Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2019 / 03 / Санкт-Петербург – не просто мегаполис. Наш город – исторический мегаполис.

Первые Бетанкуровские чтения

Санкт-Петербург – не просто мегаполис. Наш город – исторический мегаполис.

А.Г. Шашкин,

координатор Санкт-Петербургской комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям, генеральный директор института «Геореконструкция»

Санкт-Петербург обладает самым обширным охраняемым ЮНЕСКО историческим центром в мире.

 Флоренция эпохи Возрождения была городом с 50 тысячами жителей, население Венеции периода расцвета насчитывало не более 300 тысяч жителей.

 Дореволюционный Петербург – 2,0 миллиона жителей. И сегодня в историческом центре нашего города проживает 1 миллион.

 Имеем ли мы право превратить исторический центр в музей, а жителей – в экспонаты? Как же быть, если мы хотим сделать исторический город удобным для современной жизни и одновременно сохранить его исторический облик?

 Ответ на этот вопрос один: необходимо развивать подземное пространство.

 Что же нужно сделать для того, чтобы освоение подземного пространства стало одним из направлений развития города?

 Петербург на всем протяжении своей истории развивался по плану. И сегодня продолжает развиваться по генеральному плану, который, как и 300 лет назад, имеет размерность плоскости (2D). Нужен 3D-генплан. Без него под землей может сложиться только стихийный город – наподобие тех, что возникали в эпоху средневековья: с узкими кривыми улицами, случайными постройками.

 Надо иметь в виду, что подземные постройки в отличие от наземных гораздо сложнее преобразовать, реконструировать и даже просто снести. Если под перекрестком двух улиц, под городской площадью разместить подземное сооружение, можно быть уверенным в том, что на этом месте в ближайшую сотню лет не возникнет ничего нового.

 Исходя из нужд города в целом, должна быть разработана строгая иерархия освоения и развития подземного пространства. На верхнем уровне иерархии должны быть подземные пространства, необходимые для города в целом, на втором – отвечающие нуждам отдельных территорий города, на третьем – подземные объемы локального объекта. Между подземными сооружениями различного уровня иерархии должны существовать горизонтальные связи.

 На первом месте должны стоять общегородские надобности: автомобильные тоннели, сквозные магистрали под городом, развязки, подземные вокзалы, общественные парковки и пр. Эти зоны подземного пространства города должны быть зарезервированы именно под такие нужды. Даже если сегодня не представляется возможным запланировать их финансирование, этот резерв следует сохранить для потомков.

 Аналогичный подход положен в основу «подземного плана» Хельсинки – отнюдь не мегаполиса, но безусловного лидера в освоении подземного пространства. С 1980-х годов Департамент по градостроительству финской столицы начал разрабатывать проект распределения и развития территорий ниже поверхности земли. На нём показаны участки, которые зарезервированы под городские нужды, и отражена информация о пространствах, пригодных для строительства. К настоящему времени этот план во многом уже реализован.

 Успешным примером реновации, решенной за счет освоения подземного пространства, служит вокзал в Антверпене, где устроены несколько подземных этажей, на которые приходят поезда. Нужно ли нечто подобное для развития Московского вокзала, активно используемого для современного высокоскоростного сообщения между столицами, но зажатого между недавними постройками, лишившими его возможности к развитию «вширь»?

 Что следует разместить под площадью Восстания – транспортную развязку Невского и Лиговского проспектов, как предполагали в 1960-е годы, или же коммерческие площади, как собирались в 2000-е?

 Общегородские подземные пространства можно наделить определенными функциями, по аналогии с наземным генеральным планом. Там могут расположиться вестибюли музеев, театров, концертных залов; торговые и деловые зоны, зоны по обслуживанию населения.

 Всем известно подземное пространство под дворами Лувра, объединившее корпуса музея единым просторным вестибюлем, откуда можно попасть на подземную парковку и в торговую галерею. Сегодня активно развивается подземное пространство под ГМИИ им. Пушкина. Однако планы устройства подземного вестибюля Русского музея, предложенные некогда О.С. Романовым, так и остаются несбыточными мечтами, и мы по-прежнему вынуждены пробираться в крупнейший музей русского искусства через подвальные лазы, предусмотренные некогда для прислуги.

 За последние 20 лет обновление (преимущественно за счет освоения подземного пространства) коснулось многих театров мира. Не стал исключением и Большой театр в Москве, получивший Бетховенский зал под Театральной площадью и технологическое пространство под сценой. Следует ли использовать этот опыт для создания подземного вестибюля у Александринского театра, в котором впечатление от любого спектакля в состоянии испортить давка в гардеробах и при выходе?

 Сегодня вокруг Театральной площади вырос целый зрелищный комплекс: к исторической сцене и консерватории прибавились Вторая сцена и концертный зал Мариинского театра с общим количеством зрителей около 6 тысяч.  Припарковать машину негде. Может быть, следует взять на вооружение опыт небольшого французского города, в котором двухэтажный паркинг был устроен ниже дна реки? Почему бы не сделать нечто подобное под Крюковым каналом?

 Вандомская площадь в Париже показывает пример, как можно отдать площадь людям, переместив машины в подземное пространство. В Петербурге же автомобили окончательно победили пешеходов. Любоваться самым красивым городом на свете становится невозможно без противогаза.

 Таким образом, развитие подземного пространства Петербурга – это настоятельная необходимость, без которой город не сможет полноценно существовать.

 Строить в историческом городе и не осваивать при этом подземное пространство – непозволительная роскошь. Под историческими зданиями при их реконструкции и под памятниками архитектуры при их приспособлении для современного использования должно быть освоено подземное пространство на глубину хотя бы одного-двух этажей.

 Для развития подземного пространства необходим переход к 3D-кадастру, который позволит обозначать границы сооружений не только в плане, но и по глубине. Необходимо строительство проходных коллекторов, объединяющих в едином тоннеле всевозможные инженерные коммуникации.

 Сегодня ведущие петербургские геотехники готовы к освоению подземного пространства нашего города, построенного, как известно, на коварных слабых глинистых грунтах. Специалисты института «Геореконструкция» создали передовые компьютерные программы расчета подземных сооружений на слабых грунтах, разработали эффективные проектные решения. Подрядчики вооружены сегодня самыми современными геотехнологиями.

 Классическим примером освоения подземного пространства стал Каменноостровский театр. Заброшенное на десятилетия здание было возвращено к современной жизни по проекту института «Геореконструкция», причем по своему изначальному предназначению, благодаря устройству подземного объема, вчетверо превышающему размеры старого театра, в котором разместилось все необходимое для работы современного театра.

 Во многом благодаря устройству подземного парадного вестибюля новую жизнь государственной резиденции получил заброшенный Константиновский дворец в Стрельне. Локальное освоение подземного пространства помогает сегодня превращать бывшие склады корабельного леса на острове Новая Голландия в один из самых привлекательных для горожан центров города.

 При освоении подземного пространства города – дела, связанного с высокими рисками, нельзя забывать, что «природа не терпит неточностей и не прощает ошибок» (Конфуций). А, следовательно, к этому делу пригодны только специалисты-геотехники экстра-класса.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020