Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2011 / 07 / Лев Александрович Ильин

История

Лев Александрович Ильин

С.В. Семенцов

доктор архитектуры

Для исторического и современного Санкт-Петербурга одной из важнейших должностей во всей системе управления является должность главного архитектора города. Так уж случилось, что с 1718 г. в системе высшего городского управления всегда вплоть до 1917 г. была деятельность городского архитектора. А с 1772 г. эта практика была распространена по всей России. Причем с 1842 г. для подготовки городских архитекторов создано особое училище, которое в 1882 г. расширили в крупнейший институт по специальной подготовке городских, губернских и епархиальных архитекторов – высших чиновников регионального уровня – Институт гражданских инженеров (современный СПбГАСУ). С особой блестящей программой подготовки не только в области архитектуры и комплекса строительных наук, но и законодательства, решения проблем развития городского и междугородного транспорта, инженерного обеспечения городов и территорий (городского водопровода, канализации), решения санитарных проблем и благоустройства городов и т.д. – то есть всего комплекса тем, требующих особых знаний и умений для эффективного государственного управления развитием городов и губерний. Таких специалистов (в будущем чаще всего – крупных государственных чиновников) даже называли особым образом – гражданскими архитекторами. В те времена в системе городского (губернского) управления существовали 3 равноправных специалиста: городской (губернский) архитектор, городской (губернский) инженер, городской (губернский) землемер.

С ноября-декабря 1917 г. была поставлена общегосударственная задача полного уничтожения всей существовавшей ранее системы управления. В том числе была отменена и должность городского архитектора. Но проблемы восстановления городов после разрухи Гражданской войны и их развития никто не отменял. Поэтому тихо и незаметно с 1923 г. была восстановлена дореволюционная система управления градостроительными процессами в городах, в том числе и в Петрограде. Снова появилась и должность городского архитектора – как заместителя городского инженера. В 1937 г. в СССР восстановлена должность городского архитектора, получившая название «главный архитектор города».
Цикл публикаций о главных архитекторах в новейшей истории Петрограда – Ленинграда – Петербурга «Архитектурный Петербург» начинает рассказом о первом из них.

Иллюстрация_№1

На протяжении многих лет функции главного архитектора северной столицы выполнял Л.А. Ильин, и выполнял превосходно. Но занять этот пост юридически Л.А. Ильину не удалось. Помешало дворянское прошлое.

Лев Александрович Ильин, родился 13 (25) июня 1889 г. в семье морского офицера, в селе Подоскляй Тамбовского уезда. Отец, Александр Александрович Ильин, был крупным юристом, увлекался искусством. По линии матери – Людмилы Ивановны Сатиной – они были в дальнем родстве с Рахманиновыми. Льву Ильину прочили военную карьеру (как прожили и его деды) и отдали обучаться в Александровский кадетский корпус. Но затем его судьба круто изменилась. После окончания кадетского корпуса он отказался от семейной традиции и учился в 1897-1902 гг. в Институте гражданских инженеров, затем – с 1903 г. в архитектурной мастерской Л.Н. Бенуа в Академии художеств. Параллельно, с октября 1902 г., работал в мастерской профессора В.А. Косякова. Сразу же включился в проектную и преподавательскую деятельность. В 1904-1917 гг. был архитектором Ксенинского женского института, преподавал в 1905-1908 гг. на Женских архитектурных курсах В.Ф. Романовой, затем с 1913 по 1919 г. – на Высших женских курсах архитектурных знаний Е.Ф. Багаевой (в 1920-е гг. присоединены к архитектурному факультету Академии художеств). С 1902-1903 гг. стал вести активную общественную деятельность, включившись в работу Общества гражданских инженеров и Петербургского Общества архитекторов-художников. Колоссальная творческая энергия находила выход в десятках проектов, реализованных в те годы. До конца 1910 г. он уже выполнил более 15 заказных проектов, участвовал в десятках архитектурных конкурсов на создание зданий и сооружений для Санкт-Петербурга, Баку, Екатеринограда и других городов России, получив 18 конкурсных премий. Часто конкурсные проекты разрабатывал вместе с признанными мастерами – с А.Ф. Бубырем, А.Л. Лишневским.

