Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2016 / 01 / Архитектурный конкурс в контексте современного Петербурга

Конкурсы

Архитектурный конкурс в контексте современного Петербурга

О.С. Романов,

Президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, член жюри конкурса

Иллюстрация_№1

После значительной паузы в цепи запоминающихся архитектурных конкурсов в Санкт-Петербурге в декабре прошлого года состоялся второй тур Международного закрытого конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции комплексной общественно-жилой застройки на 14,8 га намывных территорий Васильевского острова. Под эгидой комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга конкурс был организован «Topmark» по заказу известной фирмы «Glorax Development» при кураторстве Московской архитектурной школы «Марш/лаб».

 В рамках первого тура был проведен отбор команд-участниц по квалификационному признаку. В результате к финалу были допущены шесть коллективов – три зарубежных и три отечественных архитектурных бюро: КСАР Architects&Planners+Orange Architects (Голландия); Cino Zucchi Architetti (Италия); Snohetta (Норвегия); ООО «Архитектурное бюро «Студия 44» (СПб); АБ «А.Лен» (СПБ); ООО Архитектурное бюро «Остоженка» (Москва).

 Для оценки представленных работ было сформировано международное жюри в составе:
Владимир Григорьев – главный архитектор Санкт-Петербурга – председатель жюри;
Висенте Гуайарт – главный архитектор Барселоны – основатель Институтапередовой архитектуры Каталонии;
Юрий Земцов – руководитель архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» - профессор ГАИЖСА им. И.Е. Репина;
Евгений Муринец – начальник управления архитектурного совета Москомархитектуры;
Михил Ридейк – архитектор, партнер бюро Neutelings Riedijk Architects (Роттердам), профессор архитектуры технического университета Дельфта;
Олег Романов – руководитель «Архитектурной мастерской Романова», президент Санкт-Петербургского союза архитекторов; профессор СПб ГАСУ;
Сергей Чобан – руководитель архитектурного бюро «SPEECH»;
Алексей Балыкин – Генеральный директор «Glorax Development»;
Александр Моторин – директор департамента развития «Glorax Development».

 Необходимо отметить, что жюри было четко сформировано по законам МСА, в соответствии с которыми не менее 2/3 состава должны составлять архитекторы.

 Для проектирования были предложены шесть перспективных к развитию кварталов, примыкающих к морскому пассажирскому терминалу Санкт-Петербурга.

 Перед конкурсантами была поставлена задача – использовать преимущества уникальной городской территории, создать знаковый проект, в полной мере реализующий высокий градостроительный и ландшафтно-визуальный потенциал участка, а так же учесть архитектурный контекст застройки Васильевского острова.

 В результате обсуждения и дискуссий жюри определило финальное трио конкурса: «Студия 44», «А.Лен» и «КСАР & Orange».

 При дальнейшем детальном рассмотрении проектов при не единогласном мнении жюри в компромиссном варианте определило двух победителей: «А.Лен» и «КСАР & Orange». На мой взгляд, очень интересные проектные предложения бюро «Студия 44» напугали (в первую очередь заказчика) технической сложностью. Хотя следует отметить, что этот проект привлекает внимание ясным архитектурным приемом и пространственным сочетанием с пассажирским терминалом.

 Проект творческой группы «А.Лен» замечателен в первую очередь силуэтным решением и ответом на исторический контекст Санкт-Петербурга, преемственность и традиции застройки Васильевского острова. Этот проект был глубоко проработан и в наибольшей степени отвечал техническому заданию.

 Работа «КСАР & Orange» вызвала у меня двойственное чувство. С одной стороны, есть запоминающийся архитектурный образ, но, с другой стороны, «золотая тема» надверший и доминант создает ощущение скорее Москвы, а не Санкт-Петербурга. Нужно отметить, что и ранее у многих западных архитекторов сложилось ошибочное впечатление о нашем городе как о градостроительной системе золоченых куполов. Достаточно вспомнить выступления на эту тему Д. Перро, Фостера, Эгераата и др. Вероятно, та же мысль прослеживается и у голландцев.

 В целом проведенный конкурс следует оценить как «легитимный» с точки зрения формата организации. Естественно, при участии профессионалов высокого уровня в каждом проекте есть своя «изюминка», своя особенность, свой привлекательный подход. В частности, у норвежцев привлекает внимание оригинальное архитектурное формообразование, характерное скорее для иного города, а не для Санкт-Петербурга.

 Московская команда А. Скокана разработала модульную размеренную, но не бесспорную систему, корреспондирующуюся с параметрами Зимнего дворца. Обращение к теме «дворов-ущелий» выглядит не очень убедительно.

 Итальянцы предложили силуэтный вариант застройки, где-то напоминающий прибывающие в порт лайнеры с галерейной системой организации первых этажей, хотя не с бесспорными арочными обрамлениями. Вообще этот проект навевает итальянские мотивы.

 Я намеренно не затрагиваю функциональные решения, инсоляцию и т.п. В той или иной степени каждый коллектив ответил требованиям технического задания – грубых нарушений не было.

 Резюмируя, можно сказать, что проведение подобных конкурсов частной компанией при сотрудничестве с Комитетом по градостроительству и архитектуре очень полезны и важны для формирования новой застройки Санкт-Петербурга. Важно, что подобные конкурсы дают возможность  понять, что сегодня представляет из себя «современная архитектура» и каковы направления поисков создания ассоциативного образа застройки исторического города, особенно такого уникального как Санкт-Петербург.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020