Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2016 / 02 / Сергей Иванович Соколов 20.02.1940 – 28.02.2016

Памяти мастера

Сергей Иванович Соколов 20.02.1940 – 28.02.2016

Полтора года назад «Архитектурный Петербург» сделал паузу в публикациях о бывших главных архитекторах Ленинграда-Петербурга после статьи о Г.Н. Булдакове. Готовили материал с С.И. Соколовым, но судьба внесла свои коррективы.

3 марта в Доме архитектора прощались с Сергеем Ивановичем Соколовым (20.02.1940 – 28.02.2016), академиком РААСН, членом Градостроительного совета Санкт-Петербурга, главным архитектором Ленинграда-Петербурга (1986–1992), главой ленинградского Союза архитекторов (1984–1986), председателем Совета главных архитекторов РФ. О Сергее Ивановиче Соколове вспоминают его коллеги, друзья и близкие:

Иллюстрация_№1

С.П. Шмаков:

 Сергей Иванович определенно принадлежал к ключевым фигурам архитектурного сообщества, всегда был на первых ролях: главный архитектор Ленинграда, бессменный председатель Совета главных архитекторов российских городов, руководитель Градостроительной секции Санкт-Петербургского союза архитекторов, один из главных экспертов по вопросам градостроительства…

 Я долго искал определение Соколову как профессионалу и наконец нашел. Если коротко – он был архитектор-трудяга. Как сейчас говорят – работоголик. Вспоминается такой эпизод: в 1981 году Сергей Иванович Соколов, Леонид Павлович Лавров и я были направлены в Дрезден разрабатывать концепцию реконструкции центра города. Мы с Лавровым занялись иллюстрациями к проекту, а Сергей Иванович взял на себя самое сложное – макет центральной части Дрездена. Он работал без передышки. Было очень трудно отобразить на макете некоторые аспекты организации пешеходного и транспортного движения, но ему это удалось. Проектный семинар по Дрездену собрал интернациональную компанию, кроме нас там трудились словаки, поляки, немцы. И что примечательно, номер Сергея Ивановича тут же стал центром общения для всех. Рассуждения, споры, обмен мнениями… Соколов был заводилой и душой компании и на работе, и в Доме архитектора в Зеленогорске. А иногда среди шумного застолья вдруг серьезнел и начинал читать стихи, которых знал наизусть во множестве…

 Он работал до последнего, хотя был тяжело болен. За два дня до смерти звонил мне по делам Комиссии по наградам, которую он возглавлял. Его уход был неожиданным для нас, и мы всегда будем помнить Сергея Соколова.

Б.В. Николащенко:

 Сергей Иванович Соколов пришел в ГлавАПУ из Ленгипрогора. А надо сказать, что в ЛенНИПИГенплана к «гипрогоровцам» относились с некоей долей скепсиса: так-то оно так, они конечно градостроители, но Ленинграда не знают, не чувствуют… Однако уже с первых дней знакомства мы убедились, что новый главный архитектор – свой человек, петербургскую традицию понимает не хуже нас.

 Я думаю, Соколов был последним в череде главных архитекторов-градостроителей, завершил линию, начатую Львом Ильиным. Городской ансамбль значил для него больше, чем отдельное здание, чем красиво нарисованный фасад.   

 Его отличительной чертой была гиперответственность, он все пропускал через себя. Помню, как звонили вечером из обкома: «Завтра утром первый секретарь будет слушать доклад Соколова». И Сергей Иванович в своем кабинете ночь напролет изучал подготовленные нами материалы, а жена приносила ему бутерброды…

 Ему было тесно в роли управленца, хотелось не только курировать, но и проектировать, и он регулярно приходил к нам, смотрел, давал советы, рисовал. Бывало, спорили и даже ругались, но в главном сходились, были единомышленниками. К тому же он никогда не вел диалог по принципу «я начальник – мне виднее». Его аргументами были не властные рычаги, а знания.

О.И. Явейн:

 В моей жизни Сергей Иванович появлялся «пунктирно», но всякий раз оставлял по себе самое яркое впечатление. И сегодня мне кажется, что, несмотря на краткость встреч, я был знаком с ним очень хорошо.

 1973 год. Я пришел по распределению в НИИП градостроительства. Соколов, в ту пору уже ГАП или даже руководитель мастерской – молодой, сухонький и возбужденно-деятельный – носился среди степенных коллег, собирая команду для праздничного оформления автомобиля к демонстрации 7 ноября… В тогдашней жизни, где все было перемешано – работа, творчество, идеология, – он ко всему относился в равной степени ответственно, без снобизма и скепсиса.

