Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2016 / 06 / Архитектурный факультет СПбГАСУ вошел в число пяти лучших архитектурных школ России

Архитектурная школа

Архитектурный факультет СПбГАСУ вошел в число пяти лучших архитектурных школ России

19-25 сентября 2016 года в Новосибирске состоялся юбилейный XXV Международный смотр-конкурс выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну.

На смотре-конкурсе было выставлено 612 дипломных проектов и магистерских диссертаций выпускников вузов – архитекторов и дизайнеров. Общая длина стендов выставочного оборудования составляла более 400 метров.

Участие в программе приняли более 200 представителей образовательных организаций высшего образования из 66 вузов Российской Федерации и зарубежные гости из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана Молдовы, Италии, Китая, Кореи, Германии.

Раз в год архитектурные школы России, бывших республик Советского Союза, а теперь и некоторых других стран Европы и Азии проводят смотр лучших дипломных проектов своих выпускников. Смотр проводится Международной организацией содействия архитектурному образованию при поддержке ведущих координаторов российского профессионального архитектурного образования: Союза архитекторов России, Союза дизайнеров России, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, Международной ассоциации союза архитекторов (МАСА), Фонда Я. Чернихова, Фонда Л. Хидекеля.

 По своему масштабу и многообразию мероприятий смотр-конкурс сопоставим с крупнейшими фестивалями архитектуры и визуальных искусств российского и мирового уровня. Он охватывает все сферы и направления архитектурного творчества.

 Помимо конкурса творческих работ смотр является площадкой встреч преподавателей различных архитектурных школ, предоставляет возможность обсудить проблемы архитектурного образования. Это наиболее актуально сейчас, когда идет болезненный процесс перехода на двухступенчатую систему образования «бакалавр – магистр».

 Обеспокоенность судьбой архитектурного образования вызвана отсутствием ясности в тенденции реформирования высшего архитектурного образования.

 Общая направленность дискуссии ставит целью найти пути сохранения творческого начала в профессии архитектора, так как посткризисное будущее будет требовать скорейшего перехода от экономики массовых производств к экономике знаний.

 Смотры дипломных проектов позволяют отметить тенденции развития и особенности каждой архитектурной школы. При проведении смотров возникает уникальная возможность в одном месте увидеть работы студентов-архитекторов не только всех университетов страны, но и ближнего и дальнего зарубежья.

 В этом году особое место на смотре отводилось работам, выполненным по стандарту магистра архитектуры. По действующему ныне стандарту магистратура имеет три направления: теорию, педагогику и проектирование. На смотре в Новосибирске широко были предложены работы по проектированию.

 Рассмотрение работ шло по номинациям «Градостроительство», «Жилые здания», «Общественные здания», «Промышленные здания», «Ландшафт», «Архитектура сельских населенных мест», «Теория».

 По каждой номинации были сформированы комиссии общественной референтуры, в состав которых вошли 175 архитекторов, дизайнеров, преподавателей вузов. На первом этапе конкурса по каждой номинации работали группы экспертов. Буквально каждая работа получила рецензию и ей присуждалась категория от 1 – высшей до 3 – низшей. На втором этапе проводилось рейтинговое голосование, при котором все участники смотра оценивали работы по бальной системе.

 В результате подсчета баллов каждому проекту присваивали рейтинговый балл. Таким образом были получены объективные оценки всех архитектурных школ.

 Архитектурный факультет СПбГАСУ представил все направления подготовки студентов:
кафедра архитектурного проектирования – 9 бакалаврских и 5 магистерских работ;
кафедра архитектурного и градостроительного наследия – 5 бакалаврских дипломных проектов, 4 проекта специалистов и 3 магистерские диссертации;
кафедра градостроительства – 4 бакалаврские и 4 магистерские работы;
кафедра дизайна архитектурной среды – 5 работ бакалавров и одну магистерскую диссертацию.

 Из 39 представленных работ 37 работ АФ СПбГАСУ получили дипломы I степени. 13 проектов были удостоены дипломов и грамот различных профессиональных и творческих союзов.

 На конкурс учебной литературы от СПбГАСУ были представлены «Очерки по формообразованию» Ю.И. Курбатова, «Интерьер загородной улицы» К.И. Колодина и «Альбом лучших дипломных работ» С.В. Семенцова. Все участники конкурса были удостоены дипломов I степени. Книга доцента кафедры архитектурного проектирования К.И. Колодина получила дополнительную награду – диплом Лауреата МООСАО.

 На всех предыдущих смотрах при оценке работ и подведении итогов конкурсов отмечались традиционно высокое качество проработки, художественный уровень подач и наличие собственного петербургского стиля дипломных проектов выпускников Архитектурного факультета СПбГАСУ.

 По результатам смотра-конкурса 2016 года Архитектурный факультет СПБГАСУ назван в числе пяти лучших архитектурных школ России.

КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ, УЧАСТВОВАВШИХ РАБОТАМИ СВОИХ СТУДЕНТОВ В XXV МЕЖДУНАРОДНОМ СМОТРЕ-КОНКУРСЕ ЛУЧШИХ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ ПО АРХИТЕКТУРЕ

Нет сомнения, что в учебном процессе важнейшую роль играет профессорско-преподавательский состав. Роль личности преподавателя является определяющей. Ведь он передает студентам не только общие знания о предмете, но и свой жизненный опыт. Однако особенность архитектурной школы в значительной степени находится под влиянием традиций отношения к архитектуре и городской среде каждого конкретного города.

 Специфика архитектурной школы СПбГАСУ связана с соприкосновением студентов с особенным архитектурным пространством города, знакомством в процессе обучения со сложившимися здесь традициями, архитектурной практикой, законодательной системой, включением в учебные планы взаимодействия архитектурной и технической сторон строительного процесса.

 Процесс подготовки архитектора начинается и продолжается на всем протяжении обучения (а архитектор учится всю жизнь) с погружения в реальную объемно-пространственную городскую среду. Санкт-Петербург представляет уникальный исторический материал для осуществления подобной модели образования.

 Кафедра архитектурного проектирования на смотр-конкурс в Новосибирске отправила бакалаврские и магистерские работы трех творческих учебных мастерских: О.С. Романова, К.И. Колодина и В.К. Линова.

 В мастерских работают как профессора с опытом преподавания и научной и исследовательской работы, маститые практики, так и молодые архитекторы, выпускники СПбГАСУ прошлых лет, нацеленные на дальнейший рост в стенах родного вуза. Некоторые из них совмещают преподавание с практикой и научной работой. При самостоятельном почерке каждой мастерской, оригинальных методиках преподавания в каждой из них их объединяет профессионализм, тщательность и своеобразное единение со студентами. Три ранее упомянутые мастерские образуют один из двух учебных потоков кафедры Архитектурного проектирования.

 Преподавательский состав мастерских формировался в течение определенного времени, и естественно видоизменялся в связи со сменой поколений, но фактически всегда сохранялись тенденции и принципы обучения, заложенные знаменитыми предшественниками – преподавателями Архитектурного факультета ЛИСИ: В.А. Каменским, Д.С. Гольдгором, С.И. Евдокимовым, Л.М. Хидекелем, Я.О. Свирским и многими другими выдающимися зодчими и учеными Ленинграда – Санкт-Петербурга.

МАСТЕРСКАЯ О.С. РОМАНОВА

Преподаватели:

 Олег Сергеевич Романов – профессор, кандидат архитектуры, президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, вице-президент Союза архитекторов России, заслуженный архитектор РФ, генеральный директор ООО «Санкт-Петербургский институт архитектуры» и ООО «АМР», действительный член МААМ, член Градостроительного совета, зам. председателя Координационного совета творческих союзов, обладатель высшей национальной премии по архитектуре «Хрустальный Дедал», участник и победитель многих архитектурных конкурсов.

 Юрий Иванович Курбатов – профессор, доктор архитектуры, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Международной академии архитектуры в Москве (МААМ), автор монографий и книг по теории архитектурного формообразования и исследований тенденций развития современной архитектуры.

 Игорь Николаевич Деменов – доцент, практикующий архитектор с многолетним опытом работы и большим количеством реализованных объектов, участник и победитель многих архитектурных конкурсов.

 Елена Геннадьевна Войцеховская – доцент, практикующий архитектор, участник российских и международных конкурсов.

Основная методика педагогического подхода в мастерской – концептуальность как интеллектуальный двигатель преобразования технического задания на проектирование в архитектурную модель как искусство.

 В процессе диалога со студентами очень скрупулезно и тщательно выявляются и взращиваются даже незначительные «зачатки» идеи, ведущие в потенциале к интересному архитектурному решению и по возможности к оригинальному формообразованию.  Опорным и подтверждающим материалом служат не только примеры достижений современной архитектуры, но и бесценный опыт Русского авангарда.

 При обращении к наследию и к тематике так называемой «Петербургской архитектуры» в мастерской выработан принцип ассоциативности - попытка средствами современного архитектурного формообразования передать ощущения «Столичной архитектуры».

 В решении идейно-образных задач перед студентами ставится (по степени способностей) цель формирования «изюминки» архитектурного решения. Лозунг «Дом как дом» или «честная» (обыденная) архитектура в мастерской не приветствуется.

 Естественно, активно поддерживается опыт участия студентов мастерской в различных архитектурных конкурсах. Преподавателями, начиная с младших курсов, проводится подготовка студентов к форматам и принципам работы на архитектурные конкурсы с акцентом на методы выделения основной архитектурной идеи.

