Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2014 / 01 / Архитектурно-образовательные программы. Управление образованием со стороны профессионального сообщества

Профессия

Архитектурно-образовательные программы. Управление образованием со стороны профессионального сообщества

Роджер Шланц,

почетный член AIA, является профессором и бывшим деканом Университета Нью-Мексико в Альбукерке, США

В конце прошлого года в Москве группа компаний «Сен-Гобен» совместно с Союзом архитекторов России под патронажем Международной академии архитектуры (МААМ) провели международную конференцию «Профессия архитектор. Время перемен» (АП. 2012. № 6(16). С. 3).

Организационный комитет конференции:

Автор идеи – Тьери Фурньер, генеральный директор «Сен-Гобен СНГ» 2007-2012.

Почетный председатель – Гонзаг Арну де Пире, генеральный директор «Сен-Гобен СНГ».

Разработчик и организатор проекта – Маргарита Демидова, директор по развитию бизнеса подразделения «Экофон» компании «Сен-Гобен строительная продукция Рус», канд. архитектуры.

Автор и разработчик идеи проекта, председатель организационного комитета и ведущий конференции – Юрий Рыбин, председатель Анапской организации САР.

Почетный председатель – Андрей Боков, президент Союза архитекторов России.

«Архитектурный Петербург» продолжает публиковать материалы конференции ввиду актуальности затронутых тем.

АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИЯ АРХИТЕКТОРА В США

 В ходе моей научной карьеры мне посчастливилось учиться на архитектурном факультете в пяти различных университетах США и в разное время возглавлять три из них.

 Еще в самом ее начале, с 1977 по 1980 г., я работал в качестве исполнительного директора Ассоциации университетских школ архитектуры (ACSA). Так что у меня была уникальная возможность лицезреть разнообразие моделей архитектурного образования по всей стране и прояснить то, в чем школы похожи, а также то, чем они отличаются. Несколько лет назад я работал в Национальном архитектурном совете по аккредитации (NAAB). Будучи членом комиссии, посещающей различные школы, нацеленные на аккредитацию или переаккредитацию, я получил возможность, которая выпадает немногим. Спустя годы пришло понимание того, как вектор академической мысли смещается с течением времени.

Краткая история и обзор архитектурного образования в США

 После возникновения в 1776 г. новой нации архитектура как дисциплина развивалась весьма постепенно. На протяжении большей части XIX, а также в ХХ в., обучение архитектуре происходило по образу и подобию Школы изящных искусств в Париже. Первые архитектурно-образовательные программы, которые возникали в США, как правило, исходили от профессоров, обучавшихся в Школе изящных искусств. Они являлись почти точным воспроизведением доктрины Эколь де Боз Ар. Таким образом, на начальном этапе формирования архитектурного образования Америка во многом обязана французскому наследию.

 Многие провинции Канады были более тесно связаны с Англией и Шотландией, нежели с Францией, поэтому в первых школах факультеты создавались по модели факультетов на Британских островах.

 Однако были и другие два пути, по которым шло формирование архитектурной школы в Новом Свете.

 В 1862 г., сразу после гражданской войны, когда большая часть континента была еще малонаселенной, Конгресс США принял закон, закладывавший основу существования государственных университетов. В каждом из штатов предусматривались обширные территории, призванные удовлетворить нынешние и будущие потребности университета или колледжа. Как оговаривалось в законодательстве, основной целью являлось обеспечение «практического образования». Сельское хозяйство, машиностроение и горнодобывающая промышленность являлись основными дисциплинами. Проектирование попадало в сферу гражданского строительства.

 В отличие от университетов, находящихся на государственном попечении, частные университеты поддерживали образовательную традицию Школы изящных искусств на протяжении значительной части ХХ в. С 1934 г. вплоть до Второй мировой войны Колумбийский университет в Нью-Йорке был тем, где впервые появилась программа, предполагающая отход от французской методики образования по направлению к другой европейской модели, примером которой является немецкий Баухауз.

 В 1936 г. в США эмигрирует Вальтер Гропиус и вскоре становится деканом факультета архитектуры в престижном Гарвардском университете. Но еще до его появления Гарвард разработал специальные программы профессионального обучения в сферах ландшафтной архитектуры и градостроительства. Объединение этих смежных дисциплин с архитектурой лежит в основе организации многих школ архитектуры и сегодня.

 Так как численность нации росла и продолжает расти по сей день, число архитектурных школ также растет. В настоящее время в США насчитывается 120 учреждений, которые имеют аккредитованные программы в области архитектуры, три программы получили начальную аккредитацию в прошлом году, а четыре других школы сейчас находятся в процессе получения аккредитации.

