Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2019 / 05 / Основоположения архитектоники обустройства среды обитания человека

Теория архитектуры

Основоположения архитектоники обустройства среды обитания человека

Б.Г. Устинов,

архитектор, профессор СПбГУПТД, руководитель персональной творческой архитектурной мастерской

(Продолжение. Начало в предыдущем номере)

13. Жилые комплексы образуют поселенческие общины и притягивают к себе нежилые, жизненно важные пространственно-функциональные единицы и комплексы.

13.1. Прежде всего, это воспитательно-учебные заведения-родительские органы городской общины: детские сады, начальные и средние школы.

13.1.1. Размеры, состав и строение этих нежилых образований определяются многими жизненно важными обстоятельствами – параметрами-мерностями.

13.1.1.1. Прежде всего размерами поселенческой общины, для которой они предназначены.

13.1.1.2. Строением общинного пространства с его ярусностью (этажностью).

13.2. Необходимой составляющей  современных жилых комплексов является стоянка необходимого вещевого – предметного наполнения образа жизни почти всех семей – автомобиль.

13.2.1. Нужное количество автомобилей в любом жилом комплексе не меньше  количества жилых единиц.

13.3. Кроме того, в состав жилых комплексов должны входить пространства, сдаваемые в аренду, назначение которых меняющееся и определяется арендатором.

13.3.1. Это в основном помещения торгово-общественного назначения (малые и средние торговые пространства): аптеки, мастерские, административные и производственные помещения для обслуживания жителей жилых комплексов.

13.3.1.1. Необходимость в нежилых арендуемых производственных помещениях будет в ближайшее время быстро нарастать, что обусловлено технико-технологическим изменением современной производственной деятельности, её компьютеризацией,  исключающей необходимость одновременного вовлечения больших человеческих масс в современное производство.

13.4. Собирание жилых и нежилых единиц в жилые комплексы современных городов обусловлено нарастающей ярусностью городских образований и широкое использование новых коммуникационных средств.

13.4.1. Возможно двоякого рода объединение жилых единиц.

13.4.1.1. Секционное объединение жилых единиц вертикальной лестнично–транспортной коммуникацией.

13.4.1.2. Секционные жилые комплексы предназначены для расселения очень  состоятельных семей, проживающих в очень крупных жилых единицах.

13.4.1.3. Секционное соединение маленьких, небольших жилых единиц влечёт за собой перерасход коммуникационных средств, затруднение коммуникационного взаимодействия и существенное увеличение расходов на строительство и оснащение таких комплексов.

13.5.  Наиболее здоровое объединение жилых единиц в жилых комплексах для обычных семей, это рядные жилые комплексы («таунхаузы»), переведённые в третье геометрическое (эвклидово) пространство поселений.

13.5.1. Такое органическое развёртывание жилых поселений существенно сокращает и совершенствует коммуникационное обслуживание жилых комплексов.

13.5.2.  Существенно увеличивает ширину корпусов жилых комплексов (не менее 20 метров).

13.5.3.  Создаёт возможность для более глубокого тонирования пространства жилых единиц.

13.6. Одним из основных проявлений понимания ярусности и чистоты городского пространства является использование всех дневных поверхностей (освещённых солнцем) для общинной жизни населения жилых комплексов (включая кровельный и внутренний промежуточные уровни многоярусных жилых комплексов).

13.7.  Развитая полифункциональность многоярусных жилых комплексов неповторима в каждом конкретном случае и определяется ярусностью, количеством жилых единиц, местоположением в поселенческой структуре…

13.8.  Одним из самых важных архитектонических пороков современного многоэтажного строительства, является толкование многоэтажного строительства, как механически поставленных друг на друга одноэтажных сооружений, как функционально, так и конструктивно.

13.8.1.  Такое непонимание органической архитектоники многоярусного городского организма влечёт за собой неисчислимые порочные последствия и социальные (включая воспитательно-образовательные извращения) и экономические (огромное раздувание материально-производственных затрат) и экологические (засорение жизненных пространств дарованных человеческому общежитию Создателем)…

14. Заключение.

