Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2014 / 03 / Вокзал «Олимпийский парк»

Сочи-2014

Вокзал «Олимпийский парк»

Н.И. Явейн,

архитектор

В предыдущем выпуске бюллетеня «Архитектурный Петербург» опубликован материал главного архитектора ГК «Олимпстрой» О.А. Харченко об архитектурной составляющей Зимних Олимпийских игр в Сочи. О. Харченко высоко оценил вклад в Олимпийские игры петербургских зодчих. Сегодня «Архитектурный Петербург» рассказывает подробно о проектах в олимпийском Сочи мастерской Н.И. Явейна.

Иллюстрация_№1

Проектировать вокзал «Олимпийский парк» нас пригласили вице-президент ОАО «РЖД» по строительному комплексу Олег Вильямсович Тони и главный архитектор ГК «Олимпстрой» Олег Андреевич Харченко. Они объяснили, что с проектом команды, которая работала над вокзалом до нас, возникли серьезные проблемы как по архитектурной части, так и по технологической. На самом деле, в нашей стране не так-то просто найти архитекторов, которые имели бы опыт проектирования и строительства вокзалов. У «Студии 44» такой опыт был – строительство Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге, победа в международном конкурсе и проектирование главного железнодорожного вокзала в Астане…

В марте 2010 года мы прибыли на переговоры в Москву, в Дирекцию ОАО «РЖД» по капстроительству, а к середине мая договор был подписан. Проектирование началось фактически сразу, еще до подписания контракта, и уже в конце апреля эскизный проект был одобрен заказчиком и архитектурным советом «Олимпстроя».

Прежде всего скажу о тех ключевых моментах и ограничениях, которые сложились задолго до нашего появления в проекте и в немалой мере обусловили форму здания. Во-первых, были уже спроектированы пассажирские платформы и путевое хозяйство вокзала. Во-вторых, требовалось соотнести посадку здания с планировкой входной зоны Олимпийского парка. Замечу, что обе эти вещи: и путевое хозяйство, и рисунок парка – имели криволинейную геометрию. Родившись на стыке двух криволинейных геометрий и увязав их между собой, план вокзала приобрел изогнутую конфигурацию. Такому плану соответствует и нелинейная, «текучая» архитектура здания.

Вокзал занимает особое место в прихотливом переплетении связей и путей Олимпийского парка, являясь одновременно и началом, и завершением всей планировочной системы, в своем роде, ее истоком и устьем. Отсюда – непрерывное течение формы, своеобразная «гидравлическая» пластика оболочки сооружения. Как две волны, бегущие навстречу друг другу, навесы над пассажирскими платформами сливаются воедино и вздымаются буруном над центральным объемом. Затем, резко изменив свое направление, они ниспадают вниз козырьком, который укрывает привокзальную площадь от солнца и словно выплескивает очередную порцию посетителей в  Олимпийский парк.

Здание вокзала расположено на самой границе Имеретинской низменности; к северу от нее рельеф уступами и террасами поднимается вверх к склонам гор, чьи вершины очерчивают линию горизонта. Архитектура вокзала следует этой топологии, стремится стать органичной частью природного ландшафта, вторить ему, подчеркивая его уникальную красоту.

Образ в итоге получился многозначным: одним напоминал горные складки, другим – распростершую крылья птицу, третьим – слаломиста в полете… Заказчики даже находили в абрисе вокзала сходство с логотипом РЖД.

Внутреннее построение вокзала также имеет многоуровневый ступенчатый характер. Инфраструктура обслуживания пассажиров пригородных направлений в основном размещена в подплатформенном пространстве, а вокзал дальнего следования – над путями, в виде конкорса. На отметке +6,30 м,  в уровне платформ, расположены: привокзальная площадь, вестибюль вокзала дальнего следования, билетные кассы, камеры хранения, кафе, комнаты матери и ребенка. На следующих уровнях (отм. +10,50 м и +11,12 м) находится ресторан с открытыми террасами и комнаты длительного отдыха пассажиров. Уровень конкорса (отм. +14,42 м) отдан под распределительный зал вокзала дальнего следования. И наконец, на отметке +18,620 м расположены: зал ожидания, зал официальных делегаций, банк, сервис-центр, помещения для пассажиров VIP и подсобные помещения. Все эти уровни связаны между собой и с пассажирскими платформами целой системой лестниц, пандусов, эскалаторов и лифтов.

Интерьер вокзала дальнего следования трактован нами как единое перетекающее пространство, с разных уровней которого – с привокзальной площади, из ресторана, из  распределительного зала – открываются панорамные виды на Олимпийский парк и спортивные сооружения. Ничто не должно загораживать эти виды и отвлекать от главного зрелища. В этой связи хочу отметить эффективность волнообразной оболочки здания: ее конфигурация позволяет обеспечить отличный обзор, не создавая при этом лишних кубометров отапливаемого объема.

Современный вокзал – функционально и технологически сложное сооружение, и, наверное, мы не назовем его красивым, если в нем трудно сориентироваться, если приходится бежать сотни метров с чемоданом и т.д. Поэтому для нас архитектура вокзала в значительной мере является проекцией потоков движения транспорта, пассажиров, багажа. Она и следует этим потокам, и организует, направляет их.

Очень важно грамотно развести в пространстве пешеходные и транспортные потоки. Для этого мы устроили привокзальную площадь в двух уровнях.

Вокзал «Олимпийский парк» стал первым вокзалом в России, сертифицированным по международному экологическому стандарту BREEAM (категория «very good»). Кроме того, за «зеленую» архитектуру вокзал был удостоен диплома победителя в номинации «Лучший пример экологически эффективного транспортного решения» в рамках Программы признания достижений в сфере внедрения экологически эффективных инновационных решений при проектировании и строительстве олимпийских объектов (Сочи, 2011) и диплома лауреата Всероссийского конкурса по экологическому девелопменту и энергоэффективности GREEN AWARDS в номинации «Объекты социальной сферы» (Санкт-Петербург, 2011).

Над этим непростым и ответственным проектом работала большая команда. Ядро коллектива составили авторы Ладожского вокзала: Василий Романцев, Владимир Зенкевич, Жанна Разумова; впоследствии к ним присоединился молодой архитектор Петр Шлихтер. Вообще на разных этапах в проектировании участвовало много талантливой молодежи: Мария Виноградова, Вероника Жукова, Ирина Калинякова, Евгения Купцова, Ульяна Сулимова, Ксения Счастливцева. Конструктивный раздел проекта разработали Владимир Герштейн, Дмитрий Кресов, Ирина Ляшко, Юрий Бондарев, Андрей Кривоносов и Владимир Турчевский. В роли главных инженеров проекта выступали Лев Герштейн и Владимир Кремлевский, они координировали взаимодействие «Студии 44» с заказчиком, субподрядными организациями и т.д.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020