Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2015 / 05 / Тело и душа архитектуры: по спирали или по кругу?

Архитектурная трибуна

Тело и душа архитектуры: по спирали или по кругу?

С.П. Шмаков,

архитектор

В одном из июльских номеров журнала «Город» (№ 24 3.07.15) на полосе рекламы размещена картинка жилого дома в Московском районе «Кремлевские звезды». Картинка (1) послужила информацией к размышлению.

Иллюстрация_№1

Ба, где-то я уже такое видел. И в прошлом веке (2), и в доисторическую эпоху (3). И захотелось поразмышлять о диалектике развития (Гегель, извини) нашего любимого искусства архитектуры. Как же идет его развитие - по спирали или по кругу?

 Но начнем с более широких материй. А как развивается само человечество, а точнее человек, состоящий из тела и души, из формы и содержания, из внешнего и внутреннего? По спирали или по кругу? Конечно, первобытный человек, одетый в шкуру, по форме уступает современному, одетому в дубленку. А по содержанию? Первобытный после того, как убил мамонта, шел рисовать наскальные изображения и любоваться закатом, т.е. совершал духовную работу. И современный, постреляв на войнушке, шел писать стихи и любоваться закатом. Утверждаю, что по содержанию, т.е. духовно человек развивается по кругу.

 Пушкин ездил в карете и писал гусиным пером. Современный писатель ездит в мерседесе и пишет с помощью компьютера. По форме бешеное спиральное развитие. А по содержанию? Во столько же раз возросло духовное содержание современного писателя? Да ничего подобного. Налицо движение по кругу. Может быть даже вниз.

 От человека плавно перейдем к его второй древнейшей профессии - к строительству и архитектуре. Аналогично человеческой природе в этом искусстве тоже есть форма (конструкция) и душа (искусство). Конечно, между перекрытиями Египетских храмов, выполненных из каменных блоков, плохо работающих на изгиб и железобетонными арками соборов нынешнего времени гигантский разрыв, свидетельствующий о спиралевидном развитии конструкции ( т.е. формы). Но разве в смысле высокого искусства (т.е. души) мы можем найти художественное преимущество одного перед другим? Человек воспаряет духом и в одном и в другом случае. То есть опять же художественное содержание идет в своем развитии по кругу.

 Вернемся к нашим картинкам. Что объединяет все три архитектурных примера? И какое их свойство проходит через века развития? Их объединяет одинаковая структурная реакция на силы земного тяготения (спасибо Ньютону с его яблоком), которые неотменимы и которые сообщают всем земным постройкам единую эстетику - архитектуру веса. Да, можно бороться с этой эстетикой, застеклив небоскреб снизу до верху, но это будет маскарадная одежда в угоду моде, изображающая невесомость и скрывающая многотонную сущность и потому она не тектонична и по сути ложна.

 А раз так, то именно архитектура тяжести обеспечивает единство всего сооруженного на земле и подтверждает движение архитектурной мысли по кругу. И это при том, что инженерная и конструктивная начинка действительно прогрессирует от эпохи к эпохе, демонстрируя нам спиралевидность своего развития.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020