Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2012 / 06 / К вопросу о создании системы непрерывного профессионального архитектурного образования в России

Теория и практика

К вопросу о создании системы непрерывного профессионального архитектурного образования в России

Е.С. Баженова

вице-президент МСА, зав. кафедрой архитектурной практики МАРХИ, кандидат архитектуры

Российский стандарт профессиональной деятельности архитекторов, первая редакция которого была принята на весенних пленумах САР и МСА весной этого года, содержит достаточно много новелл, которые должны реализоваться в ближайшем будущем. Главное направление изменений – скорейшая адаптация норм отечественной практики к общепринятым мировым стандартам, что не в последнюю очередь связано с уже свершившимся фактом присоединения России к ВТО.

  «Уникальность современной российской ситуации в том, что одновременно реформируются архитектурные вузы (переход на ФГОС-Ш), архитектурная профессия и лицензирование (создание СРО), система начального, среднего и среднего специального образования (новый Закон об образовании). Это редкая возможность для создания скоординированной системы:  школа – техникум – вуз – лицензирование – практика, и ею необходимо воспользоваться».
Одной из новых для России позиций Стандарта, и наиболее актуальных на сегодня, является положение о реализации непрерывного архитектурного образования в цепочке:

  Среднее специальное и академическое высшее образование (в его двухступенчатой форме – бакалавриата и магистратуры) – практическая стажировка (работа выпускника после окончания высшего профильного учебного заведения под руководством лицензированного архитектора), включающая в себя подготовку к сдаче квалификационного экзамена – квалификационный экзамен и регистрация на получение права ведения самостоятельной профессиональной деятельности.

 Хотя этот путь для молодого архитектора может занять немало времени и не все архитекторы, желающие попасть в национальный регистр, будут готовы открыть свое дело, подтверждение квалификации должно стать нормой для главных архитекторов проекта, как лиц, ответственных за результаты проектирования для обеспечения безопасности жизнедеятельности в сфере проектирования объектов и территорий.

 В процессе работы над первой редакцией Российского Стандарта профессиональной деятельности архитектора мы (рабочая группа по подготовке документа) столкнулись с несколькими сложными моментами, которые пока не сформулированы, но должны найти отражение в финальной редакции документа:
1. Как оценить уровень академического образования претендента на сдачу квалификационного экзамена? Мало того, что высшее образование стало двухступенчатым, еще и общий уровень подготовки студентов очень сильно разнится от школы к школе. А если претендент имеет как среднее специальное образование, так и затем – высшее, дневное или вечернее? А как оценить магистерскую подготовку, которую сейчас параллельно с государственными будут организовывать негосударственные системы второй ступени высшего образования? Если не учитывать всех различий, тогда можно столкнуться с дискредитацией оценки качества профессиональной подготовки архитекторов в целом. Помимо проводимых ежегодно смотров-конкурсов на лучший дипломный проект, нужен безусловный стимул для высших школ стремиться повышать свой… и тут вопрос – рейтинг чего? Рейтинг школы или рейтинг программ внутри школ? Ведь уровень преподавания, в конечном счете, очень сильно зависит от педагога – составителя и ведущего той или иной учебной программы. К сожалению, сегодня без ответа на эти вопросы все попытки САР подойти к проблеме формирования рейтинга российских архитектурных школ в России пока не увенчались успехом.
2. Как оценить уровень практических знаний, полученных претендентом в процессе прохождения предлагаемой стандартом послевузовской стажировки – интернатуры? Ведь работать можно как в архитектурной мастерской, так и в структуре проектного департамента подрядной организации. Что делать, если претенденту придется за это время поменять несколько мест работы? Какая организация будет отслеживать этот процесс и надо ли это делать?3. Какие позиции должен содержать профессиональный квалификационный экзамен? Должен ли он быть одноступенчатым или многоступенчатым? Если последнее, то могут ли высшие архитектурные школы, имея лицензии на образовательную деятельность, взять на себя академическую теоретическую, если такая будет предусмотрена, часть экзамена? Или – надо ли создавать специальные курсы по подготовке к экзамену? Тогда на чьей платформе, и какими силами они будут организовываться?4. По какому принципу должна быть построена  вся система оценки качества  непрерывного  архитектурного образования у нас в стране – централизованно или по федеральным округам, или в какой-либо иной конфигурации?

Параллельно с формулированием ответов на вышеперечисленные вопросы нужно сформировать  Регистр квалифицированных архитекторов (очень полезное мероприятие, например,  будет способствовать исчезновению с рынка лиц с подложными дипломами о высшем специальном образовании, что греха таить, такие есть). Это действие приблизит Россию и укрепит ее позиции в процедурах международного признания  как дипломов о высшем образовании, так и квалификации.

