Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2019 / 02 / Нормативно-правовое обеспечение градостроительной деятельности в учебном процессе

Профессия

Нормативно-правовое обеспечение градостроительной деятельности в учебном процессе

А.Ю. Ананченко,

архитектор, советник РААСН; председатель Совета по законодательству Санкт-Петербургского союза архитекторов

Начиная в феврале 2019 года очередной лекционный курс о нормативно-правовом базисе градостроительной и проектной подготовки для студентов-градостроителей пятого курса Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПб ГАСУ), вновь пришлось задуматься о способе подачи материала.

Проблема последних лет (точнее, уже десятилетий) – постоянное, часто шквальное и не всегда логичное изменение действующих правил, той самой нормативной правовой базы, должной обеспечивать необходимые гармоничность градостроительной среды, безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности. Властные структуры постоянно декларируют необходимость оптимизации градостроительной и проектной подготовки, появляются документы и структуры, ориентированные на сокращение административных барьеров при проектировании и строительстве. Однако, хронические изменение градостроительного (и связанного с градостроительным) законодательства требует осмысления, выстраивания новых производственных стратегий, а часто и кардинальной переработки уже выполненного проектного материала. Тем самым создаются новые барьеры, подчас не меньше административных.

 Отсюда вопрос, как и чему учить студентов выпускных курсов, которых через несколько месяцев ожидает реальная практика в условиях очень жесткого конкурентного рынка, требующего соответствующей профессиональной эрудиции, навыков доказательной защиты принимаемых проектных решений, и в условиях постоянного изменения правил. 

 Абсолютное знание тех или иных требований представляются сегодня необязательным и иногда вредным, поскольку даже в течение учебного семестра ряд правил успевает измениться до неузнаваемости. Учебные и методические материалы, если и успевают появляться, безнадежно устаревают еще до выхода из типографий. Остаются основополагающие задачи: необходимость общего понимания структуры законодательства и его логики (когда она присутствует, разумеется), развитие навыка оперативного информационного поиска, и – самое важное – критического восприятия и осознанного применения полученной информации. Здесь, безусловно, важен практический тренинг на основе рассмотрения конкретных событий, сопровождающих по времени учебный процесс. В рамках весеннего семестра 2019 года представилось весьма актуальным для будущих градостроителей проанализировать следующий пример.

 На расширенном заседании президиума Государственного совета 23 ноября 2018 года президент России сформулировал ряд поручений, направленных, в том числе, на оптимизацию градостроительной подготовки. Вот одно из них: «Правительству Российской Федерации в целях сокращения сроков градостроительной подготовки строительства… представить предложения, предусматривающие переход в крупных городах от Генерального плана к документу, определяющему стратегические направления градостроительного развития города, основанного на стратегии социально-экономического развития и необходимости реализации государственных и муниципальных программ…» (http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/59450, Перечень поручений, № Пр-2426ГС, п.9 а-1; ответственный Медведев Дмитрий Анатольевич, срок исполнения 1 марта 2019 года).

 Как минимум три вопроса заслуживали рассмотрения как с точки зрения профессиональной практики, так и в качестве попытки учебного тренинга:

  1. Почему предполагается отмена генеральных планов только в крупных городах?
  2. Что такое «крупные города»?
  3. Результат исполнения поручения (какие же предложения выдвигает правительство Российской Федерации, в каком направлении должна развиваться градостроительная подготовка территорий поселений, соответственно, чему и как учить будущих градостроителей)?

 Вот краткие результаты учебного анализа.

 Первый вопрос при беглом взгляде можно было бы отнести к логическим оценкам, к области экономической целесообразности, к повышенной необходимости оперативного принятия градостроительных решений именно в таких поселениях. Однако, крупные города – это термин градостроительного регулирования. Будучи вынесен в текст поручения, он исключает адресацию этого поручения к малым, средним и другим городам (здесь и далее – курсив автора). Не найдя какой-либо логики в постановке задачи применительно именно к крупным городам, возникло предположение, что поручение сформулировано достаточно обобщенно, и имеет в виду просто большие города? Но большие города – также термин градостроительного регулирования, с конкретными характеристиками. Следует отметить значительное количество оценок и комментариев к названному поручению в конце прошлого года в средствах массовой информации, включая интернет. Также следует отметить весьма странное затишье, а именно практически полное отсутствие каких бы то ни было сообщений на эту тему в году текущем, по крайней мере, до мая 2019 года. Мнения в прошлогодних дискуссиях разделились примерно поровну. Эксперты бизнес-сообщества в основном поддерживали идею «отмены» генеральных планов (очевидно, усматривая искомое сокращение административных барьеров); специалисты-градостроители высказывались более осторожно, указывая на риск утраты контроля в области градостроительного регулирования. Но, ни в одной публикации не поднимался первый вопрос «почему же только в крупных городах»? Градостроительная политика в России, как и в большинстве развитых стран, является предметом государственной важности, здесь не может быть вопросов второстепенных, произвольное использование терминов недопустимо. Первый вопрос логического ответа не нашел.

