Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2014 / 07 / Манифеста 10: двадцать лет поиска

Манифеста

Манифеста 10: двадцать лет поиска

И.А. Филимонов,

архитектор

Закончила свою работу десятая европейская биеннале современного искусства Манифеста (Manifesta). Появившаяся в начале 90-х годов на волне общественно-политических изменений в Европе, она по замыслу авторов должна была демонстрировать актуальные тенденции в современном искусстве. Десятое по счету мероприятие – это взгляд назад, попытка осмыслить пройденный за 20 лет путь.

 Куратор Манифеста 10 Каспер Кениг не случайно выбрал именно Санкт-Петербург. Он считает наш город особым местом, где многое может обрести новый смысл.

 Каждое новое поколение старается создать и привнести в мир что-то свое, свою философию, и чем быстрее происходят изменения в обществе, тем актуальней становится развитие новых идей.

 Таким образом, представленные в основной программе биеннале проекты – это творческий поиск отличных от уже существующих форм выражения искусства во взаимосвязи с меняющимся миром, поиск новых композиционных принципов и новой философии. Недаром частью некоторых проектов стали работы русских авангардистов К.С. Малевича и В.В. Кандинского. Ряд инсталляций был создан специально для Санкт-Петербурга, или как попытка обозначить его место в глобальном процессе, или (как бельгийский художник Франсис Алис с проектом «Лада Копейка») рассказать целую историю, связывающую его с городом на Неве.

 Надо отметить, что не всегда подобные поиски увенчиваются успехом. Ироничная инсталляция «В ожидании Джерри», созданная испанским художником Хуаном Муньюсом в 1991 году для музея Ван Аббе в Нидерландах, наглядно это иллюстрирует. Зрителя долго ведут к анонсированному результату, которого нет.

 Важно, что в основной программе биеннале заявлены российские художники Тимур Новиков, Елена Ковылина и другие, показывая тем самым единство культурного европейского пространства, что особенно актуально в то время, когда политики пытаются стереть из памяти народов века совместной истории, возвести новую стену.

 Отдельно стоит отметить обширную параллельную программу, представляющую из себя целый ряд событий и выставок, проходивших на различных площадках в течение лета. Многие из них были не менее интересны, чем основная выставка в Главном штабе. Среди них выделяется музей Стрит-арта, появившийся как частная инициатива в 2013 году. Сама его идея носит, по словам художника Арсения Сергеева, «оксюморонный» характер, и с этим трудно не согласиться. Суть стрит-арта в его анонимности и полулегальной основе, тесной связи с контекстом, в котором он появился. Скорее здесь стоит говорить о паблик-арте и об актуальном искусстве в целом. Однако площадка Manifesta может послужить хорошим стимулом к их развитию, тем более что Санкт-Петербург сегодня – город с достаточно консервативными взглядами, и пространства, на которых возможны комплексные эксперименты, здесь востребованы.

 Отсюда и основной вопрос: насколько Манифеста выполнила одну из своих главных задач – была воспринята зрителями, повлияла на них. Ведь не секрет, что за истекший век город из прогрессивного европейского мегаполиса превратился в консервативный, не восприимчивый к новым тенденциям. Россия, как и Европа, получила новые стимулы для переосмысления ХХ века и начала активного поиска, но не все и не везде оказались к этому готовы и этим воспользовались. В городе, ставшем площадкой нынешнего биеннале, происходит отторжение обществом современной архитектуры и искусства. Ярким примером может служить провал многих концепций, предложенных европейскими зодчими. Самым успешным из них является Рикардо Бофилл, известный своими неоклассическими и постмодернистическими постройками.

 Таким образом, мысли и философия, представленные в рамках биеннале, вполне могут остаться не воспринятыми широкой публикой, привыкшей к искусству в его классическом понимании. Но, безусловно, это значимое событие для Санкт-Петербурга, определяющее его место в контексте общеевропейской культуры и дающее стимул к дальнейшему развитию.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020