Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2017 / 06 / Концепция пространственной организации санкт-петербургской агломерации

Назаровские чтения

Концепция пространственной организации санкт-петербургской агломерации

видение и позиции Ленинградской области по отношению к городской агломерации

С.В. Скатерщиков, к.г.н., ген. директор НПИ «ЭНКО»,
О.В. Красовская, проф. МААМ, главный арх. НПИ «ЭНКО» 

В 2016 г. НПИ «ЭНКО» выполнял контракт с КГА Ленинградской области «Принципиальные варианты пространственного развития территорий Ленинградской области, прилегающих к Санкт-Петербургу».Определение границ агломераций – один из основных вопросов разработки данного проекта, нуждающийся в дальнейших исследованиях.Предварительные границы включают 84 муниципальных образования в составе Всеволожского, Волосовского, Выборгского, Гатчинского, Кировского, Ломоносовского, Приозерского, Тосненского муниципальных районов, а также городской округ Сосновый Бор.

Основная цель проекта – формирование взаимоувязанной долгосрочной градостроительной стратегии двух субъектов Российской Федерации – Санкт-Петербурга и Ленинградской области, направленной на эффективное социально-экономическое развитие агломерации, создание комфортной и безопасной среды проживания.

Концепция пространственной организации агломерации:
Полицентрическая организация территории с полюсами урбанизации и инфраструктурой, организующей регион; развитие системы городов-спутников с целью создания самодостаточных градостроительных образований, что должно обеспечить снижение маятниковых миграций.
Главными многофункциональными центрами I пояса агломерации (городами – спутниками) являются: Гатчина, Всеволожск, Кировск, Тосно, Ульяновка, Сертолово.
Максимальное сохранение природных пространств («зеленых» и «желтых» зон, водных объектов); формирование природно-экологического каркаса территории агломерации;
Контролируемая урбанизация -  территории активного градостроительного развития, примыкающие к Санкт-Петербургу и основным радиальным транспортным направлениям; отказ от поясного принципа развития, направленное урбанизированное развитие по главным транспортным радиусам.
Приоритетное развитие инфраструктурных проектов - переход от «догоняющего» принципа обеспечения территории объектами транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры к принципу «опережающего инфраструктурного обеспечения» территории Ленинградской области, прилегающей к Санкт-Петербургу.
Межмуниципальное проектирование и развитие: совместная разработка градостроительной документации сопредельных муниципальных образований, имеющих общие планировочные проблемы; переход к проектированию основных проблемных градостроительных узлов в зонах взаимного влияния Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Транспортная доступность населения служит одним из основных факторов функционирования и развития агломераций.

Основу пространственной структуры территории агломерации формируют тримакрозоны:
Зоны контролируемой урбанизации (территории, примыкающие к Санкт-Петербургу и основным радиальным транспортным направлениям), включающие жилые и общественно-жилые зоны, зоны производственно-делового назначения, зоны садово-дачных товариществ др.).
«Зеленые клинья» - природные открытые пространства, разделяющие урбанизированные территории (рекреационные зоны, лесные массивы, особо охраняемые природные территории, акватории).
Агроландшафты - зоны преимущественно сельскохозяйственного использования (сельскохозяйственные угодья, небольшие сельские населенные пункты и пр.).

Главными мероприятиями по развитию транспортного каркаса территории агломерации являются:
Организация второго и третьего автодорожного кольца Санкт-Петербурга (КАД-2 и КАД-3):
внутреннего, охватывающего территории Токсово, Всеволожска, Гатчины и окаймляющего юго-восточную границу Санкт-Петербурга;
внешнего, сформированного в южной части на базе существующей трассы автодороги федерального значения А-120 и выходящего на автодорогу Р-21 «Кола» в обход Кировска, в северной части – на базе существующей автомобильной дороги регионального значения «Магистральная»
Организация нового радиального направления с подключением к планируемой Фаянсово-Зольной магистрали Санкт-Петербурга и к планируемой автодороге «Усть-Луга – Кириши – Тихвин» в составе перспективного международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». Трасса планируемой автодороги предлагается в одном коридоре с железнодорожными путями Северного направления (Кириши).
Формирование южной дуговой магистрали на базе планируемого автодорожного маршрута «Усть-Луга – Кириши – Тихвин» с выходом на автодорогу Р-21 «Кола»
Организация скоростного движения электропоездов по следующим направлениям: Выборг, Приозерск, Волхов, Кириши, Тосно, Гатчина, Луга, Кингисепп, Сосновый Бор. В настоящее время одним из наиболее успешных примеров внедрения системы скоростного пригородного сообщения служит запуск пригородного скоростного электропоезда «Ласточка», позволяющего сократить транспортные затраты на передвижение практически в два раза.
Организация тактового движения пригородных электропоездов на направлениях с максимальным пассажиропотоком с целью обеспечения ежесуточных передвижений населения: Колпино, Тосно, Пушкин, Всеволожск, Гатчина, Ломоносов. Для достижения поставленной задачи потребуется разделить потоки высокоскоростных поездов и поездов дальнего следования, пригородных поездов на наиболее загруженном Московском направлении за счет строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали.
Интеграция пригородного железнодорожного транспорта и городского внеуличного пассажирского транспорта в единую транспортную систему за счет формирования современных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), повышения доступности остановочных пунктов железнодорожного транспорта, оптимизации временных интервалов движения пригородного и городского внеуличного транспорта. 

Одно из главных положений проекта – формирование взаимосвязанного природно-экологического каркаса территории, способного поддержать экологический баланс агломерации, подверженной интенсивному антропогенному воздействию.

Существующая сеть ООПТ Санкт-Петербургской агломерации насчитывает 40 единиц и представлена особо охраняемыми природными территориями федерального (1 природный заказник - водно-болотное угодье международного значения), регионального (23 природных заказника и 12 памятников природы) и местного значения (4 охраняемых природных ландшафта) и составляет около 7% от площади агломерации. После организации планируемых ООПТ процент площади особо охраняемых природных территорий возрастет до 15 % от территории агломерации.

Предлагаемая структура природно-экологического каркаса агломерации включает следующие главные элементы:
особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения;
защитные леса, в том числе леса зеленой зоны г. Санкт-Петербурга;
территории пойменных ландшафтов рек Нева, Вуокса, Луга, Тосна и др., озелененные берега озер, прудов, искусственных водоемов;
элементы исторического озеленения – озеленение на территории объектов культурного наследия, дворцов и усадеб, сохранившиеся исторические парковые зоны;
ландшафты открытых пространств – луга, огороды, пашни (аграрно-рекреационные зоны);
городские лесные массивы, зоны отдыха.

В соответствии с научными разработками доля элементов природно-экологического каркаса на урбанизированных территориях должна составлять около 60%.

Вопросы научных исследований и проектных работ по выработке оптимальных решений в области пространственной организации территории агломерации чрезвычайно актуальны и нуждаются в дальнейшем развитии.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020