Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2018 / 02 / Преемники Данини

Конкурсы

Преемники Данини

Е.И. Антипов,

архитектор, действительный член Петровской академии науки искусств

Памятники героям Первой мировой войны существуют в больших количествах не только в Европе, но и по всему миру. А вот в Советском Союзе памятников героям Первой мировой не было. Не из-за безразличия – из-за специфики отечественной истории, которую 1917 год разделил на «до» и «после». Те немногочисленные российские памятники, что были установлены героям Первой мировой еще в процессе войны, были уничтожены сразу после революции.

Как водится, шли годы, десятилетия, менялись эпохи. В XXI веке стали появляться памятники героям Первой мировой войны и в России.

 Благодаря энергии энтузиастов выяснилось, что на территории Царского Села есть большое захоронение солдат Первой мировой войны: в Царском Селе находился военный лазарет. Остались и руины некоторых сооружений той поры – в частности, часовни Святителя Николая, в которой проходило отпевание. Началась системная работа, поиски. Нашли довоенный – от 25 мая 1914 года – генплан. При активнейшем участии священнослужителей – и тут стоит отметить вклад Владимира Томпсона, – уже создан небольшой (но уникальный) музей Первой мировой войны. Для создания музея даже пришлось нанести визит в Париж к потомкам кн. Шереметьевых, которые и предоставили материалы для экспозиции.

 Дальше была переписка с Федеральным архивным агентством, с Инженерным департаментом военного министерства, официальные ответы, рекомендации обращаться в архив военно-морского флота, в исторический архив, уведомления, печати, подписи. Удалось найти и документы конца XIX века «О приписке Царскосельского лазарета к церкви лейб-гвардии 2-го Стрелкового батальона», и установить имя иеромонаха, служившего в часовне панихиду, и много чего – кроме проекта часовни. А по генплану реконструировать часовню невозможно.

 Так родилась идея конкурса на проект часовни Святителя Николая. Студенческого конкурса. Именно студенческого. Остроты конкурсу придавала дидактическая интрига – что скажет муза зодчества Глиптия устами молодых архитекторов, об истории своей страны знающих, увы, предельно мало.

 Кстати, чем не предлог поинтересоваться событиями столетней давности? Узнать что-нибудь о парадоксальных причинах начала войны, о применении химического оружия, о первых в Европе концлагерях – для жителей Западной Украины в Талергофе и Терезине, – о жестоких гонениях еще до начала войны и массовых убийствах православных священников на этих территориях во время войны.

 Определенный опыт взаимодействия со студентами-архитекторами у настоятеля Софийского собора о. Геннадия Зверева уже был: в 2015 году проводился конкурс на проект дома престарелых в Царском Селе. Ребята ожидания оправдали, даже вызвали восхищение, поэтому было решено идти по той же схеме: в 2016 году о. Геннадий обращается в институт прикладных исследований, точнее, к организаторам проекта ABC-projects, те обращаются к студентам-архитекторам и архитекторам-профессионалам, которые должны курировать работу «студенческих архитектурных мастерских». Конкурс закипел. И даже не просто закипел: когда студенты со своими кураторами посетили руины часовни, Игорь Заболотский и Леонид Крупник – архитекторы и преподаватели архитектуры, – предложили более масштабный проект: регенерацию исторической среды целого пятна застройки с акцентом на церковь Сергия Радонежского (а это памятник архитектуры середины XIX века). И получается, что речь идет уже об ансамбле. А это задача совсем серьезная. «Взрослая задача».

 Восемь архитектурных команд включились в работу. Основной костяк составили студенты СПбГАСУ, что, в общем, понятно, но и «Муха», то есть училище Штиглица, включилась: когда-то еще выпадет возможность проявить себя в таком серьезном качестве?

 У «приемной комиссии» – а в нее вошли, кроме профессиональных архитекторов и представителей церкви, депутаты ЗАКС, представители администрации муниципалитета, – разумеется, вопросы к конкурсантам возникли: к одним проектам – по соразмерности сооружения, к другим – по силуэту, к третьим – по функции. То есть, вопросы вполне традиционные для любого архитектурного проекта любого уровня.

 Большинством голосов победу одержал проект студенток СПбГАСУ Карины Малютиной и Юлии Сон. А всего в конкурсе приняло участие 23 студента из 8 команд.

 Опыт конкурса показался настолько интересным, что и на следующий 2017 год продолжился в том же формате. Теперь объектом реконструкции стало здание по ул. Леонтьевская, 35 – здание Царскосельской общины сестер милосердия Российского общества Красного креста.

 Как следовало из архивной справки, строительство сооружения велось в 1912–1913 годах по проекту Сильвио Данини. С 1896 году Данини – архитектор при царскосельском императорском Дворцовом управлении, приложивший руку к реконструкции Знаменской церкви, Екатерининского собора, императорского дворца, построивший в 1898 году даже городскую электростанцию. (Мало кто знает, что план ГОЭЛРО, ныне известный как ленинский, был разработан при Николае II, а в 1916 году по производству электроэнергии Россия не уступала Англии и опережала Японию, Францию, Италию). Нынешний облик Царского Села во многом связан с творчеством именно архитектора Данини.

 И вот в 1913 году здание Общины с церковью по проекту Данини было построено. Росписи церкви – ныне действующей – были выполнены по рисункам В. Васнецова. За последние сто лет здание повидало всякое, и, за исключением церкви, где ведутся реставрационные работы, на основной площади здания находится то, что можно назвать руинами. По крайней мере, капитальный ремонт явно необходим.

 Заказчиком проекта реконструкции вновь выступила РПЦ в лице настоятеля Софийского собора в Царском Селе протоиерея Геннадия Зверева, а задача команд состояла в том, чтобы адаптировать историческое здание к насущным нуждам Царского Села – создать досуговый центр для граждан, пораженных детским церебральным параличом. Задача неожиданная, предполагающая углубление в специфику проблемы.

 В конкурсе приняло участие пять архитектурных команд, включая команду Горного университета.

 В соответствии с позицией комиссии бонусные баллы получали команды, ставившие задачу исторической реконструкции внешних фасадов – по крайней мере, фасадов, выходящих на проезжую часть – а все эстетические метаморфозы, таким образом, касались бы фасадов со двора, точнее, со стороны паркового участка. В части перепланировки здания архитекторы получили полнейшую свободу действий. Поскольку задача стояла комплексная, а реестр спецификации был очень широк, то, разумеется, к проектам вопросы у комиссии тоже возникли. Поскольку эстетические достоинства лидирующих проектов были убедительны, то приоритет получил проект, число вопросов к которому было минимально.

 Денежные призы получили три первые команды: «Атриум», «43» и «VANarhcitects» – все СПбГАСУ. В состав команды-победителя вошли Виктория Мухортова, Алексей Нестеров, Наталья Линник.

 И если взглянуть на тему архитектурных конкурсов в Царском Селе масштабно, то получается, что на территории Царского Села развернута целая кампания градостроительных преобразований – в проектном пока виде, – а генератором этих преобразований выступают студенты-архитекторы, способные, как выясняется, к серьезной творческой мобилизации: ведь вся работа ведется во время учебного процесса, который предполагает и курсовики, и лабораторные, и много чего, что традиционно складывается в формулу «трудности студенческой жизни».

 Команды-призеры получили дипломы от Союза архитекторов, что для студентов, пробующих на зуб профессию, является отличным стимулом, а спонсором конкурса выступил фонд «Созидающий мир».

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020