Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2014 / 04 / О функционировании системы добровольной сертификации САР-СПЗС

Зеленое строительство

О функционировании системы добровольной сертификации САР-СПЗС

Система добровольной сертификации (СДС) «Оценка экоустойчивости среды обитания «САР-СПЗС» разработана некоммерческим партнёрством «Содействие устойчивому развитию архитектуры и строительства – Совет по «зеленому» строительству» (НП СПЗС) и зарегистрирована в Федеральном агентстве по метрологии и стандартизации – Росстандарте в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации «19» августа 2013 г. Руководящий орган Системы – НП СПЗС; Центральный орган Системы – Научно-технический совет НП СПЗС.

 Правила функционирования Системы разработаны в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ и Положением о регистрации системы добровольной сертификации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.01.2004 г. № 32.

ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ

 Объектами сертификации в Системе являются объекты недвижимости, такие как жилая недвижимость, офисы и административные здания, школы и детские сады, спортивные объекты и микрорайоны. Проведение сертификации указанных объектов в Системе осуществляют органы по сертификации. Для обеспечения достоверной и объективной оценки объектов сертификации в Системе предусмотрено уполномочивание органов по сертификации, осуществляемое в установленном в Системе порядке.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ВКЛЮЧАЕТ:


- Орган по аккредитации – НП СПЗС;
- Апелляционную комиссию;
- Совет Системы;
- Органы по сертификации;
- Учебный центр;
- Испытательные лаборатории.

ОРГАН ПО АККРЕДИТАЦИИ – НП СПЗС ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ:



- организует работы по формированию и новации Системы, осуществляет руководство ею, координирует деятельность участников Системы, создает условия для ее функционирования;

- разрабатывает новые нормативные и организационно- методические документы Системы, а также вносит изменения в действующую документацию;

- устанавливает основные принципы и структуру Системы, формы удостоверяющих документов, знак соответствия и правила его применения;

- рассматривает и утверждает нормативные, организационно-методические документы по вопросам функционирования Системы, вносит изменения в эти документы Системы;

- разрабатывает перспективные направления работ по сертификации;

- определяет стратегию и общую политику управления и развития Системы;

- формирует предложения по совершенствованию деятельности и структуры Системы;

- участвует в работах по совершенствованию документов, на соответствие которым проводится сертификация в системе;

- ведет реестр Системы;

- утверждает или отменяет решения по апелляциям по поводу действий участников Системы, в том числе органов по сертификации;

- утверждает или отменяет решения органов по сертификации о сертификации объектов недвижимости;- осуществляет уполномочивание организаций на выполнение работ по сертификации в Системе на условиях договоров (соглашений);

- устанавливает порядок оплаты услуг по аккредитации органов по добровольной сертификации в Системе;

- организует изготовление бланков сертификатов;

- организует взаимодействие с органами исполнительной власти Российской Федерации по вопросам деятельности Системы, а также с международными организациями в области недвижимости;

- взаимодействует с другими системами сертификации;

- информирует заинтересованные стороны о факте сертификации объектов, а также о правилах и процедурах Системы;

- обеспечивает свободный доступ к информации о деятельности Системы для всех заинтересованных сторон;

- осуществляет научно-методическое обеспечение функционирования Системы;

- организует обучение участников Системы и проводит их переквалификацию;

- проводит системные исследования и разрабатывает научно- обоснованные предложения по составу, структуре Системы;

- оказывает методическую и консультационную помощь участникам Системы.

 СОВЕТ СИСТЕМЫ

Совет Системы создается из представителей организаций – членов НП СПЗС, и других предприятий и организаций, заинтересованных в деятельности Системы, в том числе зарубежных, а также из физических лиц. Создание Совета Системы оформляется приказом Председателя Правления НП СПЗС.
Совет Системы является совещательным органом, определяющим цели и политику деятельности Системы, направления её развития.

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ КОМИССИЯ

 Апелляционная комиссия создается для решения спорных вопросов, которые могут возникать в процессе проведения процедуры уполномочивания органа по сертификации и при проведении сертификации. Апелляционная комиссия формируется по представлению Совета Системы из представителей общественных, научных и производственных организаций и оформляется приказом Председателя Правления НП СПЗС.

 Апелляционная комиссия выполняет следующие функции:

- осуществляет рассмотрение жалоб и апелляций, поступивших как в процессе уполномочивания органа по сертификации, так и при сертификации;

- представляет результаты рассмотрения в НП СПЗС для утверждения решения.