Этапным стал заказ 1905 г. на проект четырех петербургских мостов через Мойку, Фонтанку и Введенский канал. Первый вариант мостов в стиле модерн был с треском отвергнут. Именно тогда перед Л.А. Ильиным возник вопрос: как вписать архитектуру новых мостов в исторический контекст Санкт-Петербурга? И была сформирована линия решения этой проблемы – тщательное изучение истории формирования города. Огромные и подробные исследования мостов через Мойку, Екатерининский канал, Фонтанку, исторической застройки на обширных территориях центра столицы привели его созданию в 1907 г. второго варианта мостов, выполненных в духе петербургского ретроспективизма. Вариант был принят в городе «на ура». Было проведено комплексное восстановление Михайловского, Пантелеймоновского, Полицейского и Введенского мостов, в том числе  проведена реставрация сохранявшихся деталей, исполненных еще по рисункам К.И. Росси. Еще одним итогом этой работы стало сформулированное Л.А. Ильиным в 1908 г. предложение об учреждении при Городской управе Санкт-Петербурга особого органа по контролю за внешним обликом города.

Крупнейшей проектной и строительной работой Ильина стало создание Городской больницы в память Петра Великого в Полюстрове. В 1906 г. был проведен конкурс на проект городской больницы. Победителем признан проект гражданских инженеров Л.А. Ильина, А.И. Клейна, А.В. Розенберга. Специально для изучения аналогов Городская дума отправила авторов в Германию и Голландию. Доработка проекта на принципах единого архитектурно-пространственного ансамбля продолжалась до конца 1909 г., строительство велось вплоть до 1930-х гг.

Новым шагом в превращении в крупнейшего градостроителя стало участие в VIII Международном конгрессе архитекторов (1908 г., Вена), в IV съезде русских зодчих (1910 г., Санкт-Петербург) и в Международной архитектурно-строительной выставке (май – сентябрь 1908 г., Санкт-Петербург). Среди многих павильонов выставки в Санкт-Петербурге на Каменном острове и в Новой Деревне предполагалось соорудить особый павильон по градостроительной истории и архитектуре города на Неве. Сбор материалов продолжался еще 3 года, наконец 12 марта 1911 г. в здании Академии художеств была открыта знаменитая Историческая выставка архитектуры. На ней экспонировали известные произведения архитектуры в единстве с коллекциями исторических портретов, произведениями живописи, скульптуры, прикладного искусства, мебели, бронзы, фарфора. Л.А. Ильин был  одним из самых активных создателей выставки.

В период 1910-1917 гг. Л.А. Ильин только дважды участвовал в конкурсах: на проект здания Музея 1812 года (в Москве, у Храма Христа Спасителя), а также на эскизный проект православного храма в Мургабском государственном имении (в Средней Азии). Но эти архитектурные темы остались единственными. Лев Александрович постепенно и неуклонно переходил на градостроительную тематику: начал заниматься реконструкцией заводов на р. Лысьве в родовом имении Шуваловых (1910-1911 гг.), работал главным архитектором на строительстве Ладожского водопровода (1914-1917 гг.), создавал усадьбы в Олонецкой и Московской губерниях, комплекс Военной школы в Петергофе (1913-1915 гг.), разработал проект собственного дома на Каменном острове, занимался теорическим осмыслением английских идей «городов-садов» и их воплощением в России под руководством В.Н. Семенова (с 1913 г.), занимался разработкой проекта города-курорта «Курорт Лиран» под Туапсе (1916-1917 гг.).

