Информационно-аналитический бюллетень
Союза архитекторов Санкт-Петербурга,
Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,
Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»
М.А. Мамошин,
вице-президент СПб СА, вице-президент МААМ, председатель Совета по церковной архитектуре СПб СА
Прошло пять лет с первой выставки церковной архитектуры. Мы впервые что-то новое показываем обществу, сознательно не включая реконструкцию. На выставке были представлены только проекты и постройки нового храмового строительства. Иначе бы стены Дома архитектора не вместили бы всех работ. Это отчетная выставка, где коллеги делятся своими соображениями по теме, а не конкурсное состязание, как это в последние годы происходит в отечественной практике, членом жюри которых мне довелось быть.
В этом году у нас возникла идея соединения выставки и конференции. По итогам планируется выпуск каталога (альманаха), который будет включать в себя работы выставки и краткие рефераты выступлений на конференции.
У нас была замечательная команда. Хочется высказать благодарность членам оргкомитета выставки: Кириллу Яковлеву куратору выставки и Ирине Бембель – куратору конференции за активную подготовку, а также Алексею Белоножкину за активное участие в подготовке мероприятия и, конечно, о. Александру (Федорову), который курирует вопросы изобразительного искусства и архитектуры в Санкт-Петербургской Епархии. Благодарим: Санкт-Петербургский союз архитекторов, НП «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга», а также Санкт-Петербургский Академический центр МААМ (Международная Академия архитектуры, отделение в Москве).
По сравнению с выставкой пятилетней давности то, что сейчас происходит в современном церковном строительстве Петербурга - это вполне взвешенный процесс в формате архитектуры, которая опирается на традиции. Это формат фигуративной (неабстрактной) архитектуры. Есть, правда, попытки что-то делать в абстрактном формате, но это скорее исключение, подтверждающее правило. Современная церковная архитектура оперирует историей формы архитектурной мысли, с одной стороны, а с другой – идет живое развитие канона. На сегодняшний день очевидно, что основной задачей церковной архитектуры остается создание литургического пространства.
За последние годы в союзе архитекторов было много сделано для построения диалога Церкви и архитектурного сообщества Петербурга. Для координации этой деятельности в 2015 году мы создали Совет по церковной архитектуре, который по просьбе коллег я возглавил. Работа совета планируется, и прошедшее мероприятие один из пунктов деятельности.
Прошедшие в мае текущего года в Доме архитектора выставка современной церковной архитектуры и сопряженная с ней конференция подытожили деятельность петербургских зодчих в этой области за последние пять лет.
Бросается в глаза некоторое изменение в отношении к теме у профессионалов и у круга заинтересованных в строительстве храмов лиц. Речь идет о большем понимании необходимости органичного сплетения традиционности и новаторства в проектировании церквей, без перекосов. Также о большем понимании возможностей функционального обогащения храмового комплекса и придании ему за счет этого дополнительной градостроительной роли.
В плане интересных композиционных поисков при сохранении верности традиции обращают на себя внимание два проекта Михаила Мамошина, в углубленном проникновении в традиционные возможности сегодня – два проекта Максима Атаянца, выполненные для Армении, а также работы Кирилла Яковлева, в более современном подходе – проект Святослава Гайковича (преимущественно в отношении экстерьера предлагаемого храма) и Романа Муравьева (последний – со значительным функциональным насыщением проекта), привлекают взгляд и некоторые другие работы. Вызывает симпатию факт активного участие в теме студентов ГАСУ, при, к сожалению, меньшей активности студентов Академии художеств.
Оптимистичную ноту внес завершающий конференцию Круглый стол с участием главного архитектора Петербурга В.А. Григорьева. Тут были не только подведены итоги, но и наметилась определенная надежда на укрепление храмостроительной темы в дальнейшей жизни нашего города. Этому сегодня также должно способствовать и более активное включение в тему Санкт-Петербургского союза архитекторов и его уже год как действующего совета по церковной архитектуре.
Развернутая в залах Петербургского союза архитекторов выставка современного церковного зодчества продемонстрировала в общем стабильное развитие данного направления за последние пять лет. Однако каких-то принципиально важных открытий она не принесла. Это, разумеется, не означает, что интересных работ на выставке не было вовсе.
Среди тех, что заслуживают безусловного внимания, в первую очередь я бы отметил проекты, связанные с поиском острой и в то же время традиционной формы, формы-знака, а именно – храмового комплекса в Колпине (М. Мамошин), храма на 900 прихожан (С. Гайкович) и храма на подворье Александро-Свирского монастыря (Р. Муравьев). Не менее качественны и более традиционно решенные проекты храмов в Дилижане (М. Атаянц), пос. Гвардейское (А. Головин) и д. Нагово (К. Яковлев).
Отрадно – независимо от их качества – появление большого числа проектов, выполненных студентами СПбГАСУ. К сожалению, работ воспитанников Института имени И.Е. Репина на выставке было до обидного мало.
Выставка современного церковного зодчества экспонировала 35 проектов различных творческих коллективов Санкт-Петербурга. Среди участников, прошедших строгий отбор, было и 12 студенческих работ: 10 – студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, и две работы студентов Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
География представленных проектов вышла далеко за пределы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Публике были представлены также проекты и постройки в Новгородской области, Краснодарском крае и странах СНГ.
В целом выставка показала две четкие тенденции в современном проектировании храмов: традиционный и современный подход.
Подготовкой и провидением выставки занимался организационный комитет в составе: архимандрит Александр (Федоров) – председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам, М.А. Мамошин – председатель совета по церковной архитектуре Санкт-Петербургского союза архитекторов, И.О. Бембель – главный редактор журнала «Капитель», А.Е. Белоножкин – секретарь Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам, К.В. Яковлев – заместитель председателя совета по церковной архитектуре Санкт-Петербургского союза архитекторов.
Поддержать инициативу СПб Епархии о создании храма памяти пассажиров рейса «Когалымавиа» 9268 и оказать содействие по организации конкурса и процедуры реализации проекта
Признать актуальным и популяризировать в СМИ доклады А. Белоножкина, А. Котломанова, К. Какунец, Е. Боровской, Е. Устиновича, М. Мильчика, И. Бембель.
Оказать содействие в издании альбома (книги) работ студентов СПб ГАСУ под руководством С.В. Семенцова в части графической реконструкции утраченных храмов и церквей Петербурга.
Оказать содействие в популяризации православной архитектуры в Польше: издание докладов Е. Устиновича на русском языке.
Популяризировать выставку: достигнуты договоренности об экспонировании выставки на таких площадках как Академия художеств, СПбГАСУ, Духовная академия, МАРХИ.
Выпустить каталог выставки и рефераты докладов участников конференции.
Разработать совместные мероприятия с Комитетом по градостроительству и архитектуре.
© «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020