Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2012 / 02 / Персидские миниатюры

Путешествия

Персидские миниатюры

Никита Явейн

архитектор

«Архитектурный Петербург» открывает новую рубрику «Путешествия» рассказом Никиты Явейна о поездке в Иран, организованной компанией «Арт-Тур». Никиту Явейна можно без преувеличения назвать взыскательным путешественником: достопримечательности многих стран мира знакомы ему не понаслышке. Тем не менее очное знакомство с архитектурой и культурой Ирана оставило по себе неизгладимое впечатление.

Иллюстрация_№1

Персеполь

Со школы сложилось представление о Персии как о восточной деспотии. Персеполь на протяжении двух веков (552-330 гг. до н.э.) был столицей огромной империи Ахеменидов, и я готовился увидеть колоссальные осевые построения, шеренги одинаковых монументальных скульптур…

За исключением масштабов дворцового комплекса (а он занимает 135 тысяч кв. метров), все оказалось не так. Резиденция Дария I – ансамбль со сложносочиненной композицией. Никаких прямых осей и перспектив, все подчинено довольно-таки прихотливой траектории движения. При этом надо понимать, что возникло это сооружение на сто лет раньше Парфенона.

Главные церемониальные помещения комплекса – Ападана Дария и Зал Ста Колонн – окружены цепью сокровищниц, кладовых и жилых помещений. Пространства любопытнейшие. Что-то, конечно, в них есть от Египта, но в целом атмосфера иная. Колонны изумительных пропорций: они гораздо стройней греческих, хотя тоже каннелированные. Капители очень развитые и не «растительные». Как правило, они изображают животных – быков, львов, реже – птиц. Все это очень тонко, изящно. Пластика абсолютно не египетская, скорее, напоминает искусство майя. Но это такие изящные, рафинированные майя.

Барельефы в Персеполе изумительные, лучшие из всех, что мне довелось видеть. Они, пожалуй, интересней греческих по рисунку и сильней по экспрессии. Конечно, круглой скульптуры нет – вместо нее три или четыре рельефа, слепленные в квадрат, как, например, гигантские фигуры быков на устоях входного портика. Но в этом тоже большая сила и исключительная графичность.

Стремление к индивидуализации образов у персов прямо-таки маниакальное. Взять к примеру рельеф, изображающий процессию данников от разных сатрапий: представители покоренных народов несут баранов, сосуды с благовониями, бурдюки с вином. Мало того, что различаются греки, арабы и эфиопы, но и один араб не похож на другого!

Древние города и мечети

Впервые мне довелось увидеть «обитаемую скульптуру» тысяч на пять жителей. Визуально такое поселение напоминает глиняный холм, в котором прорыты норы. Конструктивно это единое геоморфное сооружение, в которое местами вкраплены элементы с жесткой структурой и геометрией: это общественные здания – мечети, хаммамы и т.п. Весь агломерат выполнен из саманного кирпича, толщина стен и перекрытий доходит до метра.

Города-скульптуры проточены сетью улочек, извивающихся между высокими глухими заборами. Но определяющим элементом здесь является не улица, а внутренний двор. При родовом строе каждый клан имел свой дом, причем хозяева и рабы жили вместе. Внутри дома, вокруг его внутреннего двора и выстраивалась социальная иерархия.

Один из наиболее примечательных древних городов – Язд. Этот город всегда был центром зороастризма, само его имя происходит от слова «яздан» – бог, божество. Язд находится в самом центре страны, климат там очень жаркий. И колоритный вид Язду придают именно устройства для охлаждения воздуха и воды. Это, во-первых, так называемые бадгиры (ветроуловители) – нечто вроде вентиляционных труб, которые захватывают потоки дующего с любой стороны ветра и направляют их в дома или в подземные резервуары с водой. Во-вторых, это полукруглые кровли, позволяющие помещениям меньше нагреваться от прямых солнечных лучей.

Караван–сарай

Жара – мощный формообразующий фактор. Представьте себе окруженную горами пустыню. В ней стоит нечто похожее на крепость. Это караван-сарай, одно из лучших приспособлений для постоя, какие я когда-либо встречал.