Деятельность Апелляционной Комиссии определяется «Положением об Апелляционной комиссии», утверждаемым НП СПЗС.

 ОРГАНЫ ПО СЕРТИФИКАЦИИ

 Функции органа по сертификации в Системе выполняют организации, уполномоченные в установленном порядке. Органы по сертификации должны обладать соответствующей инфраструктурой, подготовленным персоналом и опытом работы, соответствующим оборудованием, отвечать требованиям, предъявляемым к ним со стороны НП СПЗС и руководствоваться в своей деятельности по сертификации настоящими Правилами и другими документами Системы.

 Орган по сертификации выполняет следующие функции:

- принимает заявки от заявителей на проведение работ по сертификации, уведомляет о поступивших заявках НП СПЗС путем регистрации на сайте НП СПЗС в сети Интернет;

- рассматривает заявку, сообщает заявителю решение, которое содержит все основные условия сертификации;

- заключает договоры на проведение работ по сертификации;

- проводит анализ информации об объекте сертификации, необходимые измерения и принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;

- оформляет и выдает сертификаты соответствия, срок действия которых не может превышать трех лет;

- предоставляет заявителю право на применение знака соответствия;

- осуществляет инспекционный контроль сертифицированных объектов сертификации и готовит соответствующие заключения;

- приостанавливает или отменяет действие выданных им сертификатов;

- информирует НП СПЗС о выдаче сертификатов соответствия и результатах инспекционного контроля;

- взаимодействует с другими участниками Системы;

- взаимодействует на договорной основе с аккредитованными испытательными лабораториями (центрами);

- обновляет документы, используемые для сертификации;

- представляет заявителю по его просьбе необходимую информацию о правилах сертификации в Системе;

- вносит предложения по обновлению и изменению в установленном в НП СПЗС порядке правил функционирования Системы.

 В работе по сертификации участвуют аттестованные специалисты.

 Организации, претендующие на право проведения работ по сертификации в Системе в качестве органов по сертификации, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000 и требованиям Системы.

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР

 Учебный центр Системы выполняет следующие функции: разработка и согласование в установленном порядке программ подготовки специалистов по Системе; проведение обучения и контроль качества подготовки специалистов по Системе с выдачей удостоверений государственного образца.
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ

Основные функции испытательных лабораторий:
проведение сертификационных испытаний и измерений в области своей компетентности;
обеспечение проведения испытаний и измерений с требуемой точностью и объективностью;
представление протоколов сертификационных испытаний органу по сертификации и/или заказчику.

Испытательная лаборатория должна соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

 Подтверждение соответствия объектов недвижимости требованиям Системы может начинать проводиться только на этапах проектирования и начала строительства.

 В Системе устанавливаются три (бронза, серебро, золото) уровня сертификата соответствия. При получении объектом по итогам проведенных сертификационных испытаний от 40 до 49 баллов объект недвижимости может быть признан сертифицированным. При получении объектом от 50 до 59 от баллов объект недвижимости может быть признан сертифицированным по категории «Бронза». При получении объектом от 60 до 79 баллов объект недвижимости может быть признан сертифицированным по категории «Серебро». При получении объектом более 80 баллов объект недвижимости может быть признан сертифицированным по категории «Золото».

 Заявитель имеет право до подачи заявки на проведение сертификации и на любом этапе сертификации обращаться за консультациями в НП СПЗС или в Орган по сертификации по любым вопросам, касающимся правил сертификации, порядка применения знака соответствия и порядка оплаты работ.

 Результатом работ по проверке соответствия объекта недвижимости требованиям Системы на этапе проектирования являются:
1) в случае принятия положительного решения –
выдача заявителю предварительного сертификата, но без выдачи сертификата соответствия на объект недвижимости, и без заключения соглашения, определяющего права и условия применения знака соответствия Системы;
выдача заявителю соответствующего отчета;
выдача рекомендаций и решений по приведению проекта в соответствие таким требованиям Системы, выполнив которые, объект может получить сертификат соответствия более высокого уровня. Сертификат проектной документации является основанием для проведения сертификации вновь строящегося объекта недвижимости на стадиях строительства и ввода в эксплуатацию.
2) в случае принятия отрицательного решения - 
выдача заявителю решения об отказе в выдаче сертификата проектной документации, в котором определены причины отказа в принятии положительного решения;
рекомендации и решения, направленные на устранение выявленных причин отказа в принятии положительного решения.

