Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2019 / 05 / Байки Сергея Павловича Шмакова

Архитектор об архитекторе

Байки Сергея Павловича Шмакова

Архитектор И.И. Фомин

Весной 1958 года меня – студента второго курса института им. Репина рекомендовали для продолжения учебы в Чехословакию, в Пражский политехнический институт. Это известие я воспринял со смешанными чувствами, и, чтобы развеять сомнения, решил посоветоваться с Игорем Ивановичем, который заведовал нашей кафедрой. Его совет был такой: «Сережа, конечно поезжайте, чешские девушки такие красивые». И я поехал, но по другим причинам.

 Декан В.И. Кочедамов

Виктор Ильич хорошо относился к нам, студентам. У него можно было занять 3 рубля, если не хватало на дружескую пирушку. Когда во время войны наш институт был в эвакуации в Ташкенте, Виктор Ильич был молод и любвеобилен. Поэтому коллеги трансформировали его фамилию в ХОЧЕТДАМОВ.

 Преподаватель Турковский

Он вел у нас начертательную геометрию. Как-то, прослышав, что мой отец ученый профессор, задал мне вопрос на засыпку: «Почему Луна обращена к Земле всегда одной стороной»? Я поставил Турковского в центре коридора в качестве Земли, а сам мелкими шажками сделал вокруг него круг в качестве Луны все время смотря ему в лицо и совершив таким образом полный оборот вокруг самого себя.  Он все понял и поблагодарил.

 Архитектор С.Б. Сперанский

Как-то, провожая супругу в Крым, я столкнулся в аэропорту с Сергеем Борисовичем, который тоже кого-то провожал. Он предложил меня подбросить до города. Когда мы в его «победе» оказались на площади Победы, он поведал мне, что обелиск в центре площади (который народ ласково называл «стамеской») должен был завершиться иначе. Было несколько вариантов: и заострение обелиска, и скульптура Ники, и декоративная чаша. Но все варианты отпали после визита к главному человеку в городе – к Романову (первый секретарь Ленинградского обкома КПСС в «брежневские» годы – ред.). Мои знания о городских загадках пополнились.

 Архитектор Виталий Саверкин

В Академии я учился в мастерской И.И. Фомина и С.Б. Сперанского. Признаюсь, что не очень могу вспомнить, чему они меня учили. Но у них в ассистентах был скромный ленпроектовец Виталий Саверкин, и вот его то конкретные советы по деталям устройства генеральных планов были чрезвычайно полезны. Судьба этого архитектора была трагична. Может быть, сочтя себя неудачником, он вышел днем из Ленпроекта и бросился с Кировского моста в черные объятия Невы. Как все-таки разнообразна судьба архитекторов.

 Архитектор Д.С. Гольдгор

Мастерская Гольдгора находилась в Ленпроекте этажом выше нашей. Однажды он спустился к нам, подошел к столу Б.Н. Журавлева и положил ему на стол буханку черного хлеба и «маленькую» водки. Загадка! Потом выяснилось, что в трудные годы войны Журавлев как-то выручил Гольдгора буханкой хлеба, и вот спустя годы долг был возвращен. Красиво!

 Архитектор Б.Н. Журавлев

Уже на закате своей карьеры этот знаменитый ленинградский архитектор оказался в нашей 6-й мастерской и радовал нас не только своими воспоминаниями, но и милыми привычками. Как это часто бывает у нашего брата, он был неравнодушен к рюмке. Иногда он появлялся в нашем отсеке, держа в руках рубль. Намек на переход от работы к милому застолью. Особенно нам нравилось его следующее изобретение. Дома супруга зорко следила за его алкогольным поведением. Тогда он додумался держать бутылку водки в смывном бачке туалета. Бачок располагался высоко и эффективно охлаждал бутылку. Выходя из туалета, где он принял пару глотков водки и для конспирации спустив воду, Борис Николаевич был в прекрасном расположении духа.

 Архитектор Ю.М. Песоцкий

Кроме того, что Юрий Маркович был талантливый архитектор, он обладал еще целым рядом милых привычек. Так, например, когда он направлялся в гости, где его ожидал накрытый стол, он предварительно заходил в рюмочную, чтобы явиться в гости в раскованном и веселом настроении. Я сначала недоумевал, а потом в некоторых случаях стал этот прием копировать.

