Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2017 / 04 / Мonumentalita & Мodernita-2017

Конференция

Мonumentalita & Мodernita-2017

Ирина Бембель,

главный редактор журнала «Капитель», с.н.с. НИИТИАГ, куратор проекта MONUMENTALITA & MODERNITA

С 27 по 29 июня в Санкт-Петербурге состоялась пятая по счету конференция проекта Monumentalita & Modernita: «Революция и классика в архитектуре и изобразительном искусстве Новейшего времени». Организаторами стали Санкт-Петербургский Союз архитекторов (Совет по Совет по архитектурному и историческому наследию), Ассоциация архитекторов «Архсоюз Капитель» (Журнал «Капитель»), Российский институт истории искусства и Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства.

Проект существует с 2010 года и посвящен исследованию феномена традиции в современной архитектуре. В нынешней конференция приняли участие более тридцати докладчиков из России, Белоруссии, Литвы, Эстонии, Польши и Германии – искусствоведы, историки архитектуры, преподаватели и практикующие зодчие.

Заявленную тему докладчики восприняли очень по-разному. Для кого-то революция – это конкретный исторический период с его архитекторами и памятниками, для кого-то авангардный стиль, для кого-то тема в советском искусстве... Мы со своей стороны формулировали в анонсе тему революции как бунт против Традиции в широком смысле: кровавые и бескровные, оранжевые и бархатные, сексуальные и культурные, промышленные и технологические революции – главное содержание последнего столетия. Аналогичным образом (и даже ещё сложнее) обстоит дело с классикой, которая для одних олицетворяет фундаментальную Традицию, а для других является детищем французской революции и предтечей модернизма…

Не остывшая история

Традиционно на мероприятии выступают исследователи наименее осмысленного пласта архитектурной истории – ХХ века. Нацистская Германия, довоенная Литва, постсоветская Эстония, современная Европа, и, конечно же, СССР и Россия – такова география конференции. Собирая новую информацию о мастерах и выявляя тенденции, ученые вносят свой вклад в формирование общей картины развития нашей профессии. Дальнейшие исследования авангарда (О. Адамов, Е. Черная, Москва) и переосмысление его исторической роли (А.Анисимов, Москва), изучение модернистского генезиса (И. Саблин, И. Глазов, СПб), процесса «машинизации» искусства (А. Котломанов, СПб), и связанных с ним глобальных рисков (И. Бембель, СПб, В. Кутырев, Н. Новгород) – вот лишь некоторые из направлений работы участников.

Квинтэссенция традиции

Одной из ведущих тем конференции впервые стало храмовое зодчество, которое можно назвать квинтэссенцией Традиции и историческим локомотивом ее формообразования. Второй день в Зубовском институте (РИИИ) практически весь прошёл под знаком храмовой архитектуры. В ХХ-XXI веке она встала на путь десакрализации, сначала постепенно, а после реформ II Ватиканского собора – скачкообразно преодолевая сложившиеся каноны. На конференции было рассмотрено творчество Рудолфа Шварца и Доминикуса Бема (И. Балуненко, Минск), Готфрида Бема и Марио Ботты (М. Маевская, Москва); гости из Кракова Б. Подхаланский и Я. Курек познакомили аудиторию с образцами постсоциалистической храмовой архитектуры Польши, включая собственные работы. В ходе оживленной дискуссии звучали самые различные мнения о путях развития сакрального зодчества на Западе.

С польским акцентом

Если первая наша конференция 2010 года началась с муссолиниевской архитектуры и имела отчётливый «итальянский привкус», то нынешнюю отличал выраженный «польский акцент». Помимо названных выше профессоров Краковской политехники Богуслава Подхаланского и Яна Курека, в конференции принял участие их коллега Казимир Бутельский, рассказавший о судьбе бейрутского здания Огюста Перре. Впервые в рамках нашего проекта выступил с лекцией Марек Будзинский, автор знаковых для Польши зданий библиотеки Варшавского университета, Дворца правосудия и других. Творчество Будзинского внесло новую ноту в доминирующую тему второго дня: если западная храмовая архитектура в целом идет по пути «профанации сакрального», то польский мастер, напротив, являет пример «сакрализации мирского», раскрывая в каждом своем объекте, будь то общественное здание или жилой комплекс, его сущностное священное («платоновское») начало. К особенностям его творческого метода относится сочетание традиционной лексики, символизирующей Культуру, а также «зеленой палитры», олицетворяющей Природу, с современным архитектурным языком.

Теория и практика

Интеграция теории и практики является одной из важнейших задач проекта, поэтому, помимо теоретических докладов, он включает лекции известных архитекторов, и конференция-2017 не стала исключением. Рафаэль Даянов рассказал о конфликте интересов вокруг фабрики «Красное знамя» – постройки, которая стала одним из символов революции. Максим Атаянц показал, как ему удается воплотить идею традиционного города на бывших подмосковных полях. Михаил Копков и Александр Кицула познакомили аудиторию со своими работами и собственным пониманием архитектурной традиции. Владимир Цехомский затронул тему 820-го закона, всколыхнув острую дискуссию о судьбе «рядовых» памятников архитектуры. В целом формат непосредственного общения архитекторов и аналитиков представляется перспективным, о чем высказывались в перерыве участники конференции.

Петербург

Ведущей темой третьего, заключительного дня стал Петербург. Ему, носителю и детищу классической традиции, были посвящены доклады историка А. Чепеля (СПб) об архитекторе Лишневском, архитектора С. Липгарта и журналиста Р. Герасимова о проблемах, связанных с новым строительством в исторической среде. Вместе с видеорядом М. Копкова, В. Цехомского и А. Кицулы они дали живой срез архитектурной ткани Петербурга с ее достижениями, проблемами и вызовами.

За семь лет существования проекта сложился своеобразный характер наших мероприятий. Это, прежде всего, смягченный регламент и возможность свободной дискуссии, которую организаторы считают главной целью любой конференции. Такой формат плюс тематика, выявляющая главный нерв происходящих в архитектуре глобальных процессов, продолжают привлекать участников и позволяют нашему проекту жить и развиваться.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020