Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2015 / 04 / Древолюция в Петрограде. Как учиться, преображая пространство вокруг?

Практикум

Древолюция в Петрограде. Как учиться, преображая пространство вокруг?

Филипп Якубчук,

архитектор

В августе в Петрограде поднялись древолюционные настроения. Московский мастер деревянной архитектуры Николай Белоусов при поддержке Ассоциации деревянного домостроения провел в Питере на площадке Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица двухнедельный практикум по деревянной архитектуре для архитекторов, дизайнеров, людей искусства и мастеров деревообработки, а также всех желающих. Жюри практикума было весьма представительным: в него вошли архитекторы Тотан Кузембаев, Сергей Скуратов, Михаил Мамошин, Николай Лызлов, Иван Овчинников, Ольга Севан, архитектор и куратор Елена Гонсалес, архитектурный критик Николай Малинин, скульптор Сергей Антонов. Вводную лекцию и консультации для участников практикума проводил президент Ассоциации деревянного домостроения профессор Александр Черных.

Иллюстрация_№1

В качестве опытной площадки для экспериментов с деревом был выбран участок Таврического Сада, для которого две недели придумывались и создавались руками участников практикума малые формы. Практикум собрал участников из разных городов страны: Курган, Москва и, конечно, Питер. Среди них дизайнеры, архитекторы, инженеры, мастера плотницкого дела, журналисты, художники.

 Еще 5 лет назад в институте студентам говорили о дереве, как о незаслуженно забытом в России строительном материале. Сегодня можно констатировать, что дерево не просто вспомнили, но и активно используют в самом разнообразном контексте. Дерево обладает рядом уникальных для строительного материала качеств. Этот экологически чистый материал из возобновляемых ресурсов, простой в обработке и легкий по весу, хорошо работающий и конструктивно, и декоративно, к тому же имеет большой потенциал развития с помощью современных технологий сращивания. Поэтому очень важно развивать культуру использования дерева в архитектуре и городском пространстве.

 Практики создания студентами временных сооружений и малых форм существуют во многих передовых архитектурных и дизайнерских школах мира в качестве неотъемлемой и важной части учебного процесса. В архитектурной школе Бартлетт, Великобритания, задание shelter («укрытие») дается студентам в первое же учебное полугодие, то есть важнейший опыт реализации идеи в материале дается студентам почти сразу. Подобная практика помогает студентам опытно прочувствовать трансформацию бумажного проекта в материальный объект, увидеть, как проект преобразуется при переходе с листа в реальный мир, с какими трудностями при этом сталкиваешься и как предвосхищать эти трудности на стадии проектирования. Дерево, сочетая прочность, дешевизну и простоту обработки, прекрасно подходит для таких задач.

 В российских архитектурных школах этот подход сейчас не является частью академического процесса, оставаясь областью добровольных экспериментов, как правило вне рамок учебного заведения. Именно поэтому у нас так популярны архитектурные фестивали, где можно в безопасном масштабе быстро реализовать идею и прочувствовать полный цикл перехода идеи из головы в реальность. Здорово, что Древолюция ковалась, а вернее пилилась, строгалась и сверлилась в стенах учебного заведения – Художественно-промышленной академии Штиглица. 

 В практикуме-состязании приняли участия девять команд, предложивших жюри 14 объектов разного назначения и масштаба. Крыши Петербурга – стационарный парковый объект для отдыха, как в лежачем, так и в сидячем положении. Волна – интерактивная парковая скульптура. Гнездо – обращенные друг к другу сидения с высокими полукруглыми в плане спинками из брусков с проходящей между ними тропой. Дупло – парковая скульптура, состоящая из пластин фанеры с последовательно уменьшающимися отверстиями криволинейной формы. Сформированное таким образом отверстие в скульптуре обращено на дуплистое дерево, а вся скульптура напоминает, что важно прислушиваться к природе. Изящная лавка из простых деревянных реек была отмечена за лаконичность внешнего вида и технологичность производства. Другая лавка устроена таким образом, что сидящие на ней могут удобно сидеть, повернувшись друг к другу за счет изгиба сидения.

 Наибольший интерес жюри вызвали четыре объекта, о которых стоит рассказать немного подробнее.