 Архитектор В.Э. Шевеленко

Талантливый архитектор, много чего построивший в нашем городе, в 70-х годах прошлого века эмигрировал в Америку. Когда в 1995 году мы оказались в Нью-Йорке, то, конечно, встретились, и я стал его предсказуемо расспрашивать о работе, о творчестве. На эти вопросы он ответил так: «Творчеством я занимался в Союзе, а здесь я зарабатываю деньги». Его ответ поверг меня в глубокие раздумья, в частности, о том, верна ли пословица «там хорошо, где нас нет».

 Архитектор Л.Ю. Тарлер

Два мои года работы в Гипрогоре Лазарь Тарлер был моим ГАПом. Он был автором многих планировочных работ и был очень приятен как собеседник и человек. В 90-х годах он эмигрировал в Америку. Мы встретились с ним там в 1995 году и весь вечер вспоминали нашу 2-ю мастерскую Гипрогора и совместные проекты, из которых особенно памятен проект центра Владивостока. Из этой встречи я понял, что он весь живет своим творческим прошлым и ему нечего сказать об американском настоящем. Я убедился, что пословица «там хорошо, где нас нет» не всегда верна. О том же я подумал и на встрече с Шевеленко.

 Архитектор В.Н. Щербин

Долгие годы он руководил 6-й мастерской Ленпроекта, и я 17 лет работал под его началом. Мы часто бывали в совместных командировках в разных городах. Было много архитектурных впечатлений, но запомнилась такая деталь. Не помню в каком городе, мы спустились на завтрак, и я заказал себе творог и кофе. Владимир Николаевич взял себе кофе без творога. На мое недоумение он ответил так: «Когда я ем творог, у меня ощущение, что я жую газету». После этого я долгое время не мог есть творог.

 Архитектор В.В. Попов

В начале 70-х годов мы выставили на Градостроительный совет проект квартала №87 Московского района, тот, что на въезде в город у пл. Победы. Авторами проекта были архитекторы Шевеленко, Шмаков, Щербин. Проект был согласован, и мы, как тогда водилось, пошли отметить событие в Метрополь. Свой приветственный тост Владимир Васильевич начал словами: «Впервые вижу коллектив авторов, фамилии которых начинаются на одни шипящие буквы».

 Архитектор А.В. Жук

Среди многих умных мыслей, которые я слышал от Александра Владимировича, мне особо нравится такая: «Архитектура здания может быть любой, но при условии, что она уместна». Этой максиме я следую при оценке произведений, выставляемых на Градсовет.

 Архитектор А.И. Прибульский

В 1988 году в разгар горбачевской перестройки возникло правило не назначать, а выбирать руководителей мастерских. Ко мне обратились представители мастерской №3 с предложением занять место руководителя, поскольку Анатолий Исаакович добровольно покидал эту должность. Состоялось собрание коллектива мастерской, где я Нвыступил с краткой речью. Уже покидая собрание, услышал за спиной: «Надо его выбирать, он в профиль похож на Прибульского».

 Архитектор М.А. Штриммер

Яркий гипрогоровский архитектор Штриммер докладывал в г. Петрозаводске генеральный план города. Когда он закончил красноречивый доклад, от собравшихся поступил вопрос: «А сколько лопат понадобится для реализации этого проекта»? Михаил Александрович не растерялся, достал записную книжку и прочел первый попавшийся телефон. Спрашивающий был удовлетворен.

 Архитектор И.С. Носов

Одной из моих работ в институте Гипрогор была застройка кварталов в г. Йошкар-Ола. Я тогда находился под влиянием Жоржа Кандилиса с его идеей разделения масштабов застройки вдоль автомобильного и пешеходного движения. Несколько похожий подход я позволил себе и в проекте кварталов. Техсовет, на котором рассматривался мой проект, вел грозный главный архитектор института Игорь Сергеевич Носов. Он в пух и прах разнес мое предложение, и последним гвоздем, который он вбил в похоронный процесс, было замечание: «Посмотрите, у него на подрамнике даже солнце светит с севера».

 Архитектор М.А. Садовский

Одно время в нашей 6-й мастерской работал талантливый Михаил Анатольевич Садовский. Мы часто в обеденный перерыв шли в кафе «веревка». Он всегда брал себе одно и то же: чашку кофе и небольшой кекс, который он ласково называл «кексик». Когда мы праздновали его 40-летие, я сочинил песню, где была такая строчка: «любит Миша кексик, не чужд ему также невинный и маленький сексик». Кто-то мне шепнул на ухо «Осторожно, жена может обидеться».