 В ряде университетов в основе программ лежат проектные дисциплины. Есть архитектурные школы, делающие акцент на искусстве и других творческих предметах. Небольшое число архитектурно-образовательных программ связано с инженерными дисциплинами, однако такого рода учебные заведения – среди них SCI-Arc в Лос-Анджелесе, Бостонский архитектурный колледж и архитектурная школа Ф.-Л. Райта – являются скорее исключениями.

 Как уже говорилось, архитектурно-образовательные учреждения бывают двух типов – государственные и частные университеты. Несмотря на то что затраты учащегося на обучение в частном университете могут быть довольно значительными, большинство этих школ оказывает студентам существенную финансовую помощь. Вообще надо сказать, сегодня учебные программы заведений частных и государственных отличить друг от друга не так просто.

 Некоторые из этих программ покрывают относительно небольшое число учащихся – бывает, менее 50, другие охватывают более 1000 студентов. Среднестатистическая школа выпускает от 30 до 50 человек каждый год. Многие школы располагаются в крупных городских центрах, другие – в относительно малонаселенных сельских районах в западных, южных и северных регионах США.

 В совокупности этими школами присвоено 6191 аккредитованных профессиональных степеней в области архитектуры в течение предыдущего учебного года, это почти на 30% больше, чем десять лет назад. Менее 50% из тех, кто получает профессиональное образование, в конечном итоге становятся зарегистрированными практикующими архитекторами.

 В прошлом году порядка 3100 человек получили лицензию на архитектурную практику.

 В США на сегодняшний день около 104 тысяч зарегистрированных (то есть лицензированных) архитекторов, часть из них сейчас на пенсии или, к сожалению, безработные. Другие, как я, работают в сфере образования или в смежных областях.

 Архитектурное образование и профессиональная регистрация

 С конца XIX в. с индустриализацией и коммерческой экспансией на Юг Соединенных Штатов регистрация (лицензирование) становится обязательным требованием для занятия архитектурой в некоторых частях страны. Для этого способности будущего профессионала должны были быть сведены в систему. Навыки человека в различных профессиональных областях, например, в градостроительстве, проектировании, строительстве, технических дисциплинах, тестировались, прежде чем выдать лицензию. Неудивительно, что на архитектурные школы возложили ответственность за систематизацию профессиональных знаний и умений, необходимых для практической деятельности. На сегодняшний день существует три основных требования для лицензирования (регистрации) практики в области архитектуры в Соединенных Штатах. К ним относятся:
1) получение образовательной степени в соответствии с аккредитованной программой,
2) наличие контролируемого практического опыта (обычно не менее трех лет после университета) 
3) сдача экзамена на получение лицензии.

Следует отметить, что в США федеральное правительство не обеспечивает прямой контроль ни над высшим образованием в университетах, ни над профессией архитектора. Предоставление лицензии на архитектурную практику является обязанностью каждого из 50 штатов. Для того чтобы архитекторы могли практиковать и за пределами своего штата, 50 государственных экзаменационных комиссий разработали комплексную систему, которая предоставляет возможность получить дополнительную лицензию в другой юрисдикции. Эта взаимопроницаемость полномочий, которая дает возможность архитектору зарегистрировать свою практику в более чем одном штате, координируется организацией, известной как Национальный совет комиссий по архитектурной регистрации (NCARB). Хотя это, по сути, некоммерческая и неправительственная организация, NCARB имеет значительный вес в области профессиональной регистрации в 50 юрисдикциях и, в меньшей степени, в вопросах учебного плана архитектурных школ.

Академические программы, аккредитация и архитектурная практика

 Сегодня NCARB занимается разработкой и проведением лицензионных экзаменов в каждом из штатов. В этой связи архитектурные школы должны принимать во внимание, что их выпускники рассчитывают на достаточную подготовку, чтобы успешно пройти этапы лицензирования.

 NCARB связан еще с одной, также негосударственной организацией. Это Национальный архитектурный совет аккредитации (NAAB), имеющий официальные полномочия, предоставленные Департаментом образования США, обеспечивать аккредитацию профессиональных образовательных программ в области архитектуры. Три другие организации, которые представлены в NAAВ, – это Ассоциация университетских школ архитектуры (ACSA), Американский институт студентов архитектуры (AIAS) и Американский институт архитекторов (AIA). Все эти неправительственные организации имеют свои офисы в Вашингтоне.