 По второму вопросу учащиеся обнаружили, казалось бы, крепкий нормативный базис в виде Свода правил СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Правда, студентов несколько обескуражило, что документ сегодня действует в двух, существенно различных, редакциях: 2011 года – обязательного применения, и 2016 года – добровольного применения. Соответственно, возник и практический вопрос о статусе применимости одной и другой редакций, но об этом в другой раз. К счастью, классификация городов в обеих редакциях совпала. (См. Классификация №1 на фото)

Крупные города, как видно из приведенной таблицы, делятся по численности населения на две подгруппы, но ни первая, ни вторая редакции СП 42.13330 не предлагает градостроителям практических критериев такого разделения. Так что и этот дополнительный вопрос любознательных студентов остался без ответа. К еще большему сожалению, найденный «крепкий» нормативный базис оказался не так крепок.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года (источник информации - https://unotices.com/page-answer.php?id=41058) в России 1108 населенных пунктов имеют статус города. При переписи принята следующая, в зависимости от численности населения.  (См. Классификация №2 на фото)

Так что же такое крупные города, и какие из них имеются в виду? Увы, второй вопрос также прямого ответа не нашел.

 1 марта (срок исполнения поручения президента) пришло время поинтересоваться ответом на третий вопрос. Однако, еженедельный, вплоть до конца мая 2019 г., поиск на доступных информационных ресурсах ответа о предложениях правительства по новым подходам к генеральным планам городов так и не дал. Не последовало пока сообщений об отмене или переносе срока исполнения поручения президента России. Последняя официальная информация относится к декабрю 2018 года: «Дмитрий Медведев дал указания во исполнение перечня поручений Президента России от 18 декабря 2018 года №Пр-2426ГС (резолюция от 25 декабря 2018 года №ДМ-П6-9305): …По пункту 9 перечня поручений Президента: Минстрою России и Минэкономразвития России в целях сокращения сроков градостроительной подготовки строительства: представить предложения, предусматривающие: - переход в крупных городах от Генерального плана к документу, определяющему стратегические направления градостроительного развития города, основанного на стратегии социально-экономического развития и необходимости реализации государственных и муниципальных программ;… о результатах доложить в Правительство Российской Федерации с проектом соответствующего доклада Президенту Российской Федерации. Срок - до 15 февраля 2019 г.» (http://government.ru/orders/selection/404/35456/). Таким образом, поручение перепоручено, но новые ответственные лица также пока молчат.

 Совсем невероятное предположение – просто забыли в суете более важных задач?

 Вот не менее важная задача. В рамках очередной, действительной шквальной, «актуализации» градостроительного и земельного законодательства от 03.08.2018 года в Земельном кодексе Российской Федерации (136-ФЗ) появилась глава XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий» (ЗОУИТ), с перечнем из 28 наименований таких зон. Одновременно Градостроительным кодексом РФ (190-ФЗ) принята норма о том, что проектная документация для объектов в ЗОУИТ в большинстве случаев подлежит только государственной экспертизе, что существенно меняет порядок и проектной подготовки, и взаимодействия субъектов градостроительных отношений. Можно отметить, что территория любого мегаполиса практически вся «накрыта» границами этих зон.  С учетом таких серьезных изменений необходимо незамедлительное установление четких и исчерпывающих правил, для чего главой XIX 136-ФЗ поставлена задача: «Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, …в котором должны быть определены …порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; исчерпывающий перечень объектов, территорий…; срок, на который устанавливаются указанные зоны …; требования к предельным размерам указанных зон …; перечень ограничений использования земельных участков»… И так далее, всего 14 пунктов.

 Совершенно очевидно, что такого рода изменения принимаются также «в целях сокращения сроков градостроительной подготовки строительства». Но поскольку, к сожалению, срок подготовки упомянутого положения правительством РФ не обозначен, не удивительно, что мы его и не видим вот уже десять (!) месяцев. Где же декларируемая оптимизация градостроительной и проектной подготовки, где искомое сокращение сроков?

 Таким образом, как ни парадоксально это звучит, учащиеся выпускных курсов должны быть готовы не только к динамичности, но и к недостаточности нормативно-правового обеспечения, что особенно болезненно при возможной работе выпускников в структурах государственной власти, ответственных за подготовку и принятие тех или иных градостроительных решений. К основополагающим задачам как процесса обучения, так и последующей практики неизбежно добавляется самое простое и извечное звено – элементарная исполнительская дисциплина, ответственность за выполнение заданий и поручений на необходимом профессиональном уровне, и – в установленный срок.

PS: наличие или отсутствие актуальной информации в доступных источниках в настоящем тексте отмечено на момент написания –  31 мая 2019 года.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020