Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2015 / 06 / Не архитектурный стандарт

Профессия

Не архитектурный стандарт

Е.С. Баженова,

канд. арх., зав. кафедрой «Архитектурная практика» МАРХИ, вице-президент Союза архитекторов России

В современном быстро меняющемся мире наиболее устойчивыми являются профессии, которые способны к постоянному обновлению, поиску новых сегментов деятельности и интегральному применению знаний.

К обсуждению проекта профессионального стандарта «архитектор», подготовленного по поручению Министерства труда НОПРИЗ в 2015 году

 Очевидно, что формы обучения и формы профессиональной деятельности, принятые в индустриальную эпоху, постепенно меняются на новые формы, характерные для «постиндустриальной» эпохи – экономики «услуг», «креативной экономике», «экономике знаний», «производстве инновации», где требования к квалификации (перечень усвоенных знаний и умений) заменяется на требования к компетентности как способности принимать верные решения в среде динамичных процессов.

 Роль архитектора, формы его практической деятельности в рамках строительной отрасли в настоящее время также подвергаются значительным изменениям и предполагают развитие профессии за рамки стандартных представлений о ней.

 Для современного этапа развития архитектурной деятельности в условиях рынка характерным является слитность процессов, в которых действует архитектор:
-процесса творческого архитектурного проектирования и результатов научных исследований, определяющих новизну архитектурного решения,
-процессов управления реализацией проекта и руководства архитектурной фирмой, оптимизации структуры проектной команды, которая этот проект собственно и осуществляет в рамках инвестиционно-строительной деятельности.

 Долгое время у нас в стране игнорировался тот факт, что творческий процесс создания архитектурного проекта - это деятельность профессионального архитектора по созданию объектов архитектуры и градостроительства с комплексным решением социально-экономических, функциональных, инженерных, технических, санитарных, экологических, архитектурно-художественных и других проблем при проектировании зданий, сооружений и их комплексов.  Сегодня практикующему архитектору необходимы интегральные знания не только основ художественной композиторской части проектной работы, навыков в постоянно обновляющейся области инновационных строительных технологий, но и опыт по управлению проектами и администрированию, эффективному использованию динамично развивающихся IT-технологий, чтобы оставаться действительным лидером проектной команды.

 Помимо этого, архитектурная молодежь все больше становится основным креативным драйвером в проектном процессе, и не только за счет отличного владения множеством новых IT-программ. Она все больше проявляет себя носителем современных знаний в области устойчивого развития территорий, инноваций в области «зеленых стандартов» и т.п. Эти изменения уже начинают влиять на формы организационных структур проектных команд.

 Необходимо также отметить, что инициатива Министерства высшего образования РФ по интеграции в общеевропейскую образовательную систему и по переходу на третий Стандарт высшего образования «сыграло на руку» развитию архитектурной профессии у нас в стране.  И архитектурные школы, эффективно заимствуя базовые стандарты и инновационные программы обучения у европейцев, фактически закладывают теоретический фундамент развития архитектурной профессии и требований к квалификационной аттестации архитекторов у нас в России.

 Принимая во внимание перечисленные тенденции, Союз архитекторов России в 2011 году подготовил внутрицеховой «Российский Стандарт профессиональной деятельности архитекторов», описывающий все стороны профессии: от требований к образованию и аккредитации до кодекса этики и принципов профессионализма. Интерес к документу оказался высокий. Прошли его многочисленные обсуждения. И. поскольку стандарт подготовлен в «открытой» форме, т.е. предполагает его постоянное обновление, работа над изучением новаций в профессии идет постоянно. Необходимо отметить, что Российский стандарт САР подготовлен на основе Рекомендуемых стандартов профессионализма в архитектурной практике Международного союза Архитекторов.

 В начале ноября текущего года в Российской Академии архитектуры и строительных наук состоялось совместное заседание бюро Отделения архитектуры академии с привлечением представителей Союза архитекторов России и Московского архитектурного института по обсуждению проекта государственного Профессионального стандарта «Архитектор», разработанного ООО «АРКОР» по заказу Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ).