 Архитектор Г.П. Боренко

В Гипрогоре она была моим руководителем группы. Галина Петровна умная и милейшая женщина. Мы общались не только по работе, но и по личной жизни, поскольку жили по соседству. В то время я был склонен к эпатажным поступкам и иногда, чтобы нарушить мертвую тишину рабочего процесса в мастерской, бросал на пол металлическую линейку, предварительно ее согнув. Она издавала мерзкий звук, и Галина Петровна нервно вздрагивала. До сих пор стыдно.

 Архитектор В.А. Каменский

Главный архитектор города Валентин Александрович Каменский не любил американского архитектора Луиса Кана. Когда я вышел на Градсовет с проектом техникума на Бассейной улице, где просматривались некоторые перепевы кановской архитектуры, он сладострастно разнес проект, и я вынужден был начать все с начала. Когда через год я вышел на тот же Совет с совершенно с другим проектом, Каменский произнес: «За то, что архитектор не сдался, предлагаю дать проекту «высокое качество». Секретарь совета Дора Григорьевна расплакалась.

 Архитектор Ж.М. Вержбицкий

Авторами знаменитого Аэровокзала в Пулково были А.В. Жук (руководитель), Ж.М. Вержбицкий и Г. Вланин. Когда дело дошло до выдвижения постройки на Госпремию СССР, Александр Владимирович не включил в список авторов Жана Матвеевича. У них были сложные отношения. Началось разбирательство. На соответствующую комиссию Вержбицкий принес фото, на котором он сидит с макетом аэропорта на руках и ласково на него смотрит. Только тогда А.В. Жук сдался и включил его в авторы.

 Архитектор Г.Я. Гладштейн

Григорий Яковлевич был яркой личностью в нашей среде. Его частые выступления на конференциях всегда были по делу и остроумны. Ко мне он относился уважительно. В 1989 г. он предложил выдвинуть меня в Народные депутаты СССР, структуру недавно созданную. Я отказался, сказав, что живу по пословице: «Не в свои сани не садись». Он на меня слегка обиделся.

 Архитектор Л.М. Берлинерблау

Гипрогоровский архитектор Леонид Маркович однажды, находясь в командировке с каким-то проектом и остро нуждаясь в присутствии коллеги-инженера, послал ему телеграмму: «Срочно выезжай тчк Берлинерблау». Адресат получил такую телеграмму: «Срочно выезжай Берлин тчк Блау». Телеграммой очень заинтересовались в Большом доме.

 Архитектор В.Л. Глазычев

В 1984 году был введен в эксплуатацию мой детский сад в пер. Джамбула. Мой московский друг Вячеслав Глазычев на это событие откликнулся вполне доброжелательной статьей в «Архитектуре» (приложение к «Строительной газете»), но в тексте для красного словца употребил фразу «На фасаде архитектор применил «масонские знаки». Эту невинную фразу прочли в каких-то кабинетах, и на объект валом повалили черные волги и люди в фетровых шляпах - искали на фасадах крамольные знаки. Поднялся скандал с разборками, докатившийся аж до Москвы. Но тут началась перестройка, и я в результате отделался легким архитектурным испугом.

 Архитектор А.Д. Кац

Абрам Давыдович в 6-й мастерской был заместителем руководителя и зорко следил за дисциплиной сотрудников. Однажды я опоздал на работу на 5 минут и был обязан написать объяснительную записку. Поскольку я ходил в Ленпроект пешком, то я просуммировал свою скорость пешехода со скоростью встречного ветра, который был в тот день. Это и дало искомые 5 минут. Кац был удовлетворен.

 Архитектор Л.К. Вертоусов

Гипрогоровский архитектор Вертоусов находился со своим коллективом в Якутске. Закончив работу, послал в дирекцию телеграмму с просьбой оплатить вылет в Ленинград. В ответ получил текст: «Вы вылетаете самолетом остальные едут поездом». Вертоусов откликнулся: «Вылетаю самолетом остальные ждут постройки железной дороги».

 Архитектор Н. Шульц

Наташа Шульц заканчивала Академию художеств раньше меня. Ей принадлежало такое изобретение. На лекциях уважаемого искусствоведа Гримма, проходивших в темной аудитории при тусклом свете проектора, Наталья на бумаге рисовала себе широко открытые голубые глаза и клеила их на стекла своих очков. Лектор был рад внимательному взору студентки, хотя она в это время дремала.

