Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2019 / 03 / На зависть Зарядью

Архклуб

На зависть Зарядью

А.Н. Черенков,

Архитектурный Петербург

Общественно-профессиональ-ный проект АРХКЛУБ, созданный для общения и сотрудничества архитекторов, дизайнеров, девелоперов и всех, чья деятельность связана с городской средой, провел на своей площадке в Санкт-Петербурге дискуссию об общественных пространствах северной столицы России в рамках программы «Итоги АРХПАРОХОД – сигнальные темы». Поводом для дискуссии стало недавнее решение высшего руководства страны организовать на Ватном острове в центре Петербурга вместо Судебного квартала арт-парк.

 Общественные пространства стали одним из ключевых предметов обсуждения участников пятой конференции на борту АРХПАРОХОД 2019. Много говорили о парках как явлении, ставшем новым символом в пространстве российских городов как на локальном, так и на национальном уровне. Без преувеличения можно сказать, что вся Россия под впечатлением от московского парка «Зарядье». Многого ждут и от заявленного проекта на берегу Невы. На встрече в модном нынче общественном пространстве «Севкабель Порт» в пространстве проекта АРХКЛУБ ведущие архитекторы Петербурга и Москвы, градо- и природозащитники, представители сферы культуры и общественности поделились своим видением развития территории и обсудили перспективы проекта под названием «Арт-парк».

 Открывая дискуссию, куратор проекта АРХПАРОХОД 2019, архитектор Никита Явейн напомнил, что уникальный шанс создать новое и так необходимое Петербургу общественное пространство в центре города появился благодаря предстоящим выборам губернатора. Это будет не парк в привычном виде с обилием деревьев и кустарников, а открытое пространство. Город намерен объявить конкурс на проект арт-парка на проспекте Добролюбова до конца текущего года.

 На площадке многое уже простроено. В частности, подземная часть Судебного квартала - своеобразные бетонные корыта под будущие гаражи. Есть в проекте парка пока и проект театра, получивший, как известно, неоднозначную оценку как у профессионалов, так и у обывателей. Этот базис, естественно, влечет массу ограничений. У нас есть номер один в России среди новых парков - Зарядье. Петербургский арт-парк идет номером два. У них очень похожая схема и история появления. Примерно равные характеристики по площади, выход на воду, локация непосредственно в центре мегаполисов. Да и наличие в проекте театра тоже добавляет схожести.

 Московский архитектор, куратор АРХПАРОХОДа Владимир Кузьмин отметил самое существенное различие между ситуациями. В Москве до момента начала реализации проекта Зарядья была серьезная борьба между сторонниками парка и ревнителями жилой застройки, которую планировали на берегу Москва-реки. Люди шли в новый парк, чтобы посмотреть «что не так», а потом потому что понравилось в первый раз. В городе появилось свободное от застройки и толчеи пространство, пустота на том месте, где пустоты не было со времен Ивана Калиты. Часть Москвы вернули природе, и природа компенсировала городу все, что он потерял, если он что-то потерял. Тот факт, что в первый месяц после открытия Зарядья в нем побывало больше миллиона человек, говорит сам за себя. Люди сегодня забыли о противоречиях и скандалах, политике, деньгах… Москвичам и гостям столицы сегодня есть куда прийти на досуге. На Красной площади делать нечего, Мавзолей перестал быть популярным аттракционом… А вот выйти в парк, пообщаться, посидеть, перекусить, посетить филармонию – это пожалуйста! Как сказал главный архитектор Москвы, люди приходят сюда в том числе и для того, чтобы заниматься любовью.

 Никита Явейн напомнил о том, что в Петербурге уже прошел ряд официальных мероприятий по поводу нового парка. Озвучены планы городского правительства до конца года провести опрос общественного мнения по поводу того, каким должно быть это пространство. Самое важное – его содержательная часть, чем оно будет заполнено. Зеленая зона будет достаточно ограничена. Поэтому важно, чтобы конкурс был в той же мере определенный и конкретный, как московский. И архитектор занимался тем, чем ему положено, реализовывал то, что задано. На сей день, насколько известно, определенной концепции не предложено. Говорят, что предпочтут детско-образовательный вектор развития территории, но это пока лишь предположения.