 В его поведении не было ни малейшей претензии на значительность, никакого высокомерия, Соколов всегда был прост и естественен, какие бы посты ни занимал.

 Он был щедрым на помощь, покровительство, дельный совет. Работая в ФИСП, стремился неявным образом направить проект в грамотное русло, помогал проектировщикам, чем мог, хотя по должности в службе заказчика обязан был прижимать и требовать. На совещаниях по Главному штабу кричал на нас больше всех. А потом со вздохом говорил: «Надоело быть Пришибеевым…»

 Л.П. Лавров:

 Летом 1960 года по завершении учебных военных сборов была проведена аттестация студентов Градостроительного факультета ЛИСИ. В характеристике Сергея Соколова  записали: «Командирские навыки отработаны». Можно сказать, что в этой фразе отразились черты его характера и было дано предвидение его дальнейшей судьбы.

 Сергей Иванович Соколов воспитывался в семье военного, школьные годы провел в закрытом военном городке. Он был по натуре лидером. Это качество проявилось уже в студенческой среде, а после окончания института – и в профессиональной жизни. Вскоре он возглавил мастерскую в ЛенНИИП градостроительства, во Вьетнаме руководил группой специалистов, создавших проект восстановления Ханоя. В 1983 году стал  директором «Ленгипрогора»,  в 1986-м – главным архитектором Ленинграда. При этом он считал важным не терять профессиональных  архитектурных навыков – охотно рисовал, работал углем и сангиной. Ему нравилась простая проектная работа – эскизирование, поиск композиционного решения, пространственной концепции.

 На каждом из этапов своей биографии он был не просто начальником. Он чувствовал себя командиром, ответственным за судьбу дела, брал на себя решающие задания. Помню, как в «лихие девяностые» после рабочего дня в КГА он спешил на очередной митинг к Исаакиевской площади, где ежедневно шли бурные столкновения возле разбираемого здания Англетера. Он не боялся подняться на трибуну перед шумной толпой, требующей головы главного архитектора, и представиться: «Я – Соколов Сергей Иванович, председатель КГА».

П.С. Соколов:

 Сергей Иванович для меня не только отец – человек, который создал нашу семью, был ее стержнем и основанием, но и верный друг, и мудрый наставник. Несмотря на свою занятость, он старался каждую свободную минуту посвятить семье. Навсегда остались в памяти наши семейные поездки по стране: Псков, Новгород, Золотое кольцо, Прибалтика, Карелия; увлекательные рассказы отца об архитектуре и планировке городов…

 Он брал нас с собой на охоту и просто на природу, подробно рассказывал о повадках зверей и птиц. На даче в Сиверском все, вплоть до мелочей, старался сделать своими руками, учил меня и брата обращению с инструментом и материалом. Работал легко, непринужденно, перемежал объяснения шутками, и «урок профмастерства» становился для всех удовольствием.

 Именно благодаря отцу я определился с выбором профессии. В годы учебы и работы всегда чувствовал его поддержку, обращался за советом. Ряд объектов мы разрабатывали вместе. Первым стал «Атриум на Невском, 25». Здесь я понял, каким отец может быть жестким и требовательным руководителем: «Взялся – делай, не можешь – не берись». Он не делал скидок ни себе, ни, тем более – мне. Был нетерпим к халтуре, к половинчатым решениям. Всегда доводил дело до победного конца, даже когда окружающие сомневались в успехе.

 В последние месяцы, уже тяжело больной, отец по-прежнему старался быть активным, живо интересовался моей работой, обсуждал решения, давал рекомендации. Его кончина – невосполнимая для меня потеря.

 М.А. Мамошин:

 60-е годы XX века, годы профессионального становления Сергея Ивановича Соколова – это время перемен. Градостроители эпохи «оттепели» выработали особый тип профессионального  мышления, который сочетал в себе редкостное здравомыслие с большим социальным энтузиазмом. Сергей Иванович был ярким представителем «шестидесятников»: прекрасно понимая физику городского развития, он относился к городу лирически. И, что наиболее ценно, в отличие от многих «кухонных борцов», умел энергично  проводить свои идеи в жизнь.