С ноября 1917 г. Л.А. Ильин с особой энергией и верой включился в создание нового мира. В ноябре-декабре 1917 г. принял участие  в «общедоступных чтениях» Союза деятелей искусств, весной 1918 г. стал членом Художественной Коллегии Петроградского Наркомпроса, при реорганизации училища при Академии художеств назначен «красным профессором» (в 1918-1919 гг.), профессором Художественно-промышленного училища (в 1918-1919 гг.), заведующим Садово-парковым управлением и членом Ученого комитета градостроительства Совкомхоза (в 1920-1922 гг.), заведующим архитектурно-реставрационным подотделом Наркомпроса (в 1920-1922 гг.). В 1921 г. стал одним из организаторов воссоздания Петроградского общества архитекторов (1922 г.). Главными делами этого времени стала организация Музея города и последовательное расширение градостроительных работ. Вместе с В.Я. Курбатовым он был одним из организаторов Музея города (в 1918 г.), его директором (в 1918-1928 гг.) и заведующим отдела архитектуры и городского строительства в нем (1918-1919 гг.). Этапами в  деятельности музея стали организация экспозиций «Музея старого Петербурга» и 17 залов Архитектурного отдела в Аничковом дворце (1922 г.), затем – знаменитой выставки «За пять лет» (1922 г.). На базе музея по распоряжению Наркомхоза с 1921 г. организованы курсы подготовки техников коммунального хозяйства города. В них с 1922 г. появился даже курс планировки городов, который читал сам Л.А. Ильин. Затем курсы стали двухгодичными (с 1922 г.), высшими и трехгодичными (с 1924 г.), преобразованы в Петроградский коммунальный техникум, директором назначен Л.А. Ильин, на этой должности он работал вплоть до 1928 г., до реорганизации техникума. В эти годы на квартире Ильина (на наб. р. Фонтанки, 50) стал действовать своеобразный творческий семинар, в котором принимали участие его ученики  и соратники Е.И. Катонин, В.В. Данилов, Е.К. Реймерс, К.М. Дмитриев, З.И. Крылова, Д.Ф. Бетлинг-Кольбе, А.В. Самойлов.

Л.И. Ильин был в центре архитектурно-конкурсной деятельности в Петрограде. Для первого в новой истории Петрограда конкурса на Дворец рабочих (в зоне Нарвских ворот) под руководством Л.А. Ильина в Архитектурном подотделе Наркомпроса разработана программа (конец 1918 г.), в «Красной ниве» опубликовано его эссе о путях развития Петрограда (1923 г.), он принял непосредственное участие в конкурсе на проект завершения ансамбля Смольного (1923-1924 гг.).

Но все же главной линией жизни Л.А. Ильина стало градостроительное развитие Петрограда – Ленинграда. Именно в этом сам Лев Александрович видел свой гражданский долг. С 1918 г. в Петрограде возникли два конкурировавших центра разработки градостроительных проблем – Архитектурная мастерская И.А. Фомина и Музей города, руководителем которого стал Иван Александрович Ильин. Музей города постепенно расширял масштабы градостроительных исследований и предложений – по инициативе И.А. Ильина здесь возникла Комиссия по перепланировке Петрограда (1923-1924 гг.), последовательно расширявшая свою деятельность и преобразованная в Бюро по перепланировке Ленинграда (1924-1925 гг.), перешедшее в систему государственного управления при создании подотдела благоустройства отдела коммунального хозяйства Петроградского губернского исполкома (декабрь 1925 г.) в качестве отделения по планировке города. Затем в течение нескольких лет постоянных преобразований это градостроительное подразделение под управлением Л.А. Ильина прошло путь отделения (1925-1928 гг.), подотдела (1928-1931 гг.), отдела планировки (1931-1934 гг.), став архитектурно-планировочным отделом исполкома Ленгорсовета (1934-1940 гг.), наконец – Архитектурно-планировочным управлением Ленгорисполкома (с 1940 г.). Везде вплоть до 1938 г. руководителем был Александр Федорович Шаров, а его заместителем по архитектурной части был Лев Александрович Ильин, выполняя фактически (но не юридически) функции городского архитектора.

