Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2017 / 04 / Рациональное проектирование и препятствия на его пути

Теория и практика

Рациональное проектирование и препятствия на его пути

С.В. Гайкович,

Архитектор

На мой взгляд (и с этой оговоркой следует читать каждый абзац текста), рациональность является универсальным качеством любой деятельности как человека, так и животного. Никто из нас при прочих равных условиях не станет взбираться на высоту 10 метров, если есть возможность обойти препятствие, пройдя те же десять метров по горизонтали. В недавнем прошлом был в широком ходу термин рационализаторство. Он основывалось на естественном стремлении индивидуума достигать цели кратчайшим путем даже, если экономическая система его к этому не стимулировала.

Применительно к архитектуре термин имеет двоякое значение: во-первых, его можно применить непосредственно к самому процессу проектирования. Тут речь идет об использовании совершенных инструментов, прежде всего персональных станций и программного обеспечения; о хорошей организации труда; экономного использования расходных материалов и т.п. Во-вторых, и это главное, значение рациональности следует применить к РЕЗУЛЬТАТУ проектного процесса. То есть к материальному процессу реализации объекта проектных работ.

Применение термина «рациональность» к архитектурному проектированию

Существует несколько основных способов рационального проектного решения.
1. Рациональная структура коммуникационных и вспомогательных пространств
2. Приближение параметров к пограничным нормативным ограничениям.
3. Дублирование функционального назначения элементов здания.
4. Сокращение площади теплового контура при равном объеме.
5. Сокращение площади массивных делителей внутреннего пространства здания.

Каждое из обозначенных направлений может быть раскрыто, но мы этого не будем делать за недостатком времени. Поговорим об основных препятствиях на пути рационального проектирования.

Собственные препятствия
Отсутствие концентрации

Решая весь комплекс задач проекта, легко упустить какой-либо аспект. Можно, например, в погоне за пластической выразительностью преувеличить периметр стен и потерять в теплоэффективности. Можно, уступая напору маркетолога от заказчика, сделать все комнаты в доме квадратными и потерять в соотношении общей площади квартир к площади внеквартирных коммуникаций.

Препятствия заказчика
Искаженные представления об экономической эффективности сооружения

Часто случается, что в задание на проектирование проникают жесткие требования к процентному соотношению числа разнокомнатных квартир. Доходит до абсурда: проценты предлагаются с десятыми долями. Видимо, такое происходит от псевдонаучного подхода старательных маркетологов, закладывающих в директиву пропорции реализованных в ареале строительства квартир за недавний период. Те же маркетологи от имени заказчика записывают в задание банальные требования инвестиционных клиентов, покупающих абстрактные квадратные метры.

Например, «широкие коридоры» вместо «минимальные по площади коммуникации в квартире». Или «квадратные и прямоугольные помещения» вместо «рациональная, удобная для расстановки мебели и оборудования форма комнат и вспомогательных помещений».

От боязни не дай Бог промахнуться возникает в задании требование «избегать проходных комнат в планировке квартир». В то время как даже в «евродвушке» вполне естественно и РАЦИОНАЛЬНО проходить в спальню, снабженную ванной комнатой, ЧЕРЕЗ гостиную-кухню.

Общественно-административные препятствия
Псевдозабота об инфраструктуре

Вместо исполнения бюджетных обязательств по строительству школьных зданий и детских учреждений администрация поселений обязывает инвесторов финансировать такое строительство. При этом получается, что конечный КЛИЕНТ вынужден оплачивать строительство школ, спортклубов, детских садов. Он справедливо полагает, что на часть инфраструктуры он сбросился, уплатив налоги, а часть ее относится к самоокупаемому бизнесу.

Из-за дополнительной нагрузки качество самого продукта – жилья – становится хуже и строится дольше.

Идеологические и художественные препятствия
Стилизаторство и декоративизм

Случается, что заказчик излишне озабочен внешним видом объекта. В заботе о внешнем выражении архитектуры нет ничего дурного, именно такая забота является следствием высокой культуры. Однако, вместо того, чтобы проявляться НА УРОВНЕ ВЫБОРА архитектурной компании плюс ВЕРБАЛЬНОЕ описание своих актуальных пожеланий к облику заказанного объекта заказчик пытается «держаться за карандаш», требовать пять-шесть «вариантов фасадов». Чуда при таком руководстве не происходит. Критерии такого рода заказчиков едва ли выше, чем «в среднем по больнице» и вращаются вокруг обыденного стремления «сделать, как у людей» или «сделать, как было раньше». Тут-то и начинается стилизаторство и декоративизм, негативно влияющие на конечный результат, во-первых, из-за потери времени, во-вторых, по причине пониженного качества конечного продукта. Следует при этом отметить, что готовность тратить дополнительные средства на архитектурное качество позитивно, но не забудем также, что есть большая разница между готовностью применить натуральную керамику на нержавеющей подсистеме вместо дешевого керамогранита на оцинковке – с одной стороны и указанием навесить «побольше карнизов и пилястр» – с другой.

