Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2014 / 07 / А.Л. Штиглиц – государственный деятель, финансист, промышленник, меценат (к 200-летию со дня рождения)

История

А.Л. Штиглиц – государственный деятель, финансист, промышленник, меценат (к 200-летию со дня рождения)

Е.О. Штиглиц,

директор Фонда «НАСЛЕДИЕ БАРОНА ШТИГЛИЦА»

В сентябре 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося государственного деятеля, финансиста, промышленника и крупнейшего мецената России - барона Александра Людвиговича Штиглица. Он активно вкладывал личные средства в промышленность, был основателем «Главного Общества Российских железных дорог», стал первым управляющим Государственного банка России, делал пожертвования на нужды русского воинства во время Крымской войны, на собственные средства открыл единственное в стране Центральное училище технического рисования – ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени барона А.Л. Штиглица.

Иллюстрация_№1

Русский период истории семьи Штиглиц – выходцев из Германии, насчитывает почти два столетия. В конце XVIII века в Россию приехали три брата Штиглиц с целью основать здесь свое дело. Людвиг Иванович Штиглиц и впоследствии его сын Александр Людвигович навечно вписали свои имена в Российскую историю.

 Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884 гг.) был вторым сыном Людвига Штиглица и его жены Ангелики, урожденной Готшальк-Дюссельдорф. Получив домашнее классическое образование, Александр и не думал о карьере финансиста. После смерти отца в 1843 году на плечи Александра внезапно обрушивается весьма крупное состояние придворного банкира и торговый дом «Штиглиц и К°» в Санкт-Петербурге. Несмотря на полученные в основном гуманитарные знания, Александр Людвигович успешно продолжил дальнейшее процветание созданного отцом банкирского дела, в несколько раз впоследствии увеличив его состояние. Банкирский дом до середины XIX века имел существенное влияние на жизнь России. Журнал «Вестник промышленности» писал: «Имя барона А.Л. Штиглица пользуется такой же всемирной известностью, как имя Ротшильдов. С векселями его, как с чистыми деньгами, можно было объехать всю Европу, побывать в Америке и в Азии. Нет городка в Европе, где бы не приняли его векселя».

 Барон Александр Людвигович Штиглиц был великим меценатом XIX столетия, вклад которого в экономику и культуру России невозможно переоценить. Его деятельность на благо страны заслуживает высочайшего уважения. Александр Людвигович завершил начатое отцом дело по постройке Николаевской железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. На свои средства проложил Петергофскую железную дорогу, содержал образцовые сиротские приюты, больницы для неимущих и богадельни для воинов-инвалидов, построил несколько фабрик. В 1860 году барон А.Л. Штиглиц назначается управляющим первым в России Государственным банком. Но самым главным и любимым детищем Александра Людвиговича Штиглица в 1881 году становится Училище технического рисования, названное его именем – «Центральное Рисовальное Училище Барона Штиглица» (архитектор А.И. Кракау).

 Для студентов в качестве пособий здесь были собраны первоклассные образцы произведений прикладного искусства, постоянно приобретались все новые и уникальные экспонаты. Вскоре возникла необходимость пристройки к училищу музея. Ничего подобного, как пишут современники, ни по мыслям, ни по богатству художественного оформления Россия еще не знала. (Архитектор М.Е. Месмахер. 1896 г.).

 Александр Людвигович после смерти первенца удочерил внебрачную дочь Великого князя Михаила Павловича, которой дали имя Надежда Михайловна Юнина (Июнина). Фамилия дана по красивой легенде, согласно которой супруги Штиглицы нашли новорожденную девочку в июне 1843 года в кустах сирени. Основная наследница, она впоследствии вместе со своим мужем А.А. Половцевым – будущим членом Государственного совета и Государственной думы – продолжила его попечительскую и меценатскую деятельность. В 1884 году А.Л. Штиглиц умер, завещав баснословную по тем временам сумму на благотворительность.