 И если в сегодняшней законодательной  кутерьме  отечественному  архитектурному сообществу не удастся, даже через утвержденные профессиональным цехом стандарты, ввести эти нормы в России (до сих пор это, к сожалению, не удавалось), то, скорее всего эта ситуация изменится «сама собой» с массированным приходом в Россию крупных международных проектных и строительных корпораций.

 В поисках оптимального решения, дающего ответы на поставленные вопросы, естественно обращение к примерам зарубежной практики, что у нас в стране является обязательным правилом «хорошего тона». Попробуем детально проследить устройство такой системы на примере одной из лучших практик наиболее «продвинутой» в области профессионального архитектурного образования страны – США. Такой анализ полезен для того, чтобы хорошо себе представлять, с какими системами нам придется конкурировать в борьбе за работу на открывающемся для обеих сторон межнациональном рынке архитектурных услуг.

 Первое, на что хочется обратить внимание, это принцип демократии, обеспечивающий доступ к повышению квалификации и профессиональной деятельности широкого уровня специалистов. К  экзамену на получение лицензии на профессиональную деятельность и право на место в регистре квалифицированных архитекторов допускаются не только лица, имеющие  как минимум обязательное пятилетнее специальное академическое высшее образование и прошедшие послевузовскую стажировку, но и те, кто имеет только практический опыт работы под руководством квалифицированного, лицензированного в данном штате архитектора.

 К экзамену допускаются лица, отработавшие семь с половиной лет после завершения первой ступени высшего образования (бакалавриат), при этом как минимум один год – под непосредственным руководством архитектора, лицензированного в Соединенных Штатах.

 Экзамен делится на несколько ступеней и состоит из части, одинаковой для всех штатов, и частей, утвержденных каждым штатом как специфических. Что, естественно, обеспечивает лучшее знание претендентом местных юридических и технических нормативов и регламентов, а также особенностей градостроительной политики, природно-климатических и геологических условий проектирования и  строительства.

 Учет уровня академического образования для кандидата на получение лицензии основывается на системе «кредитов» за полученную степень в архитектуре (та же система оценок по Болонской хартии, на которую сейчас переходит высшее образование в нашей стране). А также, с определенными ограничениями,  за степени в других профессиональных областях знаний.

 Если соискатель имеет степени по следующим ступеням образования: – PhD или Master of Science, – он получает дополнительные кредиты, равные по числу кредитов, выдаваемых за год обучения в высшей школе по основной программе. Кредиты также могут быть начислены за законченное среднее специальное образование. Если кандидат имеет как законченное среднее специальное образование, так и диплом о высшем профильном образовании, то для обеспечения приоритета высшего образования над средним специальным образованием кредиты начисляются только за окончание высшего учебного заведения.

 Начислению кредитов за академическое образование уделяется очень серьезное внимание. Для учета всех возможных траекторий высшего образования – по разным специальностям на разных уровнях и в различных школах –  разработаны специальные таблицы с указанием количества кредитов, которые можно получить за ту или иную сумму академических знаний. Процедуру оценки проводит специальная Национальная ассоциация на основе присланных из учебного заведения подлинных документов (что напрочь исключает их подделку) за счет претендента-заявителя.  При этом практический опыт, полученный в  процессе проектной практики в высшем учебном заведении, в счет грантов за практическую послевузовскую стажировку не засчитывается.

  В процедуре подсчета образовательных кредитов очень важную роль играет существующая для ранжирования  высших учебных заведений США система аккредитации учебных программ в области архитектуры и градостроительства. Одна и та же архитектурная школа может иметь как аккредитованные, так и не аккредитованные программы обучения. Полномочия аккредитовать учебные программы имеет единственная в стране организация – Национальная архитектурная палата (NAAB).  Преимущества получения академической степени по аккредитованной  NAAB программе  заключаются в возможности прямого допуска к письменному экзамену, а также дополнительные преференции при получении лицензии на профессиональную деятельность в другом штате.

 Обязательный для всех претендентов период практической стажировки также подвергается оценке – грантами, на основе отработанных календарных месяцев с 40-часовой рабочей неделей (как в отношении полной, так и в отношении неполной занятости претендента.) Для этого существуют специальные формы-подтверждения, заполняемые и подписанные лицом, руководящим практической стажировкой. Для учета всех мест работы претендента и обновления данных по образованию, дополнительному обучению, полученному опыту работы, формы обновляются и заполняются каждые полгода, после чего подаются в палату для фиксации действий заявителя на сдачу всех или нескольких частей экзамена. Максимальное число грантов (100%) начисляется за работу в течении восьми лет под руководством квалифицированного архитектора, имеющего лицензию одного из штатов США. Практическая работа под руководством лицензированного в США гражданского инженера или инженера-конструктора, лицензированного ландшафтного архитектора или в штате генерального подрядчика засчитывается при условии наличия подтвержденного пятилетнего академического высшего образования и или  опыта работы до двух лет под непосредственным руководством лицензированного в США архитектора в любой из перечисленных  выше комбинаций.

