Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2017 / 02 / Вспомним Валентина Федоровича Назарова

Назаровские чтения

Вспомним Валентина Федоровича Назарова

Б.В. Николащенко

Попытаюсь рассказать о нем, как о человеке и архитекторе в период его наиболее активной и продуктивной деятельности в первой мастерской ЛЕНПРОЕКТа.

 Тогда там работало более сотни специалистов. Каждый был яркой личностью со своеобразным взглядом на жизнь и способностями выше среднего уровня. Но Валентин Федорович выделялся даже на таком фоне, не предпринимая никаких особых усилий. Он просто работал – выполнял рутинные обязанности, решал текущие производственные задачи.

 Я познакомился с ним осенью 1960 года на балюстраде перед Белым залом, где тогда была курилка первой мастерской. Ему было 28. Улыбчивый лысеющий человек чуть старше меня. В меру общительный, дружелюбный, с хорошей речью. Старожил мастерской, но без видимой фанаберии и дедовщины по отношению ко мне, новичку. Затем годы совместной работы. Назаров был то моим ГАПом, то руководителем моей мастерской, то директором моего института. Вместе – 34 года. За это время были и споры по сугубо творческим вопросам, и конфликты, которые никак не мешали сотрудничеству.

 Меня всегда поражала его удивительная способность особого рода. Не способность к игре в шахматы, к умножению и извлечению корня из многозначных чисел или к различным языкам. Но способность к системному мышлению, способность на лету схватывать суть явления, его парадигму – умение встраивать любую реальную проблему в общую систему ценностей.

 Он мог быстро оценить ситуацию по четким, всеми одобряемым критериям и предложить неожиданное оптимальное решение проблемы. Изумляла и быстрота его реакции, и способность адекватно передавать свою мысль емкими словами и лапидарным рисунком.

 Благодаря своему редкому дарованию архитектор-художник, выпускник архитектурного факультета Академии художеств, смог за короткий срок восполнить пробел в образовании и овладеть новым видом деятельности – градостроительным проектированием. Не просто овладеть, но и добиться выдающихся результатов.

 Валентин Федорович перечел большой объем специальной литературы, хотя никто из сотрудников не видел его читающим. Об этом объеме можно было заключить по цитатам из научных трудов, которые Валентин Федорович приводил при случае в творческих дискуссиях. Другим важным моментом его самообучения были регулярные обследования территории города к новых динамично растущих районах, куда он неизменно по выходным вместе с дочерью.

 Эрудиция Валентина Федоровича в вопросах практического градостроительства была непревзойденной. Иногда казалось, что он выдает столь полное и аргументированное решение вопроса, будто оно было итогом работы многоотраслевого научного коллектива, возглавляемого крупным ученым – академиком. Кем он впоследствии и стал.

 Если речь заходила о признании его выдающихся заслуг перед городом, архитектурой и градостроительством, никто особенно и не спорил. Столь эти заслуги были всем очевидны на всех уровнях: и в родном коллективе, и в управлении-комитете, и в союзе архитекторов, в городских и столичных коридорах власти. не думаю, что Валентин Федорович был тщеславен или честолюбив в смысле привязанности к самим атрибутам славы и известности. Скорее он думал о пользе для общего дела.

 Градостроительное проектирование – дело коллективное. Градостроительный замысел рождается в голове одного человека, но его детальная проработка в виде проекта требует вовлечения большого числа специалистов, людей с различными способностями, знаниями, характерами и амбициями. Их работу нужно постоянно направлять к определенному результату, который жил в голове Назарова. Добиваться воплощения в проекте руками и головами многочисленного коллектива было непросто.

 В 1972 году Г.Н. Булдаков (начальник ГлавАПУ и главный архитектор Ленинграда) назначил В.Ф. Назарова руководителем первой мастерской. И Валентин Федорович за несколько лет выиграл подряд три всесоюзных конкурса: Пермь, Псков и Гатчина. Это было важно с учетом необходимости консолидации, сплочения коллектива при резком возрастании авторитета руководителя. Сплочение коллектива хорошо сработало в период разработки грандиозного Генерального плана Ленинграда и Ленинградской области на период 1985-2005 годов.

 Валентин Федорович обладал редкой способностью сплачивать, организовывать, управлять людьми. Обладал харизмой. Умел воздействовать на людей, подчиняя их своей воле ради достойной цели. Этому способствовала и его манера говорить загадками, облекая свою мысль в форму притчи.

 Сплочению коллектива содействовало и карнавальное расслабление сотрудников во время подготовки праздничных капустников первой мастерской, гремевших на весь город. В них Назаров неизменно являлся либо автором сценария, либо автором и исполнителем номера.