14.1. Подготовка архитектонической концепции по обустройству 60 га привела к архитектонико-стратегическому выводу – очищение и обустройство около 10 км2, малой частью которой является 60 га, является основной стратегической задачей современной градоустроительной деятельности в Санкт-Петербурге.

14.2. Градостроительная деятельность в   Санкт-Петербурге (как и во всяком другом поселении), не должна распылять градостроительную энергию – волю.

Распыление градостроительной энергии продолжит телесное раздувание Санкт-Петербурга  (засорение всё новых территорий, «Балтийская жемчужина», «Новый  Оккервиль», «Морской Фасад», Колтуши …), углубляя и закрепляя современное архитектонико-органическое нездоровье Санкт-Петербурга и всего мегаполиса.

14.3. Именование 10 км2 территории Новоневский ствол является жизненно определяющим историческим действием, (но не декоративно метафорическим определением) и положит начало новой эпохи в жизни Санкт-Петербурга. Новоневский ствол, основополагающийся как на истории Санкт-Петербурга (связанности осваиваемых территорий с историческим ядром Санкт-Петербурга), так и на современных архитектонических, технико-технологических, финансово политических возможностях, не использование которых будет очередным наглядным проявлением отсутствия градоустроительной деятельности Санкт-Петербурга и одним из проявлений глубочайшего архитектонического кризиса современного человеческого общежития (не только Санкт-Петербурга), которое, почти цитируя Б.Паскаля, можно назвать: «архитектонико-архитектурным памятником человеческой глупости».

15.1 Жизненно важное значение для обустройства Новоневской территории имеет освоение-обустройство Обводного ствольно-корневого пространства.

15.2. Обводный канал являет исторические перемены в жизни Санкт-Петербурга.

15.2.1. Первоначальное название – «канал ограничивающий город» 1769–1780 годы, основное назначение которого военная защита города.

15.2.2. Затем Обводной канал.

15.2.3. 1804–1812 годы было продолжено углубление и расширение Обводного канала, как судоходной, (транспортной) системы города и как сообщающегося сосуда для ослабления ударов наводнения завершённой в 1833 году. Канал стал южной границей Санкт-Петербурга.

15.3. Во второй половине 19 века Обводный канал, как транспортная коммуникация, обрастал заводами и вокзалами с южной стороны. В конце 19 – начале 20 века канал утратил транспортно-коммуникационное значение. Его жизненная бессодержательность углубилась в настоящее время омертвлением почти всех предприятий и вокзалов. Возникли громадные засорённые территории, охватывающие исторический Санкт-Петербург и создающие промежуточно отчуждающее пространство между Санкт-Петербургом и Ленинградом.

15.4. Оздоровление-обустройство Обводной территории, как жизненно необходимой корне-стволовой коммуникации и прилегающих к нему территорий возвращает к жизни огромные территории Санкт-Петербурга, являясь необходимым градоустроительным оздоравливающим действием, для преодоления глубоко болезненного телесного разбухания Санкт-Петербурга и создаёт условия – основания для оздоровления как Санкт-Петербурга в целом, так и его исторической (охраняемой) части.

15.5. Обустройство Обводного пространства и Новоневского пространства даёт возможность, опираясь на современное технико-технологические и экономические условия преобразовать судьбу Санкт-Петербурга, сохраняя верность архитектонико-геополитическим стремлениям основателя Санкт-Петербурга – Петра Первого, т.е. верность «прагматизму» Петра, его стремлению использовать все технико-технологические, экономические и политические возможности выращивания города на Неве.

Обустройство Обводного и Новоневского пространств явит возможность создать просторное*, т.е. чистое в своих проявлениях (экологических, социальных, экономических…), городские пространства обеспечивающих неизмеримо большую свободу жизни горожан жителей мегаполиса. 

* К сожалению, не различается просторность жизненных пространств как отдельных людей, так и для разнообразных общин, как свободу и чистоту движения, а не как геометрически территориальную раздутость, которая является неизменным следствием плоского архитектонического толкования поселения, особенно городского организма.

(Продолжение в следующем номере)

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020