Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2015 / 01 / Градостроительное развитие Санкт-Петербурга в рамках «Стратегии 2030»

Конференция

Градостроительное развитие Санкт-Петербурга в рамках «Стратегии 2030»

В.К. Линов,

заслуженный архитектор России, профессор МААМ, доцент СПбГАСУ

Иллюстрация_№1

Проведенная 4 марта в Доме архитекторов конференция  «Градостроительное развитие Санкт-Петербурга в рамках стратегии 2030» была организована Санкт-Петербургским союзом архитекторов, ООО РИА «Архитектурные сезоны» при поддержке СРО НП «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга», Комитета по градостроительству и архитектуре, ИА «РосБизнесКонсалтинг», Российской Гильдии управляющих и девелоперов. Сам состав организаторов показывает, что в канун разработки нового генерального плана города множество участников строительного процесса озабочено тем, какие идеи и принципы будут положены в его основу. Стратегический документ, принятый Правительством Санкт-Петербурга в конце 2014 года, – «Стратегия 2030», носит довольно общий характер, содержит мало конкретных указаний по территориальному развитию города, поэтому все участники конференции выражали уверенность, что необходим обмен мнениями по процессу выработки концептуальных решений генерального плана и механизмов  его реализации.

 В течении дня было проведено три круглых стола, посвященных разным сторонам вопроса. Приведем наиболее важные тезисы участников.

КРУГЛЫЙ СТОЛ № 1 «ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ ГОРОДА ЗА ПЕРИОД С 1968 по 2014 ГОДЫ».

 В своем выступлении зам. главного архитектора города с 1968 года В.В. Попов подчеркнул особенности разработки генеральных планов в советский период и отличие ситуации от современной. Генплан основывался на экономической гипотезе развития города, выполненной специалистами по экономике. Плановая система хозяйствования позволила разработать единый генеральный план города и области, в котором были согласованы общие инфраструктурные элементы. Однако, ресурсного обеспечения план не имел, поэтому социальная и инженерно-транспортная инфраструктура не была реализована так, как было запланировано. Преобладало размещение жилищного строительства по типовым проектам.

 При переходе к новым экономическим механизмам в начале 1990-х годов был проведен конкурс концепций развития города, который повлиял на разработку последнего генерального плана. Однако механизмы взаимодействия частного и государственного капитала не были продуманы, что привело в последние десятилетия к провалам в планировке и застройке новых районов.

 А.П. Викторов отметил, что генеральный план, утвержденный в 2005 году, выполнялся в соответствии с утвержденным в 2004 году Градостроительным кодексом и испытал вслед за кодексом сильное давление застроечного бизнеса. Несмотря на то, что кодекс позволяет, в принципе, разрабатывать документы территориального развития нескольких субъектов федерации, единый генеральный план разработать не удалось из-за нестыковки Градостроительного и Бюджетного кодексов. К недостаткам всех российских Генеральных планов следует отнести отсутствие в их составе планов реализации, например, в форме государственных программ. Имело бы смысл разрабатывать централизованно модельные градостроительные документы и методики их разработки.

 Ю.К. Митюрев дал высокую оценку некоторым явлениям в градостроительном процессе, в частности, разработке и использованию модели города, определяющей видимость высотных объектов. Главной проблемой в градостроительной деятельности он посчитал отсутствие механизмов, обеспечивающих ансамблевость застройки. После 1991 года в городе не возникло ни одной новой площади. Не эффективно привлечение населения к принятию градостроительных решений в форме публичных слушаний.

КРУГЛЫЙ СТОЛ № 2. «ГОРОД И ОБЛАСТЬ: КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ АГЛОМЕРАЦИИ И ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА»

 Е.В. Домрачев, нынешний главный архитектор Ленинградской области, связал проблему решения многих градостроительных задач с законодательным расширением полномочий местного самоуправления. Для области эта проблема стоит более остро, чем для города. Что касается совместных документов города и области, то активно работает только координационный совет по транспорту. Представляется, что ограничения бюджетного кодекса по финансированию проектов развития нескольких субъектов можно было бы обойти, привлекая частное финансирование бизнес-структур.

 А.В. Финогенов, генеральный директор института территориального планирования «Урбаника», рассказал о разработке концепции развития агломерационных территорий, включающей создание общественных центров агломерации на основе кольцевой дороги, вылетных станций метро, ближайших к Петербургу городов области. По его мнению, продуктивным были бы прямые переговоры районов города и муниципалитетов области по вопросам территориального развития. Авторы считают нежелательной такую меру, как вынос в область ВУЗов и создание университетских кампусов.

 Ю.К. Бакей, директор Центра Генерального плана, подтвердил, что координация политики субъектов по транспортному развитию происходит, в том числе при посредничестве федеральной структуры – дирекции Санкт-Петербургского транспортного узла. Что касается стратегических территориальных документов, то в настоящее время подготовлены проекты двух технических заданий: на разработку Генерального плана Санкт-Петербурга и на разработку концепции развития города и прилегающей к нему части Ленинградской области.

 М.С. Липецкая, директор фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», сформулировала перечень принципов, которые надо определить для разработки стратегических территориальных документов, таких, как пределы роста агломерации, уровни кооперации структур, организаций и людей, новые организационные и технологические решения проблем, новые методы управления. Было предложено сформировать в обществе образы будущей среды, в том числе агломерационных связей, применить мировой опыт разработки планов и программ.

 М.Л. Петрович, генеральный директор ООО «ЛабГрад», предложил разработать для агломерации совместный стратегический план города и области, который будет основой территориальных документов.