 Архитектор Г.А. Васильев

Мой друг Жора Васильев расписывался со своей первой женой во Дворце бракосочетаний на набережной Красного флота. Церемонию вела сотрудница Исполкома. Вела очень душевно и в конце процедуры даже расплакалась от полноты чувств. «Какие все-таки душевные люди работают у нас в органах власти», - подумали мы. Потом оказалось, что это была мать Жоры.

 Архитектор С.В. Титов

Мой друг Сергей Титов, работавший в Гипрогоре, в 1965 году отправился с проектом в Вологду. В вагоне оказался с симпатичным молодым человеком, с которым у них нашлось много общих тем и в архитектуре, и в музыке, и в поэзии. Молодой человек выходил раньше, и когда он был уже в дверях, Сергей спросил как его зовут.  Молодой человек ответил: «Иосиф Бродский, еду в совхоз корчевать пни».

 Мэр А.А. Собчак

Этот мэр любил вторгаться в вопросы городского строительства. Однажды он появился в стенах Дома архитекторов, где выступил с речью. Неожиданно в середине своей речи он обрушился на мой детский сад в переулке Джамбула со словами: «И кто это построил такое безобразие». Я был обижен, поскольку гордился этим произведением, но промолчал, о чем до сих пор сожалею.

 Режиссер Г.А. Товстоногов

В конце 60-х годов мне было поручено спроектировать интерьер Малой сцены Большого Драматического театра (тогда еще им. А.М. Горького). Когда эскизы у меня были готовы, я был представлен Георгию Александровичу для их обсуждения. Эскизы были одобрены, но в конце Товстоногов спросил: «А из чего будут полы на сцене»? Я ответил, что пока не знаю, но подумаю. На это он сказал: «Обязательно подумайте, вы же понимаете, что мы не можем обойтись без половых сцен».

 Поэт Б.Ш. Окуджава

Когда в 1962 году я был распределен на работу в город Выборг, мой друг Сергей Титов дал мне с собой две кассеты с песнями какого-то Булата. С тех пор его песни украшали значительный период моей жизни. В 70-х годах Окуджаву записывали на Ленинградской студии телевидения, а поскольку к этому была причастна моя супруга, то Булат Шалвович был приглашен к нам домой вместе с женой и сыном. Вечер был очень интересным, а в конце я попросил у него автограф на самодельной книге его песен. Он написал следующее: «Лишь были б помыслы чисты, а остальное все приложится». Стараюсь следовать этому всю жизнь.

 Актер М. Козаков

В начале 70-х годов Ленпроект отправил меня быть консультантом на съемках фильма «Исполняющий обязанности». Фильм был слабый, но поскольку он был об архитекторах, в мою задачу входило правдивое устройство проектной мастерской. Среди многих известных актеров там снимался и Михаил Козаков. Как-то в перерыве между съемками мы разговорились. Он увидел, что я приехал на студию на «жигулях». А я спросил его на чем ездят знаменитые артисты. «Знаменитые артисты ездят на метро», – ответил он с некоторым чувством превосходства.

 Хирург Г.С. Гребенщиков

Гергий Семенович – военный хирург Военно-медицинской Академии был другом нашей семьи, и когда я, играя в футбол во дворе, сломал ногу, он поместил меня в одну из палат ВМА. Мне было 14 лет, а в палате лежали взрослые мужики, некоторые были участниками войны. Как меня лечили я не помню, зато запомнились истинно мужские рассказы под грифом 21+.

БИБЛИОТЕКА СПЕЦИАЛИСТА
«Владимир Попов. Графика»

Вышла в свет книга «Владимир Попов. Графика» (часть 1 - Фантазии и часть 2 - Мои современники). Двухтомное издание выпущено тиражом 100 экз., каждый с личной подписью В.В. Попова и собственноручно проставленной нумерацией страниц. Издание увидело свет благодаря поддержке архитектора Е.Л. Герасимова.

«Н.Ф. Гербель. Обер-архитектор Санкт-Пiтеръ-Бурха 1719–1724 гг.»

В рамках конференции, посвященной 300-летию прибытия в Санкт-Петербург Н.Ф. Гербеля, состоявшейся 12 ноября в Доме архитектора, прошла презентация книги А.А. Морозовой «Н.Ф. Гербель. Обер-архитектор Санкт-Пiтеръ-Бурха 1719-1724 гг.».

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020