 Именно при Валентине Федоровиче в первой мастерской складывается традиция воспринимать город как живой организм, которому не следует навязывать авторскую амбицию или насиловать его эффектной априорной схемой. Стало хорошим тоном выращивать планировку новых районов из геоподосновы, из опорного плана, вскрывая спрятанные в нем ключевые точки и линии, привязывая к ним создаваемую планировку.

 Градостроительное проектирование как синтез труда узких специалистов основывается на интеграции и гармонизации противоречивых отраслевых требований и интересов. Руководитель мастерской В.Ф. Назаров научился хорошо разбираться в сугубо отраслевых вопросах, и благодаря этому успешно координировал, интегрировал в едином градостроительном решении работу членов творческого коллектива.

 При нем отраслевые специалисты-градостроители стали настоящей командой, нацеленной на единый результат. В мастерской сложилась атмосфера взаимного доверия и уважения инженеров, техников и архитекторов, открытости новым свежим идеям, обостренной увлеченности работой, подогреваемой тем обстоятельством, что плоды работы мастерской были видны в городе невооруженным глазом.

 В назаровском коллективе не существовало кадровых интриг, взаимного подсиживания, закулисных маневров и подковерной борьбы. Отсутствовала проблема выбора между принципами и интересами, поскольку главным интересом в работе для всех было соблюдение принципов, обеспечивающих лучшее проектное решение.

 Преданность своему делу, «служение городу» иногда сопровождались готовностью ради успешности самого дела пожертвовать мелочами или деталями, которые могли казаться ему несущественными. Но эти детали могли больно ранить конкретного «маленького человека» – члена коллектива.

 Валентин Федорович не был маршалом Жуковым, бросающим в мясорубку тысячи солдат ради достижения успеха в операции. Скорее – способным режиссером (типа Эйзенштейна или Товстоногова), который в ходе постановки фильма или спектакля делает из посредственных актеров великих артистов, придумывая мизансцены, расставляя исполнителей по местам, научая их правильно двигаться и говорить. При этом он был изрядным «деспотом» и «тираном».

 Чтобы оценить масштаб личности Валентина Федоровича Назарова и его вклад в общее дело, необходимо учесть следующее. В трехсотлетней истории Петербурга – Ленинграда было двадцатипятилетие особого род: 1965 – 1990 годы, когда развитие всех городских систем приобрело весьма бурный, почти взрывной характер. Число жителей возросло в полтора раза, площадь жилого фонда увеличилась на две трети, а площадь застроенной территории города – в два раза.  Почти вся действующая сегодня городская инфраструктура была построена в эти годы «бури и натиска». И вся градостроительная документация для этого взрывного процесса разработана доблестным коллективом под руководством Валентина Федоровича.

 Работе первой мастерской благоприятствовала существовавшая тогда весьма разумно устроенная система органов исполнительной власти в городе, внутри которой доминировали два межотраслевых органа управления: финансово-экономический (Плановая комиссия) и территориальный (Главное архитектурно-планировочное управление). Они формировали стратегию социально-экономического и территориального развития города и вели текущее регулирование, обеспечивая гармонизацию отраслевых интересов на городской территории. В ведении же отраслевых органов были эксплуатация и ремонт.

 Структура ГлавАПУ была построена следующим образом: обеспечивался учет отраслевых интересов с одной стороны, гарантировалась приоритетность интересов города в целом – с другой. При этом текущее регулирование и стадийное проектирование строительства всех видов было филигранно притерто со стратегией и долгосрочным планированием.

 У истоков этой умной системы стоял Лев Александрович Ильин – первый главный архитектор Ленинграда (1925-1938). Его дело развили и дополнили Николай Варфоломеевич Баранов (1938-1950), а затем Валентин Александрович Каменский и Александр Иванович Наумов (1950-1972).

 При градостроительном тандеме Геннадия Никоноровича Булдакова и Валентина Федоровича Назарова (1972–1987) эта система достигла апогея в своей результативности и эффективности. Сегодня от нее остались лишь руины.

 Архитектор Березин говорил о Назарове, что он «искривляет возле себя пространство подобно космическому телу с большой массой». Недавно – в 2011 году – Валентин Федорович еще раз подтвердил эту свою редкую способность, получив премию и медаль сэра Патрика Аберкромби, которую присудил ему Международный союз архитекторов на XXIV всемирном конгрессе в Токио. Назаров стал вторым человеком в России (после И.Б. Орлова), получившим такую премию.

 Думаю, нам повезло, что такой человек как Назаров оказался у руля в нужное время. Уверен, что имя Валентина Федоровича Назарова уже стало частью истории нашего города.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020