Еще с 1923 г., с основания Комиссии по перепланировке Музея города сформировался круг единомышленников: В.Я. Курбатов, В.В. Данилов, Д.Ф. Бетлинг-Кольбе, А.В. Самойлов, В.Ф. Геллер, П.Ф. Ковальская, А.Ф. Кларк. Именно они стали и ядром официального государственной структуры – Отделения. При создании Отделения из реставрационных мастерских Главнауки пришли Л.М. Тверской, Е.И. Катонин, В.А. Витман.  Последовательно разрабатывались и сразу шли в реализацию многие проекты, среди них: проект планировки района улицы Стачек (1923 г.), проект реконструкции западной стрелки Елагина острова (1924 г.), проект реконструкции сквера на стрелке Васильевского острова (1924 г.), проект реконструкции Зоосада (1925-1926 гг.). Среди самых крупных – участие от имени Губоткомхоза в создании серии жилых городков на рабочих окраинах, включенных к этому времени в черту города и ставших территориями Московско-Нарвского и Володарского районов. Это – жилые городки на Тракторной (бывшей Крыловской) улице и Серафимовский (вдоль Турбинной ул.) с проектной проработкой всей планировочной структуры вдоль проспекта Стачек и новой площади у предложенного к сооружению здания Райсовета, на улице Ткачей.

С 1925-1926 гг. стало совершенно ясно, что оптимальное развитие города не может быть обеспечено только путем реализации интересов многочисленных разрозненных застройщиков. Срочно нужно было разработать единую стратегию развития города. Еще в 1927 г. Л.А. Ильин писал, что важнейшей задачей уже тогда стало требование, решая многочисленные частные вопросы, обеспечить единство и оптимальность всего будущего развития города, «чтобы при разрешении реальных, текущих частных задач не разойтись с будущим целым – планировкой всего города». Оптимизации решения этой задачи была подчинена вся деятельность Отделения (затем Подотдела и Отдела). Изначально были сформированы 5 проектных групп – по административным районам города: сам Ильин руководил работами по Центральному и Московско-Нарвскому районам, Витман, после него Тверской – по Володарскому, Витман – по Выборгскому, Катонин – по Петроградскому, Данилов – по Василеостровскому. По каждому району, каждому фрагменту территорий собирали исходную информацию (до 260 вопросов), составляли перечни проблем и проблемных мест, готовили подробную фотофиксацию, вплоть до альбомов фоторазверток (приблизительно в масштабах 1:100, 1:200) по главным магистралям города. Впервые в стране срочно выполнили аэрофотосъемку всей территории города и предместных территорий (1922-1929 гг.), этими работами с 1926 г. руководил инженер А.П. Соколов. Важнейшим направлением работ стали проекты реконструкции городских магистралей, с прокладкой трамвайных путей, созданием систем городского инженерного оборудования, с комплексным благоустройством. К концу 1920-х гг. такие работы были выполнены более чем на 130 ленинградских улицах и площадях, в том числе на площадях перед Технологическим институтом (1925 г.), у Финляндского вокзала (1926-1928 гг.). Значительные работы вели уже и целыми районами. Так, на Васильевском острове были разработаны темы расширения Большого проспекта и создания вдоль него бульвара, выхода городской застройки к Финскому заливу, ликвидации приневских и приморских складских зон, комплексного благоустройства и озеленения всего района. Вдоль залива предложено создать сплошную линию городских парков и садов. Основным местом жилищного строительства здесь должен был стать жилой массив («жилкомцентр») на острове Декабристов – путем энергичной реконструкции недостроенного «Нового Петрограда».

