Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2012 / 06 / От «архидеи» А.С. Никольского к «словесным конструкциям» XXI века

Теория архитектуры

От «архидеи» А.С. Никольского к «словесным конструкциям» XXI века

Ю.И. Курбатов

доктор архитектуры, профессор, член-корреспондент РААСН

Александр Сергеевич Никольский1, возглавляя Ленинградский филиал ОСА (общество современных архитекторов), был не только выдающимся конструктивистом, исповедующим приоритет функции. Как архитектор широкого кругозора и вселенского представления об эволюции архитектурных форм, он не мог не разделять и точку зрения своих оппонентов другого стилеобразующего направления – формалистов-рационалистов (Н. Ладовский, Л. Лисицкий, К. Мельников – лидеры АСНОВЫ – Ассоциации новых архитекторов). Последние уделяли большее значение художественным аспектам формообразования.

 Именно поэтому он считал, что в творческом процессе главное не стиль, а метод решения задачи, в котором должна доминировать «архидея» или главная идея, определяющая процесс формообразования. И, конечно, он был прав. Именно главная идея, или словесная конструкция – двигатель творческого процесса. Он управляет взаимодействием факторов, их диспозицией или иерархией, а также разрешением компромиссов между ними и их овеществлением в конечном продукте – архитектурной форме.

 С точки зрения архитектурных проблем сегодняшнего дня можно сказать, что Никольский опережал свое время, смотрел далеко вперед. В этом смысле современники мастера не оценили его «архидею». А между тем именно ориентация на метод могла бы объединить противоборствующие группировки различных стилеобразующих направлений, получить необходимый и полезной консенсус.

 Сегодня «архидея» как метод весьма актуальна и востребована как в учебном процессе, так и в реальном проектировании. Так, архитектурный факультет СПбГАСУ находится в стадии внедрения «архидеи» в процессе учебного проектирования.

 Насколько «словесная конструкция» или «СЛОВО» необходимы сегодня реальному проектированию?

 В Санкт-Петербурге очень много способных архитекторов. Они очень быстро освоим новые современные технологии и новые конструкции. Поражает широкий спектр плюралистических форм и в то же время их однообразие. Нередко главная задача архитекторов сводится к эстетической гармонизации материально-технических компонентов построек. Не хватает новых идей – словесных конструкций, чтобы преодолеть достигнутый уровень. Архитектура нуждается в интеллектуальном обогащении.

 Только что вышла в свет книга, сборник интервью, взятых лучшими московскими архитектуроведами у 35 великих архитекторов Мира (сборник статей, под редакцией Евгении Микулиной, М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012, 240 с., илл.).

 Сборник называется «Словесные конструкции». В нем нет ни одного Российского архитектора. Естественно, у нас возникает вопрос: а что, у Петербургских архитекторов нет движущих СЛОВ? Конечно же, наверное, есть. Но они, к сожалению, находятся в закрытой зоне, что тормозит культурный процесс. Что же, на мой взгляд, препятствует открытию этой зоны, в том числе открытию пространства научных знаний о творческом процессе архитектора?

 Назову причины.
Первая – неверное представление практикующих архитекторов о том, что научные знания о процессе – не книга рецептов, которая может помешать творчеству. Напротив, они (эти знания) могут обогащать процесс, соединить творчество, фантазию и искусство с логикой.

 Вторая – стереотипы советского периода, когда наука была идеологией. В 1970-е годы я был аспирантом кафедры архитектурного проектирования Академии художеств СССР. Наши любимые профессора кафедры И.И. Фомин, Е.А. Левинсон, А.К. Барутчев были образованными специалистами. Они хорошо понимали значимость науки для развития градостроительства, типологии зданий. Но и терпеть не могли идеологического словоблудия о путях развития советской и западной архитектуры.

 К сожалению, стереотипы прошлого еще живы. Относительно недавно на международном семинаре, который проходил в Эрмитажном амфитеатре, один из элитных архитекторов заявил, что для него архитекторы делятся на тех, кто рисует (читай – проектирует) и тех, кто болтает (читай осмысливает процесс проектирования и его результаты). Я не мог не обратить внимания на эти искренние слова. Что это – звездная болезнь? Думаю, что не только! Думаю, что это недоверие! И еще мешает такому взаимодействию некоторая самоизоляция зодчих!

 А между тем конкретное проектирование и его осмысление – две взаимодействующие параллели, обреченные на тесное взаимодействие. Без этого процесс развития будет заторможен.

 Петербургские зодчие и архитектуроведы уже 1980-е годы особое внимание уделили осмыслению такого взаимодействия. Появилась книга «Архитекторы об архитекторах – Ленинград-Петербург XX век» (СПб.: Иван Федоров, 1999. 568 с., илл.) Составитель и один из авторов – профессор СПбГАСУ Ю.И. Курбатов. В рецензии на эту книгу академик РААСН Андрей Владимирович Иконников отметил следующее: «Дело не только в объеме – около 50 авторских листов, но и в новизне жанра. Именно жанр – находка составителя и одного из авторов – члена-корреспондента РААСН, доктора архитектуры Ю.И. Курбатова – эссе о зодчих, определивших четыре послевоенных десятилетия ленинградской архитектуры, которые опираются на строгий каркас документального материала»2.

1А.С. Никольский –
преподаватель,
а затем и профессор ЛИГИ
а затем и ЛИСИ
с 1915 по 1953 гг.

2Архитектура
и строительство Москвы. 2/200/491 с., с. 35.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020