Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2015 / 02 / Война и победа архитектора Рябинкина

70 лет Великой Победы

Война и победа архитектора Рябинкина

 «На архитектора» Борис Александрович Рябинкин начал учиться еще до Великой Отечественной, но война спутала все планы и его самого, и всей огромной страны. В годы войны Рябинкин работал над переустройством гражданских предприятий на выпуск оборонной продукции, участвовал в восстановлении разрушенных цехов по выпуску минометного вооружения на освобожденных территориях.

После войны Борис Александрович продолжает работать над восстановлением многих промышленных предприятий, занимая должность начальника — главного архитектора крупного архитектурно-строительного отдела института «Гипроприбор».

Возглавляя авторские коллективы, проектировал известные в нашей стране приборостроительные, часовые, ювелирные заводы, научно-исследовательские институты, административные здания, дома отдыха и санатории. В Санкт-Петербурге это Петродворцовый часовой завод, завод «Русские самоцветы», ленинградский институт ВНИЭП, Ленэлектронмаш, завод «Буревестник», а также предприятия во всех бывших республиках СССР и за рубежом: в Индии, Болгарии, Китае, Польше, на Кубе.

С 1956 года является членом Союза архитекторов, долгие годы был членом Градостроительного совета города.

С 1979 по 2000 годы работал в Управлении государственной вневедомственной экспертизы Санкт-Петербурга (ранее Ленинграда), возглавляя архитектурно-строительное направление. При его личном участии проходили экспертизу все крупные значимые объекты, По сей день Борис Александрович продолжает работать как внештатный сотрудник Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга в качестве советника начальника Службы.

Иллюстрация_№1

Борис Александрович, расскажите, пожалуйста, о самом начале своего пути в большую архитектуру. Ведь ваша учеба пришлась как раз на годы войны.

 В 1937 году я поступил в Ленинградский институт инженеров промышленного строительства (ЛИИПС) на факультет архитектуры, где сразу попал в мастерскую профессора А.С. Никольского. Главным постулатом, который не уставал нам вкладывать Никольский, была его особая приверженность к конструкциям: «Чтобы стать настоящим архитектором, нужно параллельно изучать предметы и по архитектуре, и по конструкциям». Что я и стал делать – осваивал и сдавал программу архитектурного и строительного факультетов. В дальнейшем все эти знания сильно помогли, особенно в военное время.

 Начало войны застало меня в Пензе, где я собирался провести у родственников жены короткие каникулы перед летней преддипломной практикой. Только ступил на перрон вокзала Пензы, как слышу по радио обращение Молотова о нападении фашисткой Германии на нашу страну. Что делать? Пошел в военкомат, заполнил анкету, но велели ждать. Через какое-то время, устроившись в местный «Облпроект», встречаю на улице В.И. Свердлова, которого знал по работе в институте «Гипроприбор». Оказалось, что он в числе сотрудников этого института выехал из Ленинграда на последнем поезде, а потом группа специалистов добралась до Пензы, где приказом Министра минометного вооружения П.И. Паршина на базе «Гипроприбора» создали «Институт минометного вооружения – 1» («ИМВ-1»). Позднее через Ладогу прибыла еще небольшая группа  специалистов. Меня сразу взяли на работу в «ИМВ-1» на должность инженера-архитектора, где я и проработал до самого окончания войны. За войну моя преддипломная практика сложилась так, что к концу войны я работал главным конструктором института.

То есть вам предстояло воплотить совет профессора Никольского уже на практике, да еще и в тяжелые военные годы? Как все это происходило на объектах, что конкретно вы проектировали и строили?

 Война, враг наступает, необходимо перестраивать мирную промышленность на выпуск военной продукции. Перед институтом стоят большие задачи – выпуск проектов реконструкции обычных предприятий под заводы минометного вооружения. Задача непростая и требует нестандартных решений. Мне приходилось на ходу осваивать проектное дело и особенно конструктивные решения, за которые я и взялся.