 Б.В. Николащенко, руководитель мастерской Центра Генерального плана, декларировал необходимость опоры территориальных документов на экономические планы и презентовал концепцию развития агломерации на основе развития транспортно-перевалочной деятельности и деятельности по обработке грузов, поступающих в систему морских и речных портов региона. Преимущественное развитие предполагается в южной промышленной зоне города и в новых районах южной части агломерации на территории области.

КРУГЛЫЙ СТОЛ № 3. «ПОЛИЦЕНТРИЧНЫЙ ПЕТЕРБУРГ»

 А.И. Котов, специальный представитель Губернатора по вопросам экономического развития, отнесся к идее полицентризма настороженно. По его мнению, для создания в агломерации серьезных новых центров попросту недостаточно средств, во всяком случае – бюджетных. При слабом бюджетном участии частный бизнес неохотно вкладывает деньги в развитие территорий. В любом случае, необходима концентрация средств в малом числе новых центров. Задача администрации – синхронизировать действия городских и частных участников. Минимальный уровень социальных услуг должен быть обеспечен равномерно в любой точке территории.

 А.А. Ольховский, управляющий директор и вице-президент банка «ВТБ», подчеркнул, что понятие «полицентричнос-ти» понимается по-разному. Главное, что нет предложений по реализации принципов полицентричности в современных социально-экономических условиях. Необходимо провести конкурс идей на тему развития Санкт-Петербургской агломерации, после чего разрабатывать финансовые планы мероприятий. Для более высокого качества развития территорий необходимо придать главному архитектору статус второго лица в администрации.

 М.О. Кондиайн, руководитель архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», предложил схему организации новых центров в пределах освоенных территорий Санкт-Петербурга. Потребность уменьшения деловой нагрузки на центр города и необходимость уменьшения ежедневных коммуникаций жителей подсказывает рациональность развития относительно свободных участков старого промышленного пояса вокруг центра Петербурга в местах, приближенных к спальным районам, застроенным во второй половине 20 века. Таким местом оказывается, в том числе, зона вдоль грузовой железной дороги к югу от Обводного канала.

 А.Н. Колонтай, заместитель директора НИПИ Генплана Москвы, изложил подход к преобразованию московской агломерации с созданием новых центров городского развития. Отмечается, что создание новых центров – длительный процесс, занимающий несколько десятков лет и требующий постепенных изменений в поведении жителей и в политике властей. Концепция полицентризма должна реализовываться независимо от конъюнктурных интересов государственных органов, но обязательно к выгоде для бизнеса. В исторически сложившихся условиях Москвы наиболее естественным и рациональным местом возникновения новых центров является зона стыка старых промышленных территорий и «спальных» жилых районов.

 Е. Бондарчук, НИПИГрад, подчеркнул важность создания качественных общественных пространств в городе, в том числе площадей и  набережных, которые должны создавать единую систему общественных пространств, обеспечивая идентичность города.

 А.М. Катханова, преподаватель института им. Репина, привела пример многоуровневой полицентричности в практике развития агломерации Хельсинки. Основой тангенциальных связей новых городских центров служит дуга железной дороги, проходящей через аэропорт. Развитие прямых периферийных транспортных связей центров агломерации между собой обеспечивает разгрузку исторического центра города. Заслуживают изучения методы координации городских служб, бизнеса и общественных организаций при обсуждении, разработке и реализации территориальных документов.

РЕЗОЛЮЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ «ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА В РАМКАХ СТРАТЕГИИ 2030»

Сегодня для архитектурного сообщества Петербурга и участников инвестиционного процесса совершенно очевидно, что существующих механизмов управления градостроительной деятельностью Санкт-Петербурга и Ленинградской области недостаточно для их успешного функционирования и эффективного развития.

 Отсутствие стратегии объемно-пространственного развития в средне и долгосрочном горизонтах планирования, увязанной с программой социально-экономического развития, а также механизмами ее реализации и контроля способствует накоплению и усугублению проблем Санкт-Петербурга и его агломераций.

 Все это, в свою очередь, приводит к снижению качества проживания в мегаполисе и его агломерации, увеличивая транспортные, экологические проблемы и эксплуатационные затраты, суточные миграции, сокращение общественных пространств благоустроенных пешеходных коммуникаций, способность к регенерации системы озеленения города.

 Отсутствие скоординированной политики развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области, связанное с деятельностью различных субъектов Федерации, также препятствует пониманию взаимного влияния и правильному учету его в построении региональных программ.

 Вышеперечисленные обстоятельства значительно осложняют работу как инвесторов, так и региональных администраций, когда принимаются принципиальные решения и реализуются долгосрочные планы. Повышаются риск и непредсказуемость проектов, поскольку у участников общего процесса нет объективных критериев его оценки.

 В целях преодоления создавшегося положения и оказания помощи властным управляющим структурам предлагается создать Экспертно-консультативный общественный совет (ЭКОС) по градостроительному развитию под эгидой Санкт-Петербургского союза архитекторов.

 Основные направления деятельности Совета: необходимое использование имеющегося потенциала градостроительных идей, рассмотрение и оценка стратегических планов развития, выработка рекомендаций и принципиальных решений по насущным проблемам формирования градостроительной политики .

 Совет должен быть учрежден с привлечением к участию представителей Администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Гильдии управляющих и девелоперов, Гильдии архитекторов и инженеров Петербурга, Национальной Гильдии градостроителей, широкого круга лучших специалистов - представителей институтов городского планирования, архитекторов-градостроителей, общественных объединений, экспертов, и действовать в интересах жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020