Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2013 / 01 / ХХ международный фестиваль «Зодчество»

Зодчество-2012

ХХ международный фестиваль «Зодчество»

В самом конце прошлого года в Москве состоялся крупнейший в России архитектурный ХХ Международный фестиваль «Зодчество».

Конкурсы фестиваля «Зодчество» прошли в номинациях «Постройки», «Проекты», «Градоустройство», «Творческие архитектурные коллективы и мастерские», «Творчество молодых архитекторов, студентов архитектурных вузов и колледжей», «Детское творчество», «Книги», «Фильмы».

Впервые в истории фестиваля работало жюри, в которое входил только один российский архитектор. Под председательством Юриса Поги (Латвия) работали иностранные архитекторы, приглашенные, чтобы обеспечить максимальную независимость оценки конкурсных работ.

Победителям юбилейного фестиваля впервые вместе с дипломами вручались новые награды – «Золотой знак» и «Серебряный знак».

Главные награды фестиваля уехали в Санкт-Петербург.

Представляем петербуржцев – лауреатов фестиваля «Зодчество - 2012»

Иллюстрация_№1

Номинация «Постройки»

Гран-при – национальная премия в области архитектуры – «Хрустальный Дедал» и Золотой знак
Дворец творчества школьников, Астана, Республика Казахстан (1)
Проектирование – «Студия 44», Санкт-Петербург.
Н.И. Явейн, С.И. Аксенов, Д.А. Гордина, М.Н. Замёлова, В.А Зенкевич, И.В. Кожин, Д.Д. Насонова, Н.И. Познянская, Н.А. Смолин, Я.В. Смолина, Г.С. Снежкин, при участии Н.А. Архиповой, И.В. Бритикова, М.С. Виноградовой, И.Е. Григорьева, Н.В. Жукова, В.С. Жуковой, Е.В. Купцовой, Е.С. Логиновой, Н.И. Новоточинова, К.О. Счастливцевой, А.П. Яр-Скрябина

Диплом фестиваля «Зодчество»
Жилой комплекс Diadema Club House, Санкт-Петербург (2)
Проектирование – архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и Партнеры» 

Номинация «Проекты»

Гран-при – премия Владимира Татлина и Золотой знак
Архитектурная концепция Российского Центра науки и культуры Исламская Республика Афганистан, Кабул (3)
Проектирование – «А.Лен», Санкт-Петербург.
Архитекторы – С.И. Орешкин (руководитель), Р.В. Андреева, О.С. Сафронова, П.Н. Кочнев, Е.А. Белят.

Золотой знак в номинации «Проекты» получила застройка пешеходной набережной Северной Двины в Архангельске: бизнес-центр класса «А», жилой дом.
Проектирование – «Архитектурная мастерская Мамошина», Санкт-Петербург (4).
Диплом фестиваля «Зодчество» в номинации «Проекты» вручен мастерской «Студия 44» за реставрацию и приспособление Александровского дворца ГМЗ «Царское село», г. Пушкин, Санкт-Петербург (5).
Дипломом фестиваля «Зодчество» и Совета по зеленой архитектуре «За развитие идей экоустойчивой архитектуры» награжден проект футбольного стадиона в Нижнем Новгороде (7) мастерской «Студия 44».
В рамках смотра-конкурса «Архитектура и градостроительство регионов и городов России» Комитет по градостроительству и архитектуре представил свою экспозицию, город Санкт-Петербург был награжден премией «Золотой знак» за новаторский вклад в развитие одного из главных городов Северо-Западной Европы (6).
Среди лучших творческих архитектурных коллективов и мастерских диплом фестиваля «Зодчество» в номинации «Проектирование» получила компания «А.Лен».
Дипломом фестиваля «Зодчество» в номинации «Детское архитектурно-художественное творчество» награждена авторская дизайн-студия Игоря Клюшкина «ЯБLОКО+» при Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина, Ленинградская область.
Золотой знак и диплом Международной академии архитектуры (отделение в Москве) в номинации «Творчество студентов архитектурных вузов и колледжей» получила архитектурная студия DA, Санкт-Петербург, архитектор Львовский Б.А. за проект реконструкции территории фабрики «Красное знамя» под многофункциональный комплекс с экспозиционными пространствами.