 Для справки: «Во исполнение Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Министерство труда и социальной защиты РФ занимается разработкой профессиональных стандартов (читай – квалификационных требований, включающих характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции)».

 Целью разработки документа, по словам его разработчиков, является:

«Совершенствование технологий проектной деятельности и организационных моделей архитектурно-строительного проектирования требуют повышения уровня квалификации работников в соответствии с изменяющимися функциональными требованиями к содержанию и формам организации их профессиональной деятельности.

 Разработка профессиональных стандартов в области архитектурно-строительного проектирования продиктована необходимостью выработки обновленных требований к содержанию деятельности и квалификации всех основных категорий специалистов. Результаты работы специалистов должны обеспечивать высокий уровень проектных решений, качественный и безопасный уровень последующей эксплуатации проектируемых объектов».

 Архитектурная общественность давно ожидала появление проекта Профессионального стандарта, поскольку деятельность архитекторов в РФ до сих пор до конца законодательно не урегулирована, и была надежда, что в процессе разработки данного документа можно будет прописать и зафиксировать все изменения, которые характеризуют профессию на современном этапе.

Это тем более актуально, поскольку с 1 июля 2016 г. вводится обязанность применения работодателями профессиональных стандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

 Однако первое обращение к документу принесло разочарование количеством позиций несоответствия не только цеховым нормам, прописанным в «Российском Стандарте профессиональной деятельности архитекторов» (документ разработан САР и принят Пленумами и Съездом архитектурного сообщества в 2011 году), но и установленным законодательством нормативно-правовым актам.

 Текст новоявленного документа перечеркивает все основные черты современной архитектурной профессии и совершенно не связан с особенностями нового этапа развития высшего профессионального образования в РФ. Пресловутое «Совершенствование технологий проектной деятельности и организационных моделей архитектурно-строительного проектирования» вылилось в тексте Стандарта в низведение профессии «архитектор» до банального вычерчивания «отдельных частей архитектурного раздела проектной документации». Как будто не было и нет многолетней работы международного архитектурного цеха: МСА, САР и прочих многочисленных профессиональных объединений нашей страны, - пытающихся в эпоху глобализации мировой экономики скоординировать усилия коллег по цеху для действительной модернизации профессиональной архитектурной деятельности на благо устойчивого развития современного общества.

 Чего же лишил новоявленный Стандарт квалификаций российских архитекторов?

 Прежде всего, в нем искажены основы вида профессиональной деятельности – архитектурной деятельности, заменой ее на «наименование вида профессиональной деятельности» как «архитектурное проектирование». Таким образом налицо несоответствие Стандарта действующему «Закону об архитектурной деятельности в РФ».

 Основная цель вида профессиональной деятельности в указанном Стандарте стыдливо ограничена «разработкой архитектурных и объемно-планировочных решений объектов капитального строительства», естественно - в соответствии с требованиями техрегламентов и норм. Эта формулировка никак не корреспондируется с установленным в «Законе об архитектурной деятельности в РФ» определением, «профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции (далее – документация для строительства), авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов».

 Очевидно, Стандарт направлен на уничтожение основ профессиональной архитектурной деятельности, низведением ее до простого черчения и копирования типовых проектных решений. В нем отказано архитекторам в правах на реализацию их творческих идей, отраженных в проекте как совокупности проектной документации, и в несении профессиональной ответственности за реализованный объект перед заказчиком и обществом.

 В представленной редакции Профессионального стандарта «Архитектор» действующими лицами и исполнителями профессиональной архитектурной деятельности являются бакалавры и магистры архитектуры. При этом в наименованиях базовой группы должности (профессии) или специальности указаны устаревшие ЕКС и ОКСО, шифры которых также находятся в противоречии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. №1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».  Кроме того, настоящим Стандартом к архитектурной деятельности не допускаются выпускники высших профильных образовательных учреждений по направлениям «Дизайн архитектурной среды», «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» (читай, те же архитекторы), но допущены специалисты и инженеры по промышленному и гражданскому строительству, инженеры по транспортному и городскому строительству.