Нормативные препятствия
Инсоляция и др.

Есть справедливое мнение о том, что свод самых несовершенных правил строительства и проектирования все же лучше, чем полное отсутствие правил. В последнем случае возникают бидонвили, факелы и балкИ. Кроме того, требуется некая доля здравого смысла. В 1977 году в научном отделе ведущего проектного института города ЛЕНННИПРОЕКТ был проведен в порядке эксперимента короткий архитектурный конкурс на НАИХУДШИЙ жилой дом, соответствующий всем нормам СНиП. Победителем оказался дом, в котором все полы были НАКЛОННЫЕ, поскольку нигде в нормах не сказано, что они должны быть горизонтальные.

Многие нормы технического регулирования в настоящий момент слабо соответствуют здравому смыслу и реалиям современной жизни. Например:
1. Инсоляционные нормы, введенные в первой половине ХХ века, действуют до сих пор. Псевдозабота отставших в развитии санитаров о здоровье населения приводит к нерациональной растрате территорий и искаженным планировочным решениям. Достаточно сказать, что в соответствии с этими нормами квартира на Дворцовой или Кутузовской набережной со всеми окнами на Неву может оказаться непригодной для жилья. Две-три квартиры с неудачным по этим нормам инсоляционным режимам могут решить конфигурацию целого квартала.
2. Привычное нам всем обеспечение пожарной безопасности вместо подпора в лестничной клетке устройством так называемой лестницы Н-1 с балконом приводит к созданию массовым порядком криминогенных пространств в КАЖДОМ доме выше 9 этажей. В угловых секциях согласно действующим нормам НЕВОЗМОЖНО разместить незадымляемую лестницу во внутреннем углу, что единственно РАЦИОНАЛЬНО по условиям естественного освещения комнат.
3. При всем уважении к так называемым ММГН приводит в недоумение готовность радетелей их полной мобильности поступиться интересами здоровой части населения. Пандусы с уклоном 5% оказываются очень длинными, перегораживают пространство, поглощают массу материалов и конструкций. В сочетании с энергоэффективной нормой о необходимость ДВУХ тамбуров в вестибюле многоэтажного жилого дома требование ММГН о расстоянии от двери до двери 2,4 метра приводит к тому, что тамбурное хозяйство растягивается до 5 (!) метров. Устроенные по этим нормам стоянки при супермаркетах пустуют на четверть из-за бессмысленного обозначения ММГН.
4. Противопожарные нормы не позволяют устроить нормальный вестибюль в секционном жилом доме ОДИН НА ДВЕ СЕКЦИИ вне всякой связи с логикой. (Эвакуация в секционном доме осуществляется помимо вестибюля). Равным нелепым образом невозможно устроить общий подвал с разумным числом эвакуационных выходов.
5. В советском прошлом, где качество междуэтажного перекрытия определялось как возможность или невозможность просунуть руку между плитами, возникла норма о запрете размещения влажных помещений над комнатами и кухнями, а также кухонь над комнатами. Эта норма действует поныне при наличии сплошных монолитных перекрытий и современных эффективных гидроизолирующих материалов.

Это всего несколько примеров, и я уверен, что практики проектирования приведут и другие: например, о градостроительных разрывах, о наличии понятия «жилая площадь», восходящая к пониманию каждой квартиры как потенциально коммунальной.

Общественно-политические препятствия

ММКЛ – это аббревиатура для запоминания. Милитаризм, мракобесие и культ личности – триединая причина множества негативных явлений, ведущих, в том числе, и к нерациональному проектированию. Например, стремление многих граждан к неразумно высоким военным расходам приводит к сокращению других расходов: на науку, на образование, на строительство социальной инфраструктуры; а в конечном итоге отрицательно влияет на покупательную способность. Что в свою очередь сворачивает гражданскую экономику и сокращает необходимость ПРОЕКТИРОВАТЬ ВООБЩЕ, а не только РАЦИОНАЛЬНО.

Понятие рационального проектирования с трудом компонуется с видом человека в рясе, ОСВЯЩАЮЩЕГО атомную подводную лодку или космическую ракету.

Я также не могу себе представить РАЦИОНАЛЬНОЕ проектирование в присутствии людей, принимающих культ личности в стране, которая потеряла миллионы своих сограждан из-за этого явления.

Поиск баланса – основная задача рационального творчества
Создание благоприятной окружающей среды

Основной практический вывод из вышесказанного. Мастерство архитектора, его способность к рациональности заключается в нахождении верного баланса между противоречивыми факторами проектирования и убеждении в найденном равновесии здравомыслящего заказчика. Дополнительными задачами являются: во-первых, совершенствование профессионального законодательства через цеховые объединения. Во-вторых, лечение тех своих личных знакомых, которые поражены вирусами ММКЛ.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020