Информационно-аналитический бюллетень
Союза архитекторов Санкт-Петербурга,
Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,
Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»
В Советском Союзе квалификация «архитектор» присуждалась автоматически после обучения в архитектурном вузе (в течение шести лет) и успешной защиты дипломного проекта. Все вузы были государственными и вели обучение по единой строго контролируемой государством программе, что обеспечивало относительно ровный и достаточно высокий уровень образования по всей стране.
Несмотря на то, что опыта для самостоятельной работы у выпускника вуза не было, это не представляло опасности для жизни, здоровья и имущества граждан, объектов культурного наследия и экологии, так как весь процесс проектирования и строительства велся в государственных организациях и контролировался целым рядом государственных органов, прежде всего государственной экспертизой.
Молодой архитектор не мог самостоятельно выйти на рынок с предложением своих услуг, так как такого рынка не было, а получить право самостоятельного принятия решений и нести ответственность за них молодой архитектор мог только пройдя несколько ступеней служебной лестницы и получив многолетнюю практику проектирования и авторского надзора.
Для контроля допуска молодого специалиста к ответственной работе, сопряженной с вопросами безопасности была создана сложная многоступенчатая (семь ступеней) система должностей, в которой право на самостоятельную деятельность архитектор получал только на пятом уровне, соответствующем должности «главный архитектор проекта».
Система образования и контроля безопасности архитектурной деятельности в большинстве развитых стран с самого начала основывалась на совершенно иных рыночных принципах конкуренции и разнообразия форм собственности.
В условиях, когда большинство вузов не принадлежат государству и руководствуются своими (конкурирующими между собой) учебными программами, а инструменты внешнего контроля в виде согласований, архитектурных советов, государственной экспертизы и архстройнадзора отсутствуют, применяется система контроля квалификации архитекторов «на входе в профессию» и персональной профессиональной ответственности лиц, получивших звание «архитектор».
Выпускник вуза не имеет права носить звание «архитектор» и предлагать свои услуги на рынке профессиональных услуг, не пройдя процедуры подтверждения квалификации («регистрации») и не вступив в профессиональную организацию (принявшую кодекс профессиональной деятельности) и не застраховав риски своей профессиональной деятельности. Такой порядок зафиксирован в «Соглашении Международного союза архитекторов (МСА) по рекомендуемым стандартам профессионализма в архитектурной практике», которое, в частности, рекомендует всем странам базировать свое законодательство на принципах, изложенных в Соглашении.
В сентябре 2003 года Российская Федерация присоединилась к принятой в 1999 году Болонской декларации о создании единого европейского пространства высшего образования.
В соответствии с ее положениями вводятся степени:
- бакалавр архитектуры;
- магистр архитектуры;
- квалифицированный архитектор
Первые две степени являются «академическими», т.е. присуждаются вузами. Третья степень – квалифицированный архитектор согласно международным правилам присуждается, как правило, профессиональными организациями (союзами, палатами, институтами) после прохождения кандидатом процедуры подтверждения квалификации или в терминологии МСА регистрации/лицензирования/аттестации, для которой необходимо:
- наличие определенного периода практической послевузовской подготовки (стажировки/интернатуры);
- сдача экзаменов (в различных формах);
- присуждение квалификации и выдача удостоверяющего документа;
- вступление в члены профессиональной организации и страхование профессиональной ответственности;
- включение в национальный реестр архитекторов.
В России согласно новому «Закону об образовании в РФ» введены степени бакалавр и магистр, присуждаемые вузами. Присуждение же профессиональной квалификации в России полностью отсутствует.
Болонская декларация, кроме всего прочего, требует сокращения срока обучения на бакалавра до четырех лет, что на практике означает получение выпускником вуза знаний на уровне техника–архитектора в колледже. При отсутствии инструментов подтверждения квалификации это содержит в себе значительные угрозы в ближайшем будущем, когда на ничем не регулируемый, свободный российский рынок профессиональных услуг, сопряженных с вопросами безопасности, будет выброшена масса неквалифицированных специалистов.
В связи с вступлением России в ВТО эти угрозы будут только увеличиваться, так как на российский рынок хлынет поток иностранных бакалавров, не получивших права носить звание «архитектор» и предлагать свои услуги на рынке в тех странах, в которых получили образование.
В целом нынешнее состояние рынка архитектурных услуг в Российской Федерации можно характеризовать как незавершенное и находящееся в противоречивом переходном положении, при котором рыночная система профессионального образования вводится при полном отсутствии продолжающей ее системы регулирования профессиональной деятельности.
Данное положение противоречит принципам, принятым в мировой практике регулирования архитектурной деятельности и зафиксированным в Соглашении МСА и в Болонской декларации, что содержит в себе потенциальные угрозы для жизни, здоровья и имущества граждан, культурного наследия и экологии.
Для изменения положения предлагается ввести третью профессиональную степень образования «квалифицированный архитектор», определив законодательно порядок подтверждения квалификации. С целью практической реализации этого положения предполагается создание профессиональной некоммерческой организации на основе обязательного членства всех квалифицированных архитекторов (Национальной Палаты архитекторов) и наделение ее правами:
- присуждения (после соответствующей процедуры) профессиональной квалификации и выдачу квалификационных аттестатов;
- ведения национального реестра архитекторов;
- разработки и принятия Национальных стандартов профессиональной архитектурной деятельности и Кодекса профессиональной деятельности российского архитектора (на основе международных соглашений);
- контроля за соблюдением Стандарта и Кодекса;
- организации страхования профессиональной деятельности;
- организации послевузовской практики и системы повышения квалификации.
Для создания института квалифицированных архитекторов и организации Национальной палаты архитекторов необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Федеральный закон от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и другие Федеральные законы.
Проект таких изменений подготовлен Союзом архитекторов России.
Аналитическая записка президента САР А.В. Бокова к проекту «Поправок к Закону об архитектурной деятельности в РФ»
© «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020