерская «Григорьев и партнеры», 2010).
Отсутствие четкого характера в рисунке ордера делает такую разновидность ассоциативного историцизма весьма приемлемой для вписывания почти в любой контекст изящной ордерной архитектуры.
Другой пример – менее удачного ассоциативного историцизма, к сожалению, сочетающегося с некоторым копированием, – гостиница на пл. Островского, 2а (архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнеры»). Согласованность новой архитектуры с контекстом руководитель авторского коллектива Е.Л. Герасимов выразил метафорой «Незачем кричать в Музее».**
Ассоциативный историцизм характерен для многих объектов архитектурной мастерской М.А. Мамошина.
Гостиничный комплекс NOVOTEL в застройке пешеходной зоны 130 квартала Центрального района Санкт-Петербурга.
Внешний облик его овальных объемов несет ссылки на образы Древнего Рима. В них угадывается ассоциативная связь с аркадой и ордерной системой Колизея, акведуков, библиотек, в частности с библиотекой Цельсия в Эфесе. Такие связи спровоцированы Итальянским садом, примыкающим к NOVOTEL. Но композиция целого и ее детализация обусловлены прежде всего творческой концепцией академика Мамошина: «Я пытаюсь в самой традиционной составляющей симбиоза старого и нового искать новацию».*** Комплекс возвращает нас к основам всей европейской и российской ордерной архитектуры. Именно поэтому такая архитектура весьма уместна для классицистического Санкт-Петербурга.
Многоярусный гараж-стоянка («ДЛТ–инвест»), Волынский пер. д. 3.
Жилой дом на ул. Шпалерной, дом 37.
Проект фасада административного здания на наб. р. Фонтанки, участок 1 юго-западнее дома 9, лит. А по Климову пер.
Последние три объекта представляют ассоциативный северный модерн.
Вызывает особый интерес и новый масштабный проект мастерской М.А. Мамошина – Центр искусств на Васильевском острове (реконструкция бывшего трампарка).
Проект главного здания Центра – Конгресс-холла – покоряет элегантной эстетикой преобразованных основополагающих археформ: колонн и перекрытий.
О разнообразии форм историцистской архитектуры свидетельствуют объекты и других элитных архитектурных мастерских Петербурга.
Удачный пример мягкого ассоциативного историцизма – жилой дом на Каменном острове, проспект Динамо, д. 14 (архитектурная мастерская О.С. Романова).
Современное тело здания органично переплетается со знаками и деталями неоисторизма Петербурга XIX и XX веков, несущего смешение различных стилей, подчиненных новому радикальному целому, в котором и тогда, и сегодня прочитываются черты модерна начала ХХ века.
Столь же интересны примеры ассоциативного северного модерна в жилых домах на Каменном острове у станции метро «Крестовский остров» (архитектурная мастерская И.А. Солодовникова): жилой комплекс на наб. Мартынова у дома 16 (авторский коллектив Солодовников И.А., Каплицкая А.); жилой дом на Кемской ул., дома 10 и 12 ( авторский коллектив Дмитриева Н., Токарева Л.); жилой дом на Морском пр., д. 29 (авторский коллектив Дмитриева Н., Токарева Л.). Для них характерна привязанность не только к модерну и его времени, а к более широкому, эволюционному периоду: к культурным пластам переходных периодов от неоклассицизма к модерну и от модерна к авангарду. Именно поэтому облик этих зданий не дистанцируется от современности, а хорошо сосуществует с ней.
К ассоциативному северному модерну можно отнести и театрально-развлекательный комплекс «Лицедеи» – ул. Льва Толстого дом 9 (архитектурная мастерская «Студия 17», рук. С.В. Гайкович).
Характерен тем, что образы прошлого, его знаки модернизируются – геометризуются, упрощаются, деформируются под влиянием современности. И нового радикального целого.
К такой форме модернизированного историцизма можно отнести:
Башенные здания–колонны в конкурсном проекте Технопарка в Невском районе СПб у метро «Улица Дыбенко» (архитектурная мастерская О.С. Романова). Предлагая принципиально новую форму башни-колонны, авторы стремились придать ей некоторые знаки прошлого.