 Слон. «По улицам слона водили как видно напоказ» – такова известная всем с букваря литературная основа объекта. При этом сам объект литературой и не пахнет. Это реечная динамическая структура, навеянная подвижными скульптурами-организмами Тео Янсена. В отличие от последних, слон приводится в движение не ветром, а ручным приводом, при вращении которого биомеханическое существо, нет, не катится, а переставляет ноги с рифлеными подошвами. Хобот при движении мерно покачивается, помогая узнать в структуре собственно слона. За время тестов слон соизволил сделать лишь несколько шагов, что Николай Белоусов объяснил поведенческими особенностями зверя: «Слон – это вам не лошадь и не собака, если он не хочет идти, мы не сможем его заставить». Жюри отметило смелость и изобретательность команды в попытке выйти за рамки предложенного задания.

 Нос. У этого объекта литературная основа куда более обязывающая, что, впрочем, не помешало команде создать привлекательный и формально интересный объект. Гоголевский нос, как известно, видели в Таврическом саду, но никто не знал, что он там и остался. В виде деревянного волнообразного свода над одной из парковых дорожек. Команда не только создала hardware – твердый объект-носитель, но и обеспечила software совместно с библиотекой имени Гоголя. У носа прошел цикл чтений произведений Гоголя.

 Руина. Объект воспроизводит руинированную ротонду, которая могла когда-то быть в таком историческом парке, как Таврический. Три сохранившихся колонны с архитравом и одна полуразрушенная состоят из одних только фанерных брусков 50х50, которые формируют все элементы дорического ордера, перекрещиваясь как сцепленные пальцы рук. Просветы между брусков напоминают канелюры и делают всю структуру невесомой и растворяющейся в воздухе. Ордер, набранный из дерева, напоминает о теории происхождения элементов каменного ордена из деревянных конструкций. Самый высокий объект был создан руками команды, целиком состоящей из прекрасных девушек.

 Спуск к воде. Прибегнув к многократно повторенной в разных современных парках теме трибуны, авторы рисковали прийти к банальному результату. Однако, им удалось тонкими нюансными ходами нетривиально и свежо прочитать новую классику паркового благоустройства. Объект обустраивает небольшой участок берега паркового пруда. Ступени остаются интересным и притягательным как при взгляде с противоположного берега так и вблизи. Они решены четырьмя отдельными частями как бы просочившимися между огромными деревьями. При подходе к месту заметны лишь интригующе выходящие между стволами на дорожку дощатые настилы. Работа не только хорошо задумана, но и с большим уважением исполнена: доски обработаны так, что их хочется и приятно гладить руками, когда сидишь. Трибуны обращены на пруд, который в плане напоминает театральную сцену с двумя карманами и центральной частью. Волнение воды, перемещения уток по воде и людей по противоположному берегу – все является частью тихого непрекращающегося спектакля. Кроме того, и за самими сидящими на трибунах любопытно наблюдать с противоположного берега. По словам создателей, они только начали крепить доски к каркасу, а посетители парка уже стали садиться на еще не достроенную конструкцию, настолько она оказалась уместна

 Критическая важность контекста для архитектуры проявилась при экспозиции объектов, спроектированных для конкретных локаций Таврического Сада на улице перед академией Штиглица. Поставленные близко друг к другу вне окружения, для которого они были задуманы, объекты проиграли и смотрелись несколько пестро. Перенесенные на задуманные места в саду, все они «заработали».

 После ломания голов, ручного труда, бессонных ночей и нервного ожидания решения жюри объявление вердикта и публичное обсуждение каждого проекта не стали последними испытаниями для участников практикума. Условия сохранения самых крупных объектов в Таврическом Саду и перевоз других в Упала-Парк еще надо было согласовать и организовать. Этот экзамен также был выдержан, и теперь учебные объекты живут вполне реальной жизнью парковых малых форм в Таврическом Саду и Упала-Парке.

 Дерево, живой, вечно актуальный строительный материал, традиционный для нашей страны и в то же время поддающийся высокотехнологичным усовершенствованиям, является отличным инструментом оживления городских пространств. Давайте поможем древолюции пойти в массы, и наши улицы преобразятся!

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020