Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2014 / 04 / «Старик Державин нас заметил…»

Архитектор об архитекторе

«Старик Державин нас заметил…»

В.М. Ривлин,

Архитектор

Как объяснить причину востребованности, причину успеха, причину «успешности на рынке»?

Ответов может быть много, а может быть и один – талант!

Иллюстрация_№1

Можно, пожалуй, напомнить, что греческое talanton в буквальном переводе означает – выдающиеся способности, высокая степень одаренности. Второе значение этого слова – денежный эквивалент. Думаю, что все согласятся с тем, что русское значение слова «талант» в применении к человеческой деятельности в широком смысле слова достаточно емко разъясняет многозначность такого понятия.

 Полагаю, что многогранная деятельность заслуженного архитектора России В.О. Ухова безусловно отмечена талантом, именно  в самом широком смысле этого слова. Кандидат архитектуры, профессор кафедры архитектурного проектирования на факультете архитектуры в институте им. И.Е. Репина, академик международной Академии архитектуры MCA, лауреат и обладатель многих архитектурных премий и дипломов (список можно продолжать),  Вячеслав Орестович постигал азы архитектурного ремесла в мастерской С.Б. Сперанского в институте им. И.Е. Репина. Яркий диплом, добротная школа начала семидесятых обеспечивали ему довольно быстрое и успешное продвижение по лестнице восхождения к последующим вершинам мастерства. Работа в институте «Ленниипроект» на крупных проектах того времени, казалось бы, сулила ему интересную творческую судьбу. Но!

 Общеизвестно, что «талант» и «случай» часто живут по  соседски. В таких случаях трудно вычислить, кто же кого ищет.

 Возвращаясь ненадолго в далекие восьмидесятые годы прошлого века, нужно напомнить, что Вячеслав Орестович в те годы принимал участие в разработке крупного и престижного проекта экспериментального квартала в районе Шувалово – Озерки. Творческий коллектив, работавший над этим проектом, был составлен из опытных и талантливых мастеров, однако В.О. Ухов не был удовлетворен своим вкладом в проект, не было у него уверенности и в реализации всего проекта в целом. Энергия молодого архитектора лихорадочно искала выхода. И как мне рассказывал сам Вячеслав Орестович, неожиданная и случайная встреча на набережной Мойки решила его судьбу.

 Люди старшего поколения помнят, что институт «Лензнииэп», где главным архитектором был Сергей Борисович, располагался на левом берегу Мойки, а институт «Ленниипроект», где трудился Вячеслав Орестович, – на правом. И в один прекрасный день они случайно встретились, «нашли» друг друга и уже не расставались до печального, к сожалению, ухода маститого мастера на покой.

 Чтобы не выбиваться из формата короткого очерка, я не стану углубляться в подробности биографии В.О. Ухова; скажу только, что после этой судьбоносной встречи успешная  деятельность молодого архитектора только набирала обороты.

 Во всякой деятельности, а тем более творческой, всегда можно и необходимо выявлять именно те достижения, которые оказались в дальнейшем определяющими, ключевыми. С моей точки зрения, в творчестве Вячеслава Орестовича таких достижений три.

 В 2000 году проектная мастерская, которую В.О. Ухов возглавляет, выигрывает международный конкурс на застройку коттеджами квартала в Кувейте. Необычные климатические условия вкупе с особенностями бытового уклада не помешали небольшому коллективу архитекторов успешно сдать престижный экзамен на мастерство (отмечу в скобках, что постоянным партнером в работе Вячеслава Орестовича является архитектор Д.В. Копылов). В этой работе, как и в последующих, подкупает чуткое понимание контекста. Стилистика небольших зданий, выстроившихся в ряд, их формы, мне кажется, очень соответствуют адресу их возможной прописки.

 В 2002-2003 годах мастерская выполняет проект многоэтажного жилого комплекса на Поклонной горе в Петербурге, который был успешно реализован к 2004 году. Яркая доминанта, составленная из трех корпусов различной этажности (от восьми до шестнадцати), эффектно возвышается в городском ландшафте и «собирает пространство», его артикулируя. При этом необходимо было решать и чисто инженерную задачу пропуска квартальных сетей внутри комплекса. Эта как бы второстепенная проблема помогла сформировать сложную и выразительную композицию. Ритмически разнообразная и пластически выверенная, она, как мне кажется, отсылает к пространственным исканиям архитекторов советского авангарда. Тот же размах, полетность, прозрачность и дерзкий разворот объемов. Может быть, мешает этому дробная «раскраска» простенков первых этажей красным лицевым кирпичом. Мотивация авторов понятна, их желание привести масштаб композиции к правильному, т.е. человеческому, восприятию целого справедлива. Однако в этом, как мне кажется, не было необходимости. Целое должно было работать без ненужной попытки раскрашивания и дробления. Эти незначительные помарки, безусловно, не могут перечеркнуть очевидные достоинства. Не случайно проект получил множество призов и был отмечен (что особенно важно) дипломом Законодательного собрания как лучшая постройка 2004 года.

 В 2009 году Вячеслав Орестович вводит в строй, может быть, одну из лучших построек последнего времени – жилой комплекс «Водолей» в Сестрорецке. Этот проект решен в совершенно других формах и, как сказано в аннотации к нему, камерность масштаба не только в деталях, но во внутренней планировке продиктованы были географией места. Пруд, даже разрезанный железной дорогой, все же великая ценность, и она, конечно же, продиктовала прием, где всему нашлось место: и подземному паркингу, обеспечивающему жителей всех квартир свободным боксом, и озеленение небольших приквартирных участков, и террасы верхних этажей, которые превращены в солярий и многое, многое другое. Этому способствует разумное объемно-пространственное решение, где павильонность структур сочетается с протяженностью основного здания вдоль береговой линии пруда. Заслуживает внимание и дизайн элементов фасада и внешнего благоустройства.

 Это живая структура, живой организм.

 Возвращаясь к теме, затронутой в названии очерка, хочется сказать, что хорошо, когда щедрый талант получает поддержку в начале пути, и хочется верить в то, что на этом пути Вячеславу Орестовичу будет сопутствовать и удача, и успех.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020