 Почти повсеместно началась эвакуация оборудования крупнейших военных заводов в тыл страны. Необходимо было проектировать новые заводы с использованием этого оборудования в довольно сложных условиях: провести изыскания, найти необходимые строительные материалы и энергоресурсы. Было и так: технологи расставляли оборудование прямо на открытом месте (под навесом) и тут же начиналось строительство.

 Первой командировкой стал Ташкент и его маленький пригород Чирчик, где в плохо устроенных бытовых условиях мы начали разрабатывать проект нового цеха. Для конструктивного решения надо было учитывать как сейсмичность района и наличие лессовидных суглинков в грунтах, так и отсутствие необходимых стройматериалов. Стены и колонны кирпичные, перекрытия по деревянным фермам. По расчетам все надежно, но шпренгельные 9-метровые балки для крайних пролетов «не держали». Чертежи этих балок я нашел в библиотеке местного строительного института с приведенной формой «эмпирического расчета».

 Оказалось, что расчетные «моменты» в балке над стойками, опертыми в растяжку нижнего пояса из арматуры, значительно меньше, чем в пролете балки между стойками. Нужно уровнять «моменты» в балке. Но как? Используя эмпирическую формулу расчета с некоторым ее нарушением, мне удалось найти размещение стоек (подпорок) и получить одинаковые «моменты» в балке над стойками и в пролете. Опытный образец при испытании выдержал, и так мы построили весь цех. Это был мой первый проект со сложными расчетами, я за него даже получил благодарность от министерства. В дальнейшем я многократно использовал систему со шпренгельными балками.

 Из Ташкента наша бригада прямиком перебралась в город Фрунзе (Бишкек), где необходимо было срочно построить завод с использованием эвакуированного оборудования. Там все природные условия были схожими Ташкенту, но для строительства цехов материалов было достаточно. Запроектировали довольно большой цех с перекрытиями из кирпичных сводов («кирпич плашмя» с упорами на сводчатые кирпичные ригели с металлическими стяжками). Нужно было решить задачу: либо поднимать высоту, либо ликвидировать металлические стяжки. Я начал прикидывать варианты, один из которых – передать распор от сводчатых ригелей на контрфорсы у стен. Много сделал расчетов и выбрал вариант проекта с армированными контрфорсами приемлемого вылета. Корпус построили без увеличения высоты, экономичнее и быстрее.

 За этот проект меня в институте повысили уже до старшего инженера, хотя я все еще продолжал быть студентом. С аналогичными проектными задачами были выезды и в другие регионы страны.

Ваша практика полностью состояла из проектов реконструкции и приспособления предприятий или приходилось решать какие-то другие задачи?

 После уничтожения фашисткой группировки под Сталинградом началось наступление наших войск. Для Министерства и «ИМВ-1» были поставлены новые задачи – вслед за армией на освобожденных территориях восстанавливать цеха разрушенных заводов для выпуска оборонной продукции.

 К тому времени меня назначили главным конструктором института. Руководство и министерство доверяли мне, я входил в состав всех командированных групп по изучению зданий освобожденных городов – Сталинграда, Ростова, Таганрога и др. От Сталинграда остались одни руины, я хорошо помню городские площади со стенами вместо домов, где велись ожесточенные бои.

 Первым завод, который мы восстанавливали из руин, находился в Бердянске (тогда – Осипенко). Изучив состояние разрушенных цехов, приняли решение о восстановлении двух корпусов. После обследования и выдачи необходимых разрешений к строительству первого цеха приступил прибывший военный стройбатальон. Корпус был сдан в сжатые сроки.

 А вот большое здание второго цеха с покрытием из металлоконструкций было разрушено немцами путем подрыва одновременно всех колонн. Задача его восстановления была сложной, но цех должен был быть введен в эксплуатацию в кратчайшие сроки. В министерстве посоветовали разобрать разрушенные конструкции и построить облегченное временное сооружение. Но у меня после детального обследования разрушений возникла совсем другая идея – поднять домкратами висящие на подорванных колоннах фермы, путем их подварки. Я сделал доклад руководству министерства и дирекции завода – моя идея не очень понравилась, но решение приняли в мою пользу и под личную ответственность.