Результатом работ по проверке соответствия объекта недвижимости требованиям Системы на этапе строительства являются:
1) в случае принятия положительного решения - 
выдача сертификата соответствия с правом заключения соглашения, определяющего права и условия применения знака соответствия Системы;
выдача заявителю соответствующего отчета;
2) в случае принятия отрицательного решения по итогам сертификации объекта недвижимости -
выдача заявителю решения об отказе в выдаче сертификата соответствия с указанием причин отказа в принятии положительного решения;
выдача рекомендаций и решений, направленных на устранение выявленных причин отказа в принятии положительного решения.

 ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ СЕРТИФИКАЦИИ

 Сертификация на этапе проектирования включает стадии: проведение анализа документации, представленной заявителем; оценка ее соответствия требованиям Системы.

 Целью проведения анализа является сопоставление документации, представленной заявителем, соблюдению условий каждого из требований, обосновывающим критерии Системы. По итогам проведенного анализа проставляется балл, отражающий мнение специалиста по Системе о степени соответствии или несоответствия представленной документации соблюдению каждого из требований Системы. Полученные баллы суммируются

 При получении итогового балла ниже 40 объект недвижимости, который будет построен по представленной проектной документации, будет признан не сертифицированным. При получении представленной документацией по итогам проверки суммы баллов равной или выше 40, объект недвижимости, который будет построен по представленной проектной документации, может быть признан сертифицированным. При этом действуют ограничение, состоящее в том, что объект, который будет построен по представленной проектной документации, не может быть сертифицирован, если не выполняются требования, озаглавленные «Обязательные требования».

 По результатам анализа документации оформляется заключение, содержащее не только оценку документации, но и рекомендации по содержанию документации.

 Решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата проектной документации принимается органом по сертификации на основании рассмотрения акта по результатам оценки проектной документации и итогового балла, полученного в ходе проведения проверки, результатов выполнения плана корректирующих мероприятий. Решение доводится до сведения заявителя.

 При положительном решении орган по сертификации оформляет сертификат проектной документации. Срок действия сертификата проектной документации не устанавливается. Для применения сертификата проектной документации заявитель должен гарантировать, что в сертифицированную проектную документацию не вносились изменения. В случае внесения изменений в проектную документацию заявитель обязан обратиться в орган по сертификации для проведения оценки соответствия.

 Сертификация на этапе строительства включает стадии: предварительный анализ; оценку соответствия завершённого строительством объекта сертификации проектной документации; инспекционный контроль за сертифицированным объектом.

 Целью проведения анализа является сопоставление документации, представленной заявителем, соблюдению условий каждого из требований, обосновывающим критерии Системы.

 По итогам проведенного анализа проставляется оценка (балл), отражающий мнение специалиста по Системе о степени соответствии или несоответствия представленной документации соблюдению каждому из требований Системы. При получении итогового бала ниже 40, спроектированный объект недвижимости признается не сертифицированным. При получении более 40 баллов, спроектированный объект недвижимости может быть признан сертифицированным только при выполнения условия о том, что построенный объект недвижимости, соответствует по своим параметрам проектной документации. Заявитель вправе отказаться от проведения оценки соответствия завершенного объекта и проектной документации. В этом случае объект не считается сертифицированным и документы о праве использования сертификата соответствия заявителю не выдаются.

 По результатам анализа документации, проведенной на стадии Проверка и подтверждение соответствия объекта требованиям Системы, оформляется заключение, содержащее не только оценку документации, но и рекомендации по содержанию проверки завершенного объекта при обследовании на месте. В случае положительной оценки документации заявителя на стадии Проверка и подтверждение соответствия объекта требованиям Системы проводится обследование завершенного объекта.

 При положительном решении орган по сертификации оформляет сертификат соответствия. Сертификат выдается сроком на 3 года. По истечению данного срока проводится продление сертификата на основании посещения объекта проверки специалистами сертификации. Целью проведения анализа является сопоставление документации на завершенный объект недвижимости и неизменность процесса функционирования систем здания.

 СДС САР-СПЗС, в отличие от других отечественных аналогов, ориентирована на жизненный цикл объекта недвижимости, на подтверждение неизменности качества среды обитания, что делает Систему не только «зеленой», но и экоустойчивой. Система является инструментом формирования качественной архитектуры, гарантом неизменности безопасности, эффективности и комфорта среды обитания и несомненно будет востребована со стороны общества, профессионального цеха и государства.

 В следующей статье мы расскажем о критериях и обязательных требованиях Системы.


А.Н. Ремизов, член правления САР,
председатель совета по экоустойчивой архитектуре САР, председатель правления НП СПЗС

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020