Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2014 / 07 / Манифеста 10

Манифеста

Манифеста 10

О.В. Манов,

Архитектор

Иллюстрация_№1

Как часто мы посещаем выставки современного искусства? И как часто мы задаем себе вопрос, что из этого искусство, а что – просто плоды хорошего пиара?

 Одна из таких выставок-загадок с успехом прошла в Эрмитаже. «Манифеста 10» – биеннале современного искусства впервые за десять лет своего существования проводится в России.

 Основная цель, которую ставили перед собой организаторы выставки – это заставить людей задуматься. Как точно подметил Михаил Борисович Пиотровский, заставить людей задуматься над тем, что нужно думать.

 Для быстрого погружения в содержание выставки приведу несколько описаний к произведениям-участникам.

 Перформанс Елены Ковылиной «Равенство» посвящен проблемам современного демократического общества: социальному неравенству и подавлению свободы слова. Участники-добровольцы стояли напротив Зимнего дворца на табуретах, высота которых выравнивала разницу в росте между людьми.

 Инсталляция Хуана Муньоса «В ожидании Джерри» – ироничный комментарий на распространение на выставках современного искусства темных комнат, демонстрирующих видео. Работа, созданная еще в 1991 году, со временем обогатилась новыми смысловыми оттенками.

 Тацу Ниси установил временную конструкцию под названием «Жилая комната» в одном из залов Зимнего дворца. Внутри этой конструкции устроена обычная меблированная комната, в которой парадная люстра зала неожиданно оказывается частью обстановки. Таким образом, у зрителя появляется возможность почувствовать себя в музее как дома. Кроме того, автор обращает внимание на то, что каждая деталь убранства музея – экспонат.

 Лаконичной инсталляцией «Красная веревка на розовом столе» Жоэль Тёрлинкс сообщает: «Вещь, лишенная всякого реального смысла, может быть названа объектом искусства». Этот самодостаточный арт-объект – метафора творческого процесса.

 В одном из внутренних дворов Главного штаба расположилась самая масштабная инсталляция биеннале – «Срез» Томаса Хиршхорна, представляющая собой здание, лишенное фасада. Зрителю видны шесть внутренних типично петербургских комнат, ничем не примечательных, за исключением того, что стены их украшают подлинные произведения Малевича, Филонова и Розановой. Фасад здесь является метафорой истории – когда-то забытой, но ставшей видимой снова. Эта инсталляция – дань уважения художникам, мастерам русского авангарда.

 Перформанс Ольги Житлиной  «Конкурс анекдотов Ходжи Насреддина. Когда юмор – единственное оружие» состоял в том, что в разных точках города (чайханах, кафе, парках) проводились конкурсы шуток и анекдотов среди мигрантов, живущих в Петербурге. Смех перемешивает все разделения и уравнивает людей. Перформанс посвящен идеям терпимости и объединения общества.

 Дело в том, что современное искусство – это не то искусство, плоды которого нужно приобретать, чтобы вешать на стену и любоваться. Для сравнения могу провести аналогию со смыслом жизни. Для кого-то смыслом жизни является приобретение недвижимости, дорогих автомобилей и яхт. А для кого-то гораздо большую ценность представляет его жизненный опыт и впечатлния, например, впечатления от путешествий по миру. В одном случае плоды жизни можно потрогать и пощупать, во втором после смерти человека остается не дорогая машина, которая со временем станет дешевой, а память о нем, о том, что он сделал.

 Таким же образом можно сравнить искусство классическое, где есть конкретный предмет, например, картина, и есть его конкретная стоимость. А в современном искусстве зачастую даже нет этого предмета. Есть некоторое действие – перформанс, который будоражит наше сознание и оставляет о себе впечатление.

 Изучая произведения «Манифеста 10», словно в игре квест, нужно разгадать загадку, которую хотел загадать нам автор. Даже если мы не будем помнить, какие там были веревочки или кубы, мы запомним самое главное – нестандартный подход.

 На один и тот же предмет можно смотреть с разных точек зрения. Для кого-то это просто веревка, а для кого-то эта веревка может олицетворять собой современное искусство. И я думаю, что благодаря такого рода перформансам и инсталляциям сегодня люди больше расположены мыслить нестандартно. Как результат, мы имеем активно развивающиеся науку и искусство.

 В отличие от выставок классического искусства, посетив Манифесту, мы задаемся многими вопросами. И, как результат, развиваемся и начинаем мыслить нестандартно.

 Для меня по-прежнему остается вопросом: насколько современное искусство вообще искусство, если оно стало ставить перед собой такие задачи, как удивлять и развивать. Бесспорно, такое искусство, несущее в себе немало загадок, производит сильное впечатление. Оно может послужить толчком к созданию чего-то принципиально нового, нетривиального. Конечно, в поисках культурных развлечений многие предпочтут посетить музей. Но если вам нравится учиться и разгадывать загадки, то, безусловно, такая выставка не менее интересна для вас!

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020