 Бригадиры стройбата достали необходимые автогены, сварочные аппараты и кувалды для выправления элементов. Я не уходил со стройки целый месяц, пока покрытие из подправленных металлических ферм не было восстановлено, а по фермам уложили  кровлю из деревоплиты. За эту работу министр наградил все руководство орденами, а нас только денежной премией и грамотами. Ну, как говорится, и на том спасибо.

 Для меня, студента, этот проект был победой и огромным риском, ведь мой вариант приняли только под мою личную ответственность. Случись что-то не так, и всю бригаду проектировщиков отправили бы под военный трибунал. Вот с тех пор я полюбил металлоконструкции.

 Далее мне еще предстояла работа по восстановлению заводов в Запорожье, после чего я уже добирался домой в Ленинград – кольцо блокады было прорвано, мы все спешили в родные дома. Большинство сотрудников вместе с руководством «ИМВ-1» вернулось из Пензы в Ленинград. Заняли свои посты и главный архитектор, и главный конструктор «Гипроприбора», которые вернулись из фронта. Началась работа по восстановлению всех ленинградских заводов, фабрик и предприятий.

Когда вам все-таки удалось защитить диплом института?

 Диплом об окончании Ленинградского инженерно-строительного института по специальности «архитектура» я получил в 1949 году. В качестве дипломной работы защищал проект гражданского аэропорта, будучи сотрудником «Гипроприбора». К тому времени мы не только восстанавливали городские промышленные объекты, но и были заняты проектами нового строительства.

 После диплома началась моя самая большая работа по созданию отдела архитектурно-строительного проектирования в уже переименованном институте «Гипромашприбор», а позднее – в Государственной вневедомственной экспертизе. Но это уже совсем другая история, без войны.

БИОГРАФИЯ:

Б.А. Рябинкин родился 8 августа 1917 года в Харбине (Китай).

Работает в строительной отрасли более 72 лет. В проектных организациях «ИМВ-1» и «Гипроприбор» – 38 лет, в экспертизе – 34 года.

С 1937 по 1941 г.г. проходил теоретический курс в Ленинградском инженерно-строительном институте (ЛИСИ).

В 1949 г. защитил диплом ЛИСИ по специальности «архитектура».

С 1949 г. возглавлял комплексную бригаду проектирования промышленных и гражданских объектов Министерства приборостроения. Параллельно принимал участие в создании филиалов института «Гипроприбор» (в Пензе, Ярославле) и на протяжении двух лет работал в должности главного инженера в создаваемом филиале в Орле.

С 1956 г. – начальник и главный архитектор строительного отдела института «Гипроприбор» (Ленинград). Под его руководством спроектированы современные приборостроительные, часовые, ювелирные заводы, дома отдыха и санатории Советского Союза, а также ряд производственных объектов за рубежом: в Китае, Индии, Польше, Болгарии и на Кубе.

С 1979 г. переходит на работу в

ГлавАПУ, далее – заместитель начальника Управления государственной экспертизы.

С 2001 г. – советник начальника Службы государственного строительного надзора и экспертизы.

С 2009 г. – советник директора ГАУ «Центр государственной экспертизы». Участвует в проведении экспертизы наиболее сложных и крупных объектов.

Лауреат премии Совета министров СССР, почетный архитектор России.

Награды: «Отличник социалистического соревнования Народного комиссариата минометного вооружения СССР» 1943 г., ордена Мира, Дружбы народов, «За заслуги в строительстве», «Польза, честь и слава», юбилейные медали к Дню Победы (10 наград), Почетная грамота Министерства регионального развития РФ, почетные грамоты губернаторов Санкт-Петербурга В.А. Яковлева, В.И. Матвиенко, Г.С. Полтавченко.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020