Здание операционного отделения управления Сбербанка России на Фурштадской ул., 5 (архитектурная мастерская «Студия 44», руководитель Н.И. Явейн).
Здание Бизнесцентра в 130-м квартале Невского проспекта (архитектурная мастерская М.А. Мамошина)
Жилой дом «Статский советник», угол Загородного пр. и ул. Гороховой (архитектурная мастерская М.А. Мамошина).
В конце 1990-х годов и позднее я неоднократно отмечал работу академика МААМ (IAA) архитектора Е.М. Рапопорта – станцию метро «Крестовский остров». Наземный павильон станции вполне можно назвать модернизированным историцизмом.
Характерен парадоксальным расширением смыслового содержания классицистического ордера, переведением его форм как бы в двоякофункционирующие элементы.
Самый яркий пример подобного историцизма – Гостиничный комплекс Parkinn (ул. Гончарная, 2, Невский пр., 91 (генеральный проектировщик «Студия 17», рук. С.В. Гайкович). Новый «ордер» здесь становится многозначным элементом. С одной стороны, это главный выразительный элемент фасадов, с другой – удачное конфигуративное расширение внутреннего пространства, увеличивающее связи «внутреннего» с «внешним». Безусловно, фасадное решение, предложенное и реализованное «Студией 17», – это интересный эксперимент, продолжающий новации выдающегося советского архитектора А.И. Гегелло (проект здания «Аркос» в Москве, 1924) и западного классициста Рикардо Бофилла 1980 годов.
Современный историцизм как творческое направление не всегда в почете у некоторых архитекторов–новаторов, которые стремятся к овеществлению абсолютной новизны. Для них, как правило, имидж архитектора определяется только новизной, изобретательством, движением вперед, а не использованием прошлого. Особенно неприемлем для радикальных новаторов и сам термин «историцизм», связанный с эклектизмом. Еще недавно он был ругательством, а для некоторых «теоретиков» и сегодня остается ненавистным прошлым. Может быть, именно поэтому термин «историцизм» и его содержание как творческое направление сегодня стали зоной умолчания.
Между тем, историцизм конца ХХ – начала XXI веков – не повторение прошлого. Это новый уровень сочетания современных функциональных и технологических достижений со ссылками на художественно-обобщенные знаки прошлого. Именно поэтому современный историцизм, как архитектура включающего типа, имеет огромный потенциал для реализации одной из радикальных тенденций современности – плюрализма, творческого разнообразия. В то же время, как и в добрые времена конца XIX – начала XX веков, современный историцизм утверждает непрерывность и преемственность архитектурного процесса, позволяет сохранить память места, что особенно важно и актуально для развития исторического контекста.
P.S.
Подробнее об этих формах архитектуры «включающего типа» – в ближайшем номере журнала «Капитель».
*Историцизм – то же самое, что и историзм или историцистский.
А .В. Иконников «Историзм в архитектуре»: «Историзм в нашем понимании – не название конкретного направления в практике определенного времени, и тенденция проходящая все периоды развития архитектуры. начиная с Возрождения. Историзм определяется обращением к культуре прошлого (как правило, такого , с которым его время уже не сохраняет прямой преемственности) для решения проблем настоящего. Он использует в своем языке знаки, свидетельствующие об обращении к исторической памяти в системе, принадлежащей к актуальной культуре».
(М., Стройиздат,
Для сохранения исторической памяти на протяжении всего эволюционного процесса развития архитектуры его зодчим, как мы знаем, приходилось использовать компромисс, соединяя новизну функциональных, технологических и технических достижений актуальной культуры со ссылками на язык наследия. Наше время не является, в этом смысле, исключением. (Непрерывность этого процесса показана в блистательной монографии академика А.В. Иконникова «Историзм в архитектуре», М., Стройиздат , 1997 год, 559 с., илл.).
**Ольга Медок. «Ностальгия по ренессансу», «Капитель» №5, 2009, с. 98.
***Термин «парадоксальный» заимствован из монографии А.В. Иконникова «Историзм в архитектуре» М., Стройиздат, 1997, с. 423.
© «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020