 Независимо от возможных комбинаций мест работы и образования все кандидаты на сдачу экзамена должны иметь как минимум 1 год работы непосредственно под руководством архитектора, имеющего лицензию одного из штатов США, за исключением тех, кто закончил специальную подготовительную программу для сдачи экзаменов (Intern Development Program (IDP) или прошел сертификацию в Национальной архитектурной палате.

 IPD – признанная национальная программа, поддерживающая прохождение практической стажировки претендентом на основе форм-подтверждений с тем, чтобы претендент прошел все стадии проектирования и принял непосредственное участие в основных сферах деятельности практикующего архитектора. Архитектурная палата и Союз архитекторов США совместно спонсируют эту программу. Программа имеет пять основных целей:
- устанавливать сферы архитектурной практики, в которых претендент должен иметь базовые знания и умения (навыки);
- получать дополнительные возможности обучения  в этих сферах, если это невозможно непосредственно на рабочем месте;
- обеспечивать предоставление необходимой информации по качеству образовательных дополнительных программ в области профессиональной подготовки;
- обеспечивать единую систему проверки практической подготовки;
- обеспечивать доступность ко всем видам образования, обогащающих обучение.

 Во многих штатах последние годы прохождение данной программы является обязательным для получения доступа к сдаче профессионального экзамена. Там, где это еще не принято, прохождение IPD-программы засчитывается как три года обучения в высшем учебном заведении или три года практической подготовки. Программа составлена таким образом, что соискатель может начать проходить ее еще будучи в высшем учебном заведении.

 Регистрационный экзамен (общий для архитекторов США и Канады) имеет статус национального и состоит из 9 отдельных частей. Его основная цель – проверка знаний, умений и навыков  предоставления архитектурных услуг в процессе проектирования и строительства объектов. Все части экзамена, включая графическую часть (есть и такая), градостроительные тесты и тесты по строительным технологиям, проводятся на компьютерах с независимой оценкой.  К частям экзамена относятся:
– проектирование зданий на стадии от концепции к близкой к  отечественной стадии Проект, но менее подробной, включая планировочную организацию внутреннего пространства;
– строительные технологии в свете развития проекта, выраженные в деталировке планов, разрезов, деталей лестниц, кровель и иных конструктивных элементов в увязке со схемами инженерного обеспечения;
- документация для строительства, включая управление строительным подрядом и управление контрактными отношениями;
- раздел по несущим конструкциям, их выбору и применению;
- строительные материалы и методы возведения зданий, разработка деталей и узлов, их включение в рабочую документацию для строительства и в процессе строительства;
- инженерные системы – их выбор и оценка при проектировании и строительстве;
- предпроектная подготовка, включая методы определения бюджета проекта и составления графиков проектно- строительных работ;
- архитектурная практика, в том числе подготовка заданий на проектирование, общение с согласующими инстанциями, принципы руководства архитектурной мастерской, взаимоотношения с заказчиком, подрядчиком, принципы управления проектной командой;
- планировка участка. Анализ территории строительства,  вертикальная планировка и озеленение. Юридические аспекты девелопмента площадки. Разработка планов освоения территорий, зонирование территории и пр.

 Кандидат может сдавать любую из 9 частей экзамена в любое удобное для него время. Экзамен платный. По результатам экзамена соискателю также назначаются кредиты, что и определяет его место в  национальном регистре практикующих архитекторов.
Помимо национального экзамена, отдельные штаты имеют и свой региональный профессиональный экзамен. Так, в штате Калифорния региональный профессиональный экзамен в основном сфокусирован на таких сторонах практической деятельности архитектора, как предоставление архитектурных услуг и организация архитектурной деятельности по статьям:
- Профессиональные услуги – перечень и содержание;
- Профессиональные организации;
- Профессиональная ответственность;
- Научный и проектный анализ, составление плана-графика работ;
- Реализация проекта.

 Здесь надо сделать паузу… Действительно, после такой подготовки можно признать, что действия зарегистрированного архитектора будут обеспечивать безопасность жизнедеятельности в области проектирования и строительства. Следует отметить, что в странах Западной Европы  система прохождения послевузовской стажировки и процедура сдачи квалификационного экзамена несколько проще структурно, но не по содержанию. Тут есть и нам над чем подумать при «перезагрузке» профессии в период присоединения России к ВТО.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020