Информационно-аналитический бюллетень
Союза архитекторов Санкт-Петербурга,
Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,
Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»
М.А. Мамошин,
архитектор
Уважаемые коллеги, в последние годы изменилась парадигма отношения архитектуры текущего момента к традициям архитектуры Петербурга и Ленинграда 30-50-х гг. XX в. В связи с чем от имени редколлегии предлагаю на страницах нашего издания открыть дискуссию о архитектурно-градостроительной идентичности Петербурга.
Строительство в историческом центре Петербурга велось на всех этапах его развития и этот процесс никогда не приводил к утрате его идентичности, а напротив усиливал архитектурный бренд Петербурга-Ленинграда.
В процессе многолетней практической работы, в сопутствующих ей дискуссиях, выступлениях, мастер-классах, интервью и т.д. у меня оформились некие мысли о петербургской архитектурной идентичности, которые, возможно, будут интересны профессиональному сообществу.
В России важность сохранения идентичности национальной культуры, в том числе архитектуры, начинает осознаваться в период общественных перемен, начиная с 90-х годов ХХ в. В Петербурге проблема идентичности архитектуры сразу стала предметом активной общественной дискуссии. Академик Д.С. Лихачев в тот период говорил о «небесной линии», об «ожерелье пригородов», о «дополнительной архитектуре» и т.д.
Современный период строительства в историческом центре. Последние четверть века в историческом центре постоянно велось строительство – это является очередным этапом непрерывного процесса развития города. В этот период разрабатывалась нормативно-правовая база этого процесса – установлены процедуры проведения историко-градостроительных экспертиз, общественных слушаний, разработаны и введены в действие Генеральный план, ПЗЗ, ЗРЗ, федеральные и местные законы и т.д.
В последние годы в профессиональных кругах Европы велись разговоры о разработке «дизайн-кода» для городов. Во многих европейских городах они уже разработаны и даже нормативно обозначены. Сегодня эта тема актуальна и в Санкт-Петербурге, но дискуссию о Ментальности, Идентичности современной архитектуры Петербурга и ее Кодах необходимо вести на более глубоком уровне. Результатом дискуссии должна стать некая фиксация идентификационных и ментальных исторических кодов, а также их возможная рекомендация для современной практики.
Данные «рекомендации» ни в коем случае не должны становиться приложением к действующим нормативным документам для проектирования в историческом центре Петербурга. Определимся в терминах и обратимся к энциклопедичным определениям ментальности, идентичности и кода.
Ментальность (менталитет) (от лат. mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; относительно устойчивая совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций культуры, социальных структур и всей среды жизнедеятельности человека, и сама в свою очередь их формирует, выступая как порождающее начало, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики.
Идентичность. С английского identification переводится как: 1. отождествление. 2. узнавание, опознание. 3. (психоанал. соц. психол.) идентификация (со значимым другим лицом). Перевод с английского identical: 1. тождественный; 2. тот же самый (об одном и том же предмете). Перевод с немецкого: die Identitat также означает тождество.
Код – правило (алгоритм) сопоставления каждому конкретному сообщению строго определенной комбинации символов (знаков) или сигналов. Кодом также называется отдельная комбинация таких символов (знаков) – слово. Для различия этих терминов код в последнем значении еще называется кодовым словом.
Ментальные коды – особенности идентичной застройки центра Петербурга, сформированные архитектурным процессом ХVIII-ХХ вв. Из собственных наблюдений и анализа опыта строительства в городе считаю, что для исторической застройки города всегда были характерны следующие особенности, которые я попробую изложить в тезисном виде:
© «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020