 Подобные метаморфозы не в последнюю очередь связаны с отсутствием в российском законодательстве одного из ключевых определений нашей творческой профессии – кто же такой «архитектор»? Данный вопрос отнюдь не праздный, особенно сейчас, когда высшие профильные учреждения страны начали, в соответствие с новыми ФГОС ВПО, выпускать бакалавров и магистров архитектуры, и в их дипломах о высшем образовании квалификация «архитектор» отсутствует… Ни действующая редакция «Градостроительного кодекса РФ», ни иные документы или законодательные нормы нашей страны не отвечают на вопрос: к кому применимо определение «архитектор», и где и когда происходит волшебное превращение бакалавров и магистров архитектуры в настоящих профессиональных архитекторов?

 В то же время принятое международным профессиональным архитектурным сообществом определение понятия «архитектор» гласит: «понятие архитектор... применяется по отношению к физическим лицам, которые имеют академическую квалификацию и профессиональную подготовку, и, как правило, зарегистрированы/ или имеют лицензию или сертификат на право ведения архитектурной практики в пределах данной страны. Архитектор в ответе за качество, устойчивость и благополучное развитие среды обитания общества, за выражение его культуры языком архитектуры с применением таких понятий, как пространство, форма и исторический контекст». Таким образом в системе рыночной экономики за рубежом устанавливается регулятор адекватной защиты общества от некачественных или непрофессионально оказанных услуг, поскольку «процесс регистрации увязан с соблюдением норм, препятствующих выполнению неквалифицированными лицами определенных функций».

 В преамбуле к рассматриваемому документу сказано, что Стандартом «уточняется порядок учета профстандартов при формировании требований ФГОС профессионального образования и определении продолжительности профобучения». Естественно, возникает опасение, что в процессе введения Стандарта в настоящей редакции в действие могут подвергнуться ревизии действующие сейчас вполне прогрессивные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям «Архитектура» и «Градостроительство» – отнюдь не в сторону их поступательного развития. Может быть поставлен крест и на поэтапном введении в России принятой во всем мире системы требований к образованию архитекторов, которое должно базироваться не только на получении претендентом академических знаний в высшем профильном учебном заведении, но и сопровождаться процессом закрепления знаний в ходе практического опыта (послевузовской стажировки или интернатуры).

 И, наконец, если изучать Стандарт более внимательно, то можно с сожалением отметить, что его текст грешит множеством неточностей и непрофессиональных формулировок.

 Текст Стандарта в нынешней его редакции перечеркивает все возможности для конкурентного роста профессии и, безусловно, не приведет к задекларированным его авторами «выработке обновленных требований к содержанию деятельности и квалификации всех основных категорий специалистов, чьи результаты работы должны обеспечивать высокий уровень проектных решений, качественный и безопасный уровень последующей эксплуатации проектируемых объектов».

 Таково было единогласное заключение экспертов, выступавших на объединенном бюро Отделения архитектуры Академии архитектуры и строительных наук с привлечением представителей Союза архитекторов России и Московского архитектурного института на обсуждении проекта Профессионального стандарта «Архитектор», разработанного ООО «АРКОР» по заказу Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ).

 Профессиональное архитектурное сообщество России надеется, что обращения, подготовленные в адрес Министерства труда и социальной защиты РФ как инициатора разработки  Профессионального стандарта «Архитектор» и председателя Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям г-на Шохина А.Н. о несоответствии представленной редакции профстандарта законодательным нормам РФ будут приняты во внимание, и Профессиональный стандарт будет передан в Академию архитектуры и строительных наук и Союзу архитекторов России для его кардинальной доработки.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020