Уже в 1927 г. была разработана принципиальная Схема развития Ленинграда в единстве с обширными пригородными территориями. Она дополнила разработанную под руководством И.А. Фомина Схему разбивки Петрограда на зоны (1919 гг.). В Схеме 1927 г. предложено линейное развитие промышленности и складских территорий от города вверх по течению Невы вплоть до Ивановских порогов (с частичным выводом предприятий из центра города), одновременно было намечено сегментное развитие селитебных территорий от существовавших тогда границ города на северо-восток (к Токсово, Всеволожску, Колтушам) и на юго-запад (к Ораниенбауму, через Красное Село к Троицку – бывшей Гатчине). Функциональный центр Ленинграда принципиально оставался в историческом императорском центре. Тогда же, в 1927 г., была значительно уточнена сама Схема районирования Ленинграда по зонам и типологии существующей и разрешенной к осуществлению застройки. Это был следующий крупный шаг в проработке принципиальных, стратегических вопросов развития города. Затем был создан Зональный план развития Ленинграда (1929 г.) – как первый этап разработки Проекта планировки Ленинграда. Перешли к созданию вплоть до 1933 г. самого Проекта планировки Ленинграда. Масштабность и тщательность градостроительных проработок неуклонно нарастала. При этом на высшем городском и областном уровне постоянно ставилась задача разработки единого Проекта планировки города и всей области, всего Ленинградского региона (включавшего тогда территории не только современной Ленинградской, но и Новгородской, Псковской, частично Вологодской областей, всего Кольского полуострова). Для его подготовки были сконцентрированы усилия не только градостроителей  архитекторов под руководством Л.А. Ильина: с ними взаимодействовали хозяйственный и партийные руководители области и города, в первую очередь в Архплане и Горплане (Плановой комиссии), в специально сформированной комиссии крупнейших ленинградских ученых, экономистов, географов из институтов Академии наук, специалистов многих Народных комиссариатов. Совместными усилиями велась разработка крупнейшего, невиданного по масштабам и глубине проработки комплексного проекта территориального развития всего Ленинградского региона. Так, был разработан Эскизный проект планировки г. Ленинграда (1934 г.). Он предполагал концентрическое развитие по всем направления, с сохранением функционального и композиционного центра в историческом центре, со скоординированным развитием всей пригородной зоны и всех территорий Ленинградского региона. Это был самый грандиозный генеральный план Ленинграда довоенного времени, его идеи предопределили основные идеи Генерального плана Ленинграда (1966 г.), и в особенности Генерального плана Ленинграда и Ленинградской области (1987 г.). Он прошел все согласования в Ленинграде и наркоматах и был отправлен в Москву на рассмотрение и утверждение в высших государственных и партийных органах власти. Это время было вершинным в творческой жизни Л.А. Ильина.

Но жизнь наносила и удары, часто наотмашь. Так, 14 июля 1928 г. Л.А. Ильин и еще более 20 сотрудников Музея города после продолжительной травли в ленинградских газетах и специальной проверки комиссией РКИ Ленгубсовета были уволены из музея. Как бывшие дворяне. Еще больший, непоправимый удар нанесло рассмотрение Эскизного проекта в Москве. На совместном заседании Политбюро и Совета Народных комиссаров от 10 августа 1935 г. проект подвернут разрушительной критике и отвергнут. Одновременно сформулированы драконовские по жесткости  требования разработать новый проект на основе новых требований и установок (отказаться от гигантских размеров Большого Ленинграда, сделать компактным и развивать только на юг, отказавшись от развития на север, вместе с Генеральным планом представить и Правила застройки), и, что казалось совершенно невыполнимым, – представить проект на утверждение в те же сроки – то есть, до 1 ноября 1935 г. Оставалось 2,5 месяца, а нужно было разработать практически новый проект. Невыполнение решений Москвы в те годы известно, чем и как каралось. К тому же многолетний лидер именно такого поистине ленинградского подхода к масштабным градостроительным работам и защитник разработки самого Эскизного проекта – С.М. Киров, как известно, был убит в 1934 г. Задача казалась неразрешимой. Но ленинградцы сумели ее выполнить. В течении 15 дней был проведен конкурс на идеи нового проекта, по итогам конкурса под руководством Л.А. Ильина создана проектная группа. Под руководством нового ленинградского партийного лидера – А.А. Жданова были сформированы 23 комиссии по разработке Правил застройки и нормативов. В сентябре – октябре 1935 г. велась работа над самим проектом, комплект чертежей, пояснительных записок, Правил был официально сдан на согласование 25 октября 1935 г. Его главными разработчиками стали А.Ф. Шаров, Л.А. Ильин, В.А. Витман, Л.М. М.Ф. Мюллер, О.А. Логинова, М.П. Лохманова, М.М. Долгрина, М.А. Орлова, Реймерс. Так в рекордные сроки и с высочайшим качеством был создан проект, известный сейчас как «Генплан Л.А. Ильина». В ноябре 1935 г. проект, правила застройки, списки подлежащих выводу из Ленинграда предприятий были представлены руководству Ленинграда и уже 4 декабря 1935 г. утверждены в Ленинграде как Схема планировки г. Ленинграда.