 Архитектор Святослав Гайкович напомнил об идее, которая была заложена в генеральных планах еще довоенного времени. В этом месте должен был быть парк. История прошла по спирали и вернула то, что было задумано. То, каким будет парк, должна определить программа конкурса.

 Мире знает примеры идеальных парков. Куинс-парк в Лондоне – очень старый, в великолепными старыми деревьями, общественное пространство жилого района. В нашем парке на проспекте Добролюбова должно быть много места для общественного пространства, где можно было бы говорить речи, потанцевать, не толкаясь, как сегодня у Ростральных колонн, сходить в театр…  Сама набережная на этом участке – уникальная. Одна из немногих, по которой не ходит транспорт. И проект должен подчеркивать это обстоятельство.

 Архитектор Михаил Мамошин зачитал строки из воспоминаний Д.С. Лихачева. Дмитрий Сергеевич в годы войны проектировал мысленно, сидя в Пушкинском доме, как выглядел бы Ватный остров без складов. Вспоминал Лихачев о встречах с тогдашним главным архитектором Ленинграда Н.В. Барановым, во время которых они обсуждали обустройство обширных парковых зон для прогулок горожан в разное время года. Архитектор Михаил Мамошин полагает, что сегодня речь должна идти не об одном отдельно взятом парке, а о некой анфиладе. И думать о том, как этот парк будет интегрирован в современный Петербург.

 Это должен быть петербургский парк, в традициях, присущих нашему великому городу. Зарядье и многие другие современные парки основаны на некоей провокации. Само строительство парка на месте исторической застройки – уже провокация. Наш парк должен исключать провокативность и не идти на поводу у сиюминутной моды, а соответствовать той планке, которую поставили наши предшественники, зародившие славные традиции петербургского паркостроения.

 Архитектор Степан Липгарт, возвращаясь к теме парка как градостроительного пространства, напомнил, что место в центре города, принадлежавшее химическому предприятию, долгое время было язвой на теле города. Зараженные земля, вода, воздух… Сейчас есть возможность линию набережной вернуть в Невские пространства. Еще в конкурсном задании может быть воссоздание Никольской речки – протока, который отделял Ватный остров от большого Фомина острова, на котором стоит Петроградская сторона. 

 Архитектор и урбанист Яна Голубева поддержала мысль о том, что Арт-парк следует рассматривать не как частный случай, а как толчок к появлению других проектов и к созданию полноценной системы парков в Петербурге. Начать можно, по мнению архитектора, уже сейчас, убрав «вечный» синий забор, открыть территорию и организовать набережную. Ведь общественные пространства Петербурга начинаются у Невы. Не требуется больших владений, чтобы открыть набережную, сделать спуск к воде и получит прототип нового общественного пространства уже этим летом. В принципе не стоит ждать несколько лет какого-то полностью сформированного проекта, а запустить процесс сегодня.  Это может быть эксперимент, который показал бы, как может идти создание большого общественного пространства в современных условиях.

***

В конце августа стало известно, что открытый международный конкурс на ландшафтно-архитектурную концепцию парка по поручению правительства России проведёт компания Дом.РФ совместно с правительством Северной столицы.

По словам гендиректора компании Дом.РФ Александра Плутника, проведение конкурса обойдётся в 90 млн рублей. На всю конкурсную процедуру уйдет примерно восемь месяцев – итоги будут подведены в апреле 2020 года. К участию в первом этапе пригласят ведущих международных и российских ландшафтных архитекторов. Победителя выберут сами жители города на основании общественных обсуждений.

А в начале сентября в качестве названия для арт-парка петербуржцы выбрали «Тучков буян». За этот вариант названия проголосовали 27% от принявших участие в голосовании за название парка на специально созданном для голосования портале.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020