 NAAB может рассматриваться как стул с четырьмя ножками – полномочия распределяются между: профессией – через AIA, лицами, ответственными за регистрацию / лицензирование, – через NCARB, педагогами – через ACSA и студентами – через AIAS. Таким образом, прописывание требований аккредитации и принятие решений обычно являются результатом консенсуса. Другими словами, будущее профессии, как это обозначено образовательными требованиями в архитектурных школах, оказывается результатом сотрудничества между практиками и педагогами, иначе говоря, профессией и образовательными институтами.

 Степенями, аккредитованными NAAB, являются: магистр архитектуры (около 100 школ на сегодня) и бакалавр архитектуры (51), в последнее время – также доктор архитектуры (1 или 2).

 Некоторые школы предлагают как курс бакалавриата архитектуры, куда возможно поступить прямо из средней школы (обычно в 18 лет), так и магистратуру, что предполагает наличие степени бакалавра. Причем эта степень бакалавра может быть в совершенно другой области, отнюдь не только архитектурной. Таким образом, в зависимости от программы получение степени в области архитектуры занимает от пяти до восьми лет после окончания школы.

 Специализация в области архитектурных исследований в большинстве американских архитектурных школ не слишком распространена, особенно по сравнению с факультетами машиностроения или строительства. Однако ряд учебных заведений предлагает непрофессиональные (т. е. не аккредитуемые) степени магистра наук в области архитектуры. Около десятка школ также предлагают ученую степень в сфере исследований архитектуры, что соответствует вашему кандидату архитектуры.

 К сожалению, финансирование таких исследовательских программ весьма ограничено за исключением нескольких избранных направлений. Например, министерство энергетики США в течение многих лет финансировало научно-исследовательские работы, связанные с сокращением энергозатрат и использованием солнечной энергии. Бывает, архитектурные фирмы напрямую сотрудничают с архитектурным факультетом по тем или иным научно-исследовательским темам. Такого рода партнерство, связывающее архитектурную теорию с профессией, в школах приветствуется.

 Процесс аккредитации и предъявляемые требования

 Несмотря на то, что может не существовать ни стандартизированного учебного плана для аккредитованной программы, ни государственного экзамена при поступлении или окончании образования, различные программы имеют определенное сходство, которое в немалой степени обусловлено требованиями аккредитации. Как отмечается на сайте NAAB: «Учебный план NAAB – аккредитованная программа, включающая в себя общеобразовательные дисциплины, профессиональное обучение и факультативы, которые вместе составляют гуманитарное образование в области архитектуры. Программа гарантирует, что выпускники будут технически компетентными, обладать критическим мышлением, способными определить варианты карьеры в рамках меняющегося социального контекста».

 «NAAB требует наличие аккредитованной программы для выпускников, которые являются компетентными в различных интеллектуальных, пространственных, технических, социальных навыках; понимают исторический, социально-культурный и экологический контексты; способны решать проектные задачи, включая интеграцию технических систем, обеспечение здоровья и безопасности, а также понимать роль и обязанности архитектора в обществе».

 Для того чтобы получить официальную аккредитацию архитектурной программы, имеющей степень, необходимо предоставить в NAAB соответствующие доказательства. Речь идет об отчетах и проверках специальной комиссии, состоящей как из профессионалов, так и из преподавателей данной школы. Все студенты должны проявить компетентность в 32 тематических областях.

 Эти 32 критерия сгруппированы в три категории:
Сфера А – критическое и образное мышление,
Сфера B – комплексный опыт в области проектирования и технические навыки,
Сфера C – лидерство и практические навыки.

 В дополнение к оценке имеющихся ресурсов, таких как помещения, персонал и преподаватели, аккредитация предполагает поиск доказательств того, что школа:
1) удовлетворительно отвечает требованиям академического устройства и контекста,
2) готовит студентов к «жизни и работе в глобальном мире, где разнообразие, самобытность, самоценность и достоинство вос-питываются и уважаются»,
3) обеспечивает студентов твердым пониманием перехода к лицензированию в рамках международного, национального и местного (уровня штата) регулирования,
4) предоставляет студентам возможность «понять разнообразие и совмещение ролей, что подразумевает профессия архитектора», а также разнообразные совмещенные роли и обязанности смежных дисциплин,5) готовит студентов к тому, чтобы стать «активными, заинтересованными гражданами, оперативно реагирующими на потребности меняющегося мира; и воспитывает атмосферу гражданского участия».
(Подробнее см.: www.naab.org).

 C подачи NAAB критерии аккредитации подвергаются переоценке и изменяются каждые три года. В последнее время наблюдается все большее внимание к требованиям, связанным с понятием устойчивости в проектировании, зеленой архитектурой, а также современными материалами и всеобъемлющим, или интегральным проектированием.