 Гимн идее, образу звучит в творческих высказываниях Л.В. Руднева: «Раньше всего найти идею сооружения, его душу, его характер, его образ. Без продуманной идеи, глубоко внутренне связанной с сущностью здания, нельзя создать архитектурного памятника, активно воздействующего на зрителя… Ты будешь знать, как влиять на зрителя».

МАСТЕРСКАЯ К.И. КОЛОДИНА

 Преподаватели:

 Константин Иванович Колодин – доцент, руководитель мастерской, кандидат архитектуры. лауреат международных, всесоюзных, российских и региональных архитектурных конкурсов, автор более ста построенных архитектурных объектов.

 Елена Геннадьевна Боброва – доцент, лауреат всесоюзных и региональных архитектурных конкурсов, опыт практической работы в области градостроительства и проектирования, проведения архитектурных исследований по охране историко-культурного наследия;

 Олег Павлович Федоров – старший преподаватель, лауреат международных, российских и региональных архитектурных конкурсов, проводит научные исследования по использованию альтернативных источников энергии.

 Стимулирование творческой деятельности студентов начинается с умения находить и анализировать собранный материал с использованием информационных источников, синтезировать наиболее характерные решения, и осуществлять осознанный выбор актуальных направлений, применяя мировой и отечественный опыт, опираясь на богатое национальное культурное наследие, местные архитектурные традиции.

 В мастерской на всех стадиях выполнения курсовых и дипломных проектов активно используется «объемная графика». Специфика ее применения связана с активным внедрением макетирования и выполнения рабочих макетов, на основе которых происходит совмещение графических проекций и объемных изображений, начиная от идеи проекта и отдельных планировочных решений до разработки завершающей стадии поиска объемов, фасадов, конструкций, узлов, деталей и элементов благоустройства.

 Использование игровых ситуаций во время занятий позволяет смоделировать и сблизить образовательные процессы и проекты, разнесенные по времени на разные семестры.

 В мастерской выполняются и внеучебные конкурсные проекты в свободное от занятий время. За 2016 год за такие работы было получено более десяти премий и дипломов.

 Главный девиз мастерской можно сформулировать так: «чтобы шагать в ногу со временем, нужно опережать его хотя бы на шаг».

МАСТЕРСКАЯ В.К. ЛИНОВА

Преподаватели:

 Владимир Кузьмич Линов – руководитель учебной мастерской, доцент, кандидат архитектуры, заслуженный архитектор России, профессор МААМ, член Градостроительного совета, в Союзе архитекторов ведет секцию по высшему профессиональному образованию.

 Владлен Эдуардович Лявданский – доцент, вице-президент Союза архитекторов СПб и России, руководитель ООО «Лявданский и Герасимов» Архитектурная мастерская», председатель коллегии СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга», профессор МААМ.

 Наталия Сергеевна Новоходская – доцент, руководитель научной работы студентов и магистрантов, имеет большой опыт проектирования театрально-зрелищных объектов в Санкт-Петербурге.

 Основные педагогические и архитектурные принципы мастерской: опора на мировой и российский культурный контекст: использование в лекциях и консультациях примеров исторического и современного строительства, явлений изобразительного искусства и дизайна, фильмов и видеоматериалов, посвященных городам и зданиям, в том числе из собственных архивов. Требование самостоятельной работы студентов между консультациями: проведение консультаций по курсовым проектам только по результатам самостоятельной работы студента.

 Преподаватели мастерской придерживаются в своей архитектурной философии магистральных взглядов, господствующих в мировой архитектуре с начала ХХ века, того, что называется «современное движение»: единства формы и функции, взаимопроникновения внешнего и внутреннего пространств, отражения в архитектурной форме конструктивной и технологической сущности здания, эстетики плоскости.

 Стилевая характеристика проекта не диктуется студенту, однако преподаватели мастерской отвергают декоративный подход к решению фасадов или интерьеров здания, разного рода «историзмы», считая, что орнамент должен быть продолжением применяемых конструкций и материалов. Архитектура «современного движения» демонстрирует возможности богатой и разнообразной детализации формы, удовлетворяющие эстетическим потребностям человека.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В СПБГАСУ

ОТКРЫТЫЙ ЛЕКТОРИЙ «ПРОФЕССИЯ АРХИТЕКТОР»

Лекторий был организован в СПбГАСУ в 2013 году по инициативе кафедры архитектурного проектирования Архитектурного факультета с целью привлечения ведущих специалистов в области архитектуры и строительства Санкт-Петербурга и других городов России, а также других стран, к процессу профессионального образования студентов. Такие лекции позволяют студентам получить более объемное представление о практике проектирования и строительства. О реальных, а не только академических проблемах, которые предстоит им решать после обучения.

 Лекторий могут посещать все студенты и сотрудники университета, независимо от факультета и специальности, что служит расширению их представлений об их собственной специальности, то есть лекторий является полидисциплинарным.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020