Среди лучших печатных изданий об архитектуре и архитекторах дипломом фестиваля «Зодчество» отмечен петербургский журнал «Капитель», «Архстудия-дом».
Серебряным знаком в номинации «Лучший фильм об архитектуре и архитекторах» отмечен фильм «Трезини. Родом из Тичино». Авторы – В.В. Бочаров, Д.Н. Беляев, В.Н. Конов. «Киностудия «НАТАКАМ», Санкт-Петербург.
Медалью Союза архитекторов России «За высокое зодческое мастерство» имени В.И. Баженова жюри фестиваля «Зодчество» наградило петербургских архитекторов Сергея Орешкина и Вячеслава Ухова.

Золотой диплом III Российской Национальной премии по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству за лучший реализованный объект культурного и исторического наследия (реконструкция и реставрация) вручен Государственному Русскому музею и генеральному подрядчику ООО «Профиль» за возрождение Летнего сада. Также бронзовым кубом в номинации «Лучшая публикация года» (книги, фильмы) был награжден видеофильм «Возрождение Летнего сада».

М.А. Мамошин, руководитель «Архитектурной мастерской Мамошина»:

Юбилейный XX фестиваль «Зодчество» каким-то чудом состоялся.
В этом году он первоначально предполагался в октябре месяце, но из-за организационных проблем был перенесен на декабрь.
Фестиваль проходил в будние дни, поэтому и гостей было на порядок меньше. Работа жюри была организована в заочном интернет-формате, что явно мешало.
Большое жюри полностью состояло из иностранцев, архитекторов ближнего зарубежья.
Повторная передача материалов и смена ответственного за их распечатку привела к путанице и неразберихе, у многих материалы не были распечатаны. В частности у нашей мастерской по объекту получившему Золотой диплом смотра-конкурса «Архитектон»  не был распечатан один из двух планшетов. Хочется призвать организаторов Международного фестиваля Зодчество к возрождению традиций фестиваля , который всегда был ежегодным праздником и импульсом развития российской архитектуры.

Н.И. Явейн, руководитель Архитектурной мастерской «Студия 44»:

Интересные работы на «Зодчестве-2012» были: лично мне запомнились архангельские дома Михаила Мамошина, дом Тотана Кузембаева понравился… А вот «Куб» Бернаскони, построенный в Сколково в чистом поле, наоборот, немножко разочаровал.
Разочаровал и формат подачи проектов, который ввели в этом году организаторы фестиваля. Они придумали унифицированный дизайн планшетов и сами их печатали. К сожалению, в итоге все проекты в такой подаче получились на одно лицо. Только большой профессионал мог что-то там разглядеть. Я думаю, в таком оформлении и Капелла в Роншане затерялась бы, и никто никогда не понял бы всей ее прелести. Мне кажется, автор должен самостоятельно готовить презентацию своего проекта и контролировать качество печати.
Если к оформлению выставки в этом году были претензии, то работа жюри была организована четко. Жюри было по преимуществу иностранным. Конкурс проходил в два этапа. Первый – компьютерное голосование, в котором участвовало порядка ста экспертов. Потом уже обсуждение членами жюри. Знаю точно, что Хрустального Дедала нашему Дворцу творчества школьников в Астане присудили единогласно, с формулировкой «За диалог культур, интерпретацию и обогащение местных традиций».
«Зодчество» – значимое для нас мероприятие, поскольку на фестивальной площадке собирается множество серьезных представителей профессии. Плюс это замечательный повод собраться и поговорить. Мы сегодня существуем слишком обособленно друг от друга, варимся в собственном соку. Мы изолированы, оторваны от своих коллег, а потому постепенно теряем взаимопонимание, общий язык. Мне кажется, что Союз архитекторов как раз и должен способствовать возобновлению диалога внутри профессии. И фестиваль может и должен стать хорошим инструментом. Но для начала «Зодчество» нужно реанимировать. Пока что с каждым годом ситуация ухудшается. Нынешний фестиваль продемонстрировал глубокий спад, который едва ли можно оправдать общемировым кризисом. Одно хорошо: Манеж в этом году передали Минкульту, и теперь там не будет выставок мехов и прочей коммерции.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020