С 1936 г. также под руководством Л.А. Ильина шла дальнейшая конкретизация его идей, велось градостроительное уточнение по всем территориям. Одновременно на 4 крупнейших «площадках» решено было сконцентрировать массовое жилищное строительство и были начаты строительные работы – в Автово, на Международном (ныне – Московском) проспекте, на Малой Охте (куда уже в те годы предусматривалось строительство через Неву моста, введенного в строй только в 1965 г. как мост Александра Невского), на левом берегу р. Невы в районе Щемиловки. В Схеме планировки была разработана идея выноса центральных функций из исторического центра Ленинграда и создания нового центра далеко на юге, на Международном проспекте. Параллельно в каждом районе должны были быть созданы районные центры.

Работы приобрели невиданные масштабы. Создавалась настоящая школа ленинградского градостроительства и ленинградской архитектуры.  Но именно в этот момент был нанесен очередной удар. В 1937 г. союзное руководство приняло решение создать в каждом городе должность главного архитектора города. В Ленинграде эта должность введена с 1938 г. Кандидатура на главного архитектора очевидна – Л.А. Ильин. Но городское руководство, даже не уведомив его, назначило на эту должность его ученика еще по ЛИИКСу – Николая Николаевича Баранова. Л.А. Ильин был безжалостно уволен, вместе с ним были уволены и его соратники. Ильин был переведен профессором в ЛИИКС, Витман – в Ленинградское отделение Академии архитектуры, Тверской – профессором в Лесотехническую академию. Вместо них на руководящие должности утверждены бывшие студенты и дипломники Ильина, комсомольцы.

После этих событий Л.А. Ильин прожил совсем недолго. Он много работал в структурах Союза советских архитекторов. С первых дней обороны Ленинграда пытался участвовать в в программе маскировки памятников архитектуры и укрытия скульптуры. Ильин не уехал в эвакуацию, пережил в городе самые тяжелые месяцы блокады. Но 11 декабря 1942 г. он погиб на углу Невского и Владимирского проспектов, в него попал осколок снаряда.

После отстранения в 1938 г. Ильина от работ в прессе и выступлениях партийных, советских и архитектурных руководителей города звучали очернительные речи против него, отрицательно оценивалась его профессиональная и организационная деятельность. Но, как ни странно, если отбросить эти многочисленные речи и статьи, то окажется, что все дальнейшее развитие Ленинграда на многие десятилетия было предопределено идеями и разработками Ильина и его коллег. Ленинградская градостроительная школа Л.А. Ильина сохранялась вплоть до 1990-х гг., восприняв идеи комплексности развития города и области, единого продуманного генерального плана, ансамблевого принципа построения городского центра, площадей и магистралей, бережного отношения к историческому центру Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Идеи создания жилых и общественных ансамблей, сформулированные Ильиным, были подхвачены пришедшими после него главными архитекторами Ленинграда Барановым и Каменским, сохранившись и развиваясь вплоть до середины 1950-х гг. Лев Александрович Ильин стал крупнейшим градостроителем Ленинграда в XX веке.



Литература: Бусырева Е.П. Лев Ильин. СПб.: ГМИ СПб., 2008; Попова Г.А. Л.А. Ильин — первый директор Музея Города // Труды ГМИ СПб. Вып. 2. Спб., 1998. С. 48-56; Семенцов С.В. Градостроительное развитие Петрограда — Ленинграда в 1917-1941 годы // Архитектурное наследство. Вып. 49. М., 2008. С. 312-336.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020