 В XX веке имя барона оказалось забытым, многие члены семьи эмигрировали. Оставшиеся и выжившие в России последние потомки Штиглицев по предварительным исследованиям являются представителями линии Бернарда Штиглица, покинувшего Германию вместе со своими братьями Николаем и Людвигом в начале XIX века. На сегодняшний день потомки семьи Штиглиц, оставшиеся в Европе, проживают в Германии, Австрии, Америке, США и Бразилии, потомки по линии Половцевых – Оболенские и Бобринские уехали во Францию.

 Ивангород тесно связан с деятельностью барона Штиглица. В 1845 году он выкупил Суконную фабрику на Нарвских водопадах, а в 1851 году рядом построил Льнопрядильную мануфактуру, где основной продукцией становится парусина для кораблей военного и торгового флота России. С тех пор фабричный комплекс (поселок для рабочих с училищем, библиотекой и больницей, удивлявшей приезжих жителей города зеркалами и качественным кафелем во внутренних помещениях), также построенный на средства Штиглица, стали ласково называть «Парусинка». Одним из красивейших зданий усадьбы была церковь во имя Святой Троицы на живописном берегу реки Наровы. Автор проекта храма в русско-византийском стиле - архитектор А.И. Кракау. Церковь является фамильной усыпальницей семьи барона Штиглица, его супруги – баронессы К. Штиглиц, приемной дочери Штиглицев – Надежды Михайловны Юниной-Половцевой и ее мужа – Александра Александровича Половцева. Усадебный дом был поставлен в центре парка. Перед ним находилась поляна, к которой вела от города дубовая аллея длиной в 1 км. Аллея частично сохранилась. Дача состояла из двух зданий – собственно особняка и дома для обслуживающего персонала (флигеля). Оба строения были соединены стеклянной галереей. С южной стороны к особняку примыкал небольшой зимний сад. Двухэтажный деревянный дом в духе национально-исторических традиций, увенчанный башенкой, с открытыми террасами, балконами, богато декорированный ажурной деревянной резьбой, славился на всю округу.

 В 1890 году в усадьбе барона А.Л. Штиглица произошло важное историческое событие политического значения – встреча императора России Александра III и кайзера Германии Вильгельма II. Дальнейшая судьба усадебного комплекса – уникального примера гармоничного сочетания усадьбы, промышленного производства и жилого района – до боли типична и трагична, так же, как и судьбы всех «дворянских гнезд» России. За последние десятилетия усадьба барона А.Л. Штиглица пришла в полное запустение. Сегодня фундамент и ступени едва различимы среди зарослей парка.  Церковь Святой Троицы долго стояла в развалинах, но в 1999 году началось ее восстановление. И только в 2005 году в рамках благотворительной программы Регионального общественного фонда «Центр национальной славы» началось восстановления церкви – места упокоения барона Штиглица. В 2006 году состоялось освящение колоколов церкви и завершилась реставрация.

 В честь 200-летия со дня рождения А.Л. Штиглица Фонд «НАСЛЕДИЕ БАРОНА ШТИГЛИЦА»,  начавший свою работу в 2008 году, наметил целый ряд знаковых мероприятий по празднованию. Но главная цель Фонда – возрождение усадебно-промышленного комплекса в Ивангороде и содействие в сохранении наследия барона совместно с заинтересованными лицами и организациями, особенно с художественно-промышленной Академией им. Штиглица. Уже собран большой исторический материал по усадьбе, в т.ч. подобраны, казалось бы, совсем утерянные данные по особняку. Изучена архивная литература, публикации, фотофиксация, проведен графический, функциональный и историко-эволюционный анализы. Создается проект восстановления и реновации известного в прошлом Ивангородского комплекса А.Л. Штиглица.

 Жизнь и деятельность Александра Людвиговича Штиглица – это достойный пример истинного служения Отечеству. А наш долг – не только поднять из забвения имя великой личности в истории России, но и возродить утраченное наследие и восстановить историческую справедливость.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2018