Топчаны или накрытые коврами подиумы отделены от общего пространства только занавесками, что сделано, понятно, для борьбы с жарой. Это и есть, так сказать, номера. Они образуют лабиринты под сводами обширных помещений, отреставрированных с небывалой в Европе тщательностью. Зрелище фантастическое: трехметровые занавеси, узкие высокие двери, как в Эрмитаже. Ничего нового не привнесено, разве что отдельно стоящий блок туалетов. Его стены высотой около двух метров не доходят до потолка. Это, конечно, экзотика. Но кажущиеся неудобства с лихвой окупает аутентичность. И, проведя ночь на ковре, огороженный одними занавесками, ты с удивлением приходишь к выводу, что это комфортно.

Говорят, этот отель сделали некие иранцы, торгующие коврами в Испании. Вряд ли они думали о ролевом туризме, просто приспособили к сегодняшнему дню старинное здание, и все. А получилось, что воссоздали не только памятник, но и сам образ жизни.

Рядом с гостиницей стоит бывший караван-сарай для верблюдов. В нем сейчас администрация комплекса. Вместо верблюдов по Шелковому пути идут караваны грузовиков. А в остальном – все как пять веков назад…

Исфахан

Иранская (персидская) архитектура рубежа XVI-XVII веков – одна из вершин мировой архитектуры, которую мы просто мало знаем. В ту пору Ираном правил  Аббас Великий, очень напоминающий нашего Петра I. Это был первый персидский шах, который наголову разбил турок, реорганизовал армию, администрацию и построил великую столицу – Исфахан.

Площадь в центре Исфахана – объект Всемирного наследия. Прежде она называлась Шахской, теперь – площадь Имама. Это колоссальная площадь, ее размеры 560х165 м выдают в ней символ государственной воли. Шахская площадь считается второй в мире по величине после Тяньаньмэнь (880х500 м). Так-то оно так, но Тяньаньмэнь приобрела свои нынешние размеры только при Мао Цзедуне, то есть спустя 500 лет после создания Шахской площади.

По торцам площади расположены мечеть Имама и Большой базар, по длинным сторонам – мечеть Шейха Лотфаллы и дворец Али-Гапу, с террасы которого шахи созерцали игру в конное поло (это стало излюбленным сюжетом иранских миниатюр). Сейчас площадь как стадион не используется. По пятницам здесь проводится Джума-намаз – пятничная соборная молитва.

Мечеть Шейха Лотфаллы (1619) – это нечто космическое с парящим в воздухе куполом. В разное время суток и при разном освещении купол приобретает разные цвета за счет включенной в облицовку слюды. Это не вполне архитектурный эффект, скорее, дизайнерский. Но наблюдать, как оттенок меняется от светло-желтого к голубому, – завораживающее зрелище. В интерьере мечети свет такой рассеянный… Потоков света нет, но купол словно наполнен некой светоносной субстанцией, которая его дематериализует. Эту мечеть так и называют – Мечеть света.

Большой базар (Базар Бозорг) – целый город с километрами крытых галерей, главная торговая улица простирается чуть ли не на два километра. Базар в Стамбуле куда меньше. Базар Бозорг – это такой гипермаркет, в котором и торгуют, и что-то изготовляют, и живут. Там внутри и лавки, и караван-сараи, и мечети. Без навигатора там можно заблудиться и остаться навсегда.

Очень интересны дворцы Аббаса Великого, они современны и пространственны до неимоверности. Каждый дворец – единая система перетекающих пространств. Борьба с комнатой здесь увенчалась полной победой. Аналогов этому я никогда не видел, за исключением каких-то новейших экспериментов.

Прибавьте ко всему вышеописанному обитаемые мосты раз в десять больше Риальто, и вы получите особое ощущение, особый, очень столичный образ. Я только теперь понял Корбюзье и Райта, которые достаточно критически относились ко всей исторической архитектуре, но восхищались персидской.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020