Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2015 / 06 / О порядке проведения конкурсов по архитектуре и градостроительству в Российской Федерации

Профессия

О порядке проведения конкурсов по архитектуре и градостроительству в Российской Федерации

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

 По общему признанию специалистов всего мира конкурсы в архитектуре и градостроительстве являются самым эффективным способом выбора лучших архитектурных и градостроительных решений, в связи с чем в Советском Союзе система проведения архитектурно-градостроительных конкурсов была очень развита. Конкурсы проводились на уникальные общественно значимые здания, на крупные градостроительные ансамбли и комплексы, на типовые проекты разнообразных жилых и общественных зданий, памятники, монументы, элементы городского дизайна.

 Конкурсы организовывались крупными городами, союзными республиками, всесоюзными органами и организациями. Только всесоюзных конкурсов ежегодно проводилось несколько десятков. Результаты конкурсов публиковались в центральных органах печати, выставлялись в крупных общественных зданиях и в витринах на главных улицах городов, привлекая огромное внимание профессионалов и самых широких кругов общественности.

 Правовой основой проведения конкурсов был утвержденный Госстроем и Госгражданстроем СССР Порядок, согласованный с Союзом архитекторов СССР. Все конкурсы проводились при обязательном участии Союза архитекторов и его организаций на местах.

 Начиная с 1992 года количество архитектурно-градостроительных конкурсов резко уменьшилось. Это связано не только с уменьшением государственного заказа на крупные общественно значимые здания, но и с желанием частных инвесторов увеличить прибыли, сократив расходы на проектирование вообще и на конкурсы в частности, за счет ухудшения качества проектных решений даже при проектировании крупных уникальных общественных зданий.

 С принятием в 2005 году Федерального Закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» проведение публичных архитектурно-градостроительных конкурсов практически прекратилось, так как они были заменены «торгами подряда, проводимыми в форме конкурса» в соответствии с этим законом. Творческое соревнование по поиску наиболее ярких, оригинальных и выразительных архитектурных решений было законодательно запрещено и заменено на конкурентную борьбу за предложение наименьшей цены и сроков проектирования.

 Редкие публичные конкурсы на лучшие проектные решения финансировались из внебюджетных источников и проводились исключительно в форме закрытого конкурса.

МИРОВОЙ ОПЫТ

 Система публичных архитектурно-градостроительных конкурсов в большинстве развитых стран продолжала за эти годы активно развиваться. В ряде стран законодательно определено, что все общественные здания должны проектироваться на основе конкурсного отбора. Например, в Германии в год проводится более 300 конкурсов на лучшие проектные решения с бюджетом около 20 миллионов евро. Подавляющее большинство таких конкурсов –  открытые конкурсы или конкурсы с предквалификацией, в которых принимают участие либо все желающие, включая студенты архитектурных вузов (если это конкурс идей), либо только зарегистрированные архитекторы.

 Конкурсы проводятся в соответствии с законодательными актами в порядке, установленном положениями, утвержденными национальными профессиональными организациями архитекторов (Палатами); в организации конкурсов обязательно участвуют местные организации архитекторов, что служит гарантией соблюдения законов и нормативных актов по конкурсам.

 Международные конкурсы организуются в соответствии с «Руководством Международного союза архитекторов (МСА) по проведению конкурсов по архитектуре и градостроительству», утвержденному Генеральной конференцией ЮНЕСКО в качестве своего официального регламента. Программа и условия всех международных конкурсов, а также состав жюри должны получить одобрение Международного союза архитекторов.

 «Соглашение Международного союза архитекторов (МСА) по рекомендуемым стандартам профессионализма в архитектурной практике» рекомендует всем странам базировать следующих принципах, изложенных в регламенте ЮНЕСКО/МСА:
- конкурсы должны быть четко разделены по типам на открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием и специальные конкурсы, классифицированы как конкурсы проектов и конкурсы идей;
- условия конкурса, а также состав жюри должны быть одобрены МСА и его национальной секцией;
- большинство членов жюри должно быть независимыми архитекторами с разумным соотношением архитекторов из разных стран.
- архитектору, получившему первую премию, должна быть поручена его реализация;
- все проекты, представленные на конкурс, должны быть выставлены публично не менее чем на две недели в заранее обусловленном месте.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 С принятием и вводом в действие Федерального Закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» положение с конкурсной системой проектирования может значительно улучшиться. Ряд принципов, заложенных в этот закон, совпадают с принципами международных соглашений. Несколько принципов (и понятие «аппарат») не полностью совпадают в российском законодательстве и в международных соглашениях, но это не носит характер принципиальной несовместимости и может быть объяснено и приведено в соответствие в подзаконных актах Российской Федерации.

 Для возрождения конкурсной системы в архитектурно-строительном проектировании на основе ФЗ№44 необходимо ответить на ряд вопросов. В частности, необходимо определить:
- в каких случаях конкурсы на создание произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (в терминологии ФЗ 44) обязательны, в каких допустимы, а в каких не требуются?
- каково содержание и название стадии проектных или предпроектных работ, в которой отражается «внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация…», но которая не является «проектной документацией»?
- каковы правовые последствия получения первой премии в процессе последующей реализации проекта победителя?

 Ответы на эти вопросы может дать Федеральный закон «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации и другие Федеральные законы», а также Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке проведения конкурсов на создание произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства для государственных и муниципальных нужд».

 Согласно части 2 статьи 2 ФЗ№44 такой нормативно-правовой акт вправе принимать Правительство РФ.  

 Такой законопроект и проект Постановления правительства в пакете подготовлен Союзом архитекторов России.

Аналитическая записка президента САР А.В. Бокова
к проекту «Поправок к Закону об архитектурной деятельности в РФ»

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020