 В общении с коллегами Сергей Иванович был предельно деликатен: никогда не пытался продемонстрировать свое превосходство. Терпеливо, спокойным и тихим голосом объяснял вещи, очевидные для него, но не всегда известные остальным. Его энциклопедическая эрудиция вместе с простотой и доброжелательностью всегда были для нашего поколения образцом хорошего воспитания и даже аристократизма.

 Соколов вступил в должность главного архитектора Ленинграда в сложное время перезагрузки в нашей стране и в обществе. Мне кажется, именно он и начал перезагрузку в управлении процессами городского развития. Но довести ее до зримых результатов ему, к сожалению, не довелось. Его принципы градопланирования стали мешать сиюминутным коммерческим интересам, да и власти тогда усомнились в самой необходимости градостроительной стратегии.

 Сергей Иванович, оставив должность, не сломался, он продолжал активно жить и работать. В этот период он создал Совет главных архитекторов городов России, возглавлял секцию по градостроительству и архитектуре в Санкт-Петербургском Союзе архитекторов. Вел многолетнюю активную работу как академик архитектуры в Отделении градостроительства  РААСН. Жаль, что его уход случился сейчас, когда  возрождается государственный подход к застройке и реконструкции городов. Его знания и опыт именно сейчас крайне необходимы для отечественного градостроительства. А для Петербурга его преждевременный уход – невосполнимая потеря…

 Н.И. Явейн:

 Я многим обязан Сергею Ивановичу Соколову. В свое время он поступил храбро и решительно, взяв в ГАП’ы меня, в ту пору тридцатилетнего архитектора без большого практического опыта. Ведь тогда в проектных институтах была своя, годами складывающаяся иерархия, «выслуга лет», медленное продвижение по служебной лестнице. Он не только назначил меня ГАП’ом, но спустя некоторое время дал очень ответственный объект – Соловки, которые курировала лично Раиса Максимовна Горбачева…

 И что самое важное – с первых же дней моей работы в Ленгипрогоре Соколов бросил меня на произвол судьбы, игнорируя все мои просьбы «прикрыть». Я сердился, обижался, но именно благодаря такому «бросанию в воду» научился плавать – то есть согласовывать проекты, считать деньги и т.д.

 Самой удивительной чертой Соколова была его демократичность – не надуманная, а естественная, природная. Ведь у нас всякий, кто влез на крышу, стремится плюнуть на нижележащих. Всякий, но только не Соколов. Он со всеми держался на равных – а это, на мой взгляд, и есть главный признак культуры.  

Сергей Иванович Соколов 

  •  1940 – родился в Ленинграде, в семье военнослужащего. Отец – Соколов Иван Павлович – полковник химических войск. Мать – Соколова Валентина Сергеевна – преподаватель.
  • 1956 – окончил школу в поселке Шиханы Саратовской области.
  • 1956 – 1962 – учился в Ленинградском инженерно-строительном институте и по специальности «архитектура».
  • 1962 – 1983 – работал в ЛенНИИП градостроительства Госгражданстроя.
  • 1983 – 1986 – директор института Ленгипрогор Госстроя России.
  • 1984 – 1986 – председатель Ленинградской организации Союза архитекторов.
  • 1986 – 1992 – главный архитектор Ленинграда – Санкт-Петербурга.
  • 1992 – 1997 – заместитель директора по науке РосНИПИ Урбанистики.
  • 1997 – 2015 – начальник отдела проекта «Экономическое развитие Санкт-Петербурга» Фонда инвестиционно-строительных проектов Санкт-Петербурга.

Автор и руководитель авторских коллективов более 50 крупных градостроительных работ (генеральных планов, проектов планировки и застройки), выполненных для Санкт-Петербурга, Ленинградской области, многих территорий и городов СССР, России и зарубежья. Награжден орденом Дружбы народов за создание генерального плана Ханоя, Вьетнам. Автор жилых и общественных зданий в Санкт-Петербурге, Салавате, Череповце. Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (1998).  Руководитель проектов реставрации благоустройства Невского проспекта и Дворцовой площади; реконструкции и реставрации Дворов Капеллы, Восточного крыла Главного штаба Государственного Эрмитажа. Автор проектов жилых кварталов во Всеволожске, Колпино, исторических пригородах Санкт-Петербурга. Автор градостроительных уставов и правил землепользования и застройки для Мурманска, Пскова, Красноярска, Ленинградской области. Награжден дипломами Союза архитекторов за проекты и постройки, Большой медалью Российской Академии архитектуры и строительных наук – за научные разработки в сфере нормативно-правового обеспечения градостроительства в России.   

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020