Образовательные оценочные услуги для иностранных архитекторов (EESA-NCARB)

 От имени NCARB, NAAB управляет программой EESA-NCARB, которая оценивает полномочия архитекторов, обучавшихся за границей с помощью образовательного стандарта NCARB. EESA-NCARB оказывает помощь лицам, которые не имеют профессиональной степени в области архитектуры аккредитованной NAAB архитектурной школы, и тем, кто желает обратиться в NCARB либо за сертификацией, либо за регистрацией.

Канберрское соглашение

 В 2008 г. аккредитационные и проверочные комиссии из США, Австралии, Канады, Китая, Кореи, Мексики и Содружества Союза архитекторов объявили о ратификации соглашения, которое провозгласило эквивалентность дипломов о профессиональном образовании в области архитектуры, охватываемых их аккредитационной / проверочной системой. Степени или квалификации, присвоенные до января 2010 г., не включены в это соглашение. Канберрское соглашение имеет целью упрощение процедуры признания документов об образовании между странами, чьи аккредитационные комиссии подписали соглашение.

Из Соглашения:

 «Рассмотрев соответствующие критерии аккредитации академической квалификации в области архитектуры, подписавшие пришли к выводу, что их системы, по существу, эквивалентны. С помощью Канберрского соглашения подписавшие признают существующую эквивалентность своих систем... академическая квалификация в области архитектуры, аккредитованная / подтвержденная одним из подписавших, должна быть принята как имеющая эквивалентность и рекомендована для признания всеми участниками, с учетом дополнительных требований, установленных местным регламентом». «Соглашение считается отражающим основные принципы Хартии ЮНЕСКО-МСА по архитектурному образованию (новая редакция 2005) и соответствующих разделов соглашения МСА по рекомендуемым Международным стандартам профессионализма в архитектурной практике (пересмотренная версия 2005)».(Подробнее см.: www.CanberraAccord.org.)

Проблемы настоящего и будущего

 Несмотря ни на что, сохраняется значительный разрыв между академическим образованием и профессией. Факультеты архитектуры в университетах часто ориентированы на передачу знаний, а не практического опыта. Архитектурные же фирмы заинтересованы в приеме на работу выпускников, которые обладают специальными навыками. Для преодоления этого разрыва и существует программа, которая обязывает пройти три года стажировки под руководством архитектора прежде, чем получить лицензию. Другой проблемой является то, что обучение, как правило, сосредоточено на личности студента. В результате многие выпускники, которые приходят в профессию, не готовы эмоционально или интеллектуально для работы в команде.

 Заботы и интересы ряда школ в последнее время связаны, по-видимому, с цифровыми технологиями продуцирования оболочек и изготовления макетов – с использованием соответствующих программ, лазерных резаков и 3D-принтеров – технической инфраструктуры, которой, в отличие от средних бюро, располагают университеты. С доступностью технологий, на мой взгляд, возникло чрезмерное увлечение деланием вещей, а не проработкой внутреннего содержания собственно архитектурных объектов. Многие преподаватели в возрасте сожалеют об отсутствии интереса среди своих младших коллег к преподаванию рисунка, результатом чего является отсутствие навыков рисования у большинства студентов. Следует заметить, что эта обеспокоенность сохраняется на протяжении десятилетий, но с растущим разнообразием цифровых программ сегодня складывается впечатление, что очень немногие студенты заинтересованы в проектировании с карандашом в руке.

 И еще один важный вопрос – как соотносится то, чему мы сегодня учим, с тем, что населению, и планете в целом, понадобится в будущем. Брайана Келли, заведующего кафедрой архитектуры в университете Мэриленда, волнуют те же вопросы, что и меня. В заключение процитирую Б. Келли:

«Архитектурное образование озабочено ролью архитектора как гения креативности. Новизна и капризы стилистического изобретательства тиранили воображение преподавателей и студентов в ущерб серьезным социальным, культурным и профессиональным обязанностям. Теория, которая когда-то перебросила прочный мост между историей и проектированием, техникой и практикой, превратилась в нечто герметичное и самодостаточное». «Современный дискурс перегружен вопросами, выходящими за пределы архитектурной дисциплины. Порой кажется, что архитектура оказалась банкротом, она не способна определить, куда двигаться дальше. Создается впечатление, что выход из тупика связан с припаданием к чему-то вовне». «Эффект от этого обращения к «другим вещам» таков, что многие школы уже, кажется, стремятся не к архитектуре, а, скорее, к внешним новинкам, которые могут, или не могут, быть полезными для образования студента».


Перевод Анны Фесенко
«Архитектурный вестник»

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020