Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2020 / 03 / Слово о Владимире Васильевиче Попове

Памяти мастера

Слово о Владимире Васильевиче Попове

С. П. Шмаков,

архитектор

Мне приходилось писать о Попове – моем творческом соратнике и друге – неоднократно. Это была статья к его 80‑летию и статья к его 90‑летию как предисловие к его книге «Работы архитектора В. В. Попова». И конечно, я не мог себе представить, что буду писать о нем в прошедшем времени. Но законы природы не отменишь, поэтому постараюсь выполнить и эту миссию.

Начну с того, что с уходом Попова закончилась целая эпоха нашего архитектурного бытия, в которой он был, можно сказать, последним и ярким представителем. Эпоха состояла из трех составляющих. Это так называемый сталинский период, в котором молодой Попов защитил диплом (1951 год), стажировался у Жолтовского в Москве и делал первые шаги в проектной практике. Это период хрущевского аскетизма, где творчество встало на другие рельсы и где Попов уже успешный практик. Вспомним такие его работы, как Речной вокзал, музыкальную школу в Московском районе, жилой дом на Лиговке и экспериментальный жилой квартал в Озерках. В это же время он – молодой руководитель успешной 6‑й мастерской Ленпроекта, а позже заместитель главного архитектора города, где на его плечи было возложено курирование работы домостроительных комбинатов и фактически всего массового жилищного строительства города. И третий период – постсоветский, где Попов ярко отметился такими работами, как памятник Александру Невскому, красивой оградой Смольного собора с входными павильонами и гранитным спуском к Неве, бюстами итальянских архитекторов на Манежной площади, жилым домом в Крестьянском переулке, триумфальной аркой Победы в Красном Селе.

 В этот же период Попов – главный архитектор Ленниипроекта и председатель Санкт-Петербургского союза архитекторов России. Его усилиями был воссоздан из небытия Дом архитектора в Зеленогорске, были отбиты атаки с разных сторон на дом Половцева и таким образом сохранено присутствие петербургских зодчих в этом памятнике архитектуры на Большой Морской. Я, конечно, упомянул только часть его работ и заслуг. Нельзя оставить в стороне и его графическое творчество, примеры которого собраны в уже упомянутой книге его работ.

 Теперь о другом. Наше творческое знакомство началось в далеком 1965 году, когда я, тогда сотрудник Ленгипрогора, был приглашен вместе с моим однокурсником Сергеем Титовым в Ленпроект, в мастерскую В. В. Попова. Ему было тогда 37 лет, и, если я не ошибаюсь, он был самым молодым руководителем в институте. Но дело не в этом, а в том, что творческая обстановка в мастерской была прекрасной. Попова уважали как руководителя и любили как человека. Жизнь тогдашней архитектурной мастерской состояла не только из суровых и творческих будней, но и из всплесков концертного и постановочного творчества, коим отмечались юбилеи сотрудников и праздники, 23 Февраля, 8 Марта, Новый год… И в этой сфере Попов был в первых рядах. Он – и певец, и рассказчик, и артист. Характеризуя его стиль руководства, могу вспомнить эпизод, наверное, 1968 года. Мне тогда был поручен проект техникума на Бассейной улице. В то время я был увлечен архитектурой Луиса Кана, и следы этого увлечения просматривались в моем эпатажном проекте. Мастерскую посетил тогдашний главный архитектор города В. А. Каменский. Увидев мой проект, он мрачно пробурчал: «Такого здания в Ленинграде быть не может». Я, конечно, ожидал увидеть от своего начальника нахмуренные брови, но тот не стал поддерживать своего руководителя и «добивать» меня. Проект был выставлен на градсовет и там уже разнесен в пух и прах.

 В. В. Попов участвовал во многих отечественных и зарубежных конкурсах. Нам с ним удалось сделать два конкурса – один на реконструкцию центра болгарского города Варны и другой, значительно позже, на новый стадион на Крестовском острове, над которым мы работали вместе с немецкой фирмой. Конкурс мы не выиграли, но сам процесс доставил творческое удовлетворение.

 Большая удача, что Попов успел выпустить книгу своих воспоминаний, названную им рассказами. Эта книга и о себе, и о коллегах, и об архитектурном процессе.

 В заключение не удержусь от того, чтобы опубликовать его дарственную надпись на подаренной мне книге. «Сереже и Леночке Шмаковым на добрую, надеюсь, память о прожитых годах и трудах, просит принять автор эти рассказы, записанные Таней. В. Попов. Октябрь 2020 год».
Эта надпись будет еще долго согревать мне душу.

Владимир Васильевич Попов (24 декабря 1928, Ленинград – 3 ноября 2020) – советский и российский архитектор, народный архитектор Российской Федерации. Академик Российской академии архитектуры и строительных наук, академик Российской академии художеств (2001), профессор, член Союза архитекторов СССР (с 1955).

Вся его жизнь стала образцом служения профессии. В 1951 году он окончил Ленинградский инженерно-строительный институт, позднее – аспирантуру ЛИСИ. Пройдя стажировку в мастерской-школе академика И. В. Жолтовского, Владимир Васильевич связал свою творческую работу с институтом «Ленпроект».

Его дипломный проект ансамбля площади на Средней Рогатке (ныне – площадь Победы) заслужил высокие оценки и был опубликован в профессиональной прессе. Среди реализованных работ мастера – детальная планировка западной части Васильевского острова, ансамбль площади Конституции, здания институтов «Ленгидропроект» и НИИ телефонной связи, экспериментальный жилой комплекс в районе Шувалово, речной пассажирский вокзал, ансамбль бюстов великих архитекторов Петербурга XVIII–XIX веков итальянского происхождения на Итальянской улице, памятники князю Александру Невскому на площади перед главным входом в Александро-Невскую лавру в Санкт‑Петербурге, М. Ю. Лермонтову в Пензе и другие.

Помимо профессиональной архитектурной деятельности и работ в области монументального искусства, Владимир Васильевич вел активную государственную, общественную и педагогическую деятельность. С 1980 по 1989 год был заместителем главного архитектора Ленинграда, следующие двадцать лет работал заместителем председателя Градостроительного совета Ленинграда, в последние годы был членом Градостроительного совета при правительстве Санкт‑Петербурга.

В. В. Попов был председателем правления Санкт-Петербургского союза архитекторов России (1996–2000 гг.), президентом Санкт-Петербургского союза архитекторов (2004 г.), а с 2012 г. – почетным президентом Санкт-Петербургского союза архитекторов.

Владимир Васильевич Попов похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

«Ушел из жизни человек, который посвятил себя развитию архитектурного облика Ленинграда – Санкт-Петербурга. Созданные при его участии здания, жилые комплексы и ансамбли стали достопримечательностями нашего города», – сказал губернатор Санкт-Петербурга А. Д. Беглов.

Постройки и  проекты

  • Планировка западной части Васильевского островав Санкт-Петербурге
  • Ансамбль площади Победы в Санкт-Петербурге
  • Ансамбль площади Конституции в Санкт-Петербурге
  • Здание института «Ленгидропроект» в Санкт-Петербурге
  • Здание НИИ телефонной связи в Санкт-Петербурге
  • Жилой дом «трилистник» на Гражданском проспекте в Санкт-Петербурге
  • Здание института «Гидропроект»
  • Экспериментальный жилой комплекс в районе Шувалово
  • Детская музыкальная школа имени Е. А. Мравинского
  • Речной вокзал и гостиница
  • Станция метро «Обухово»
  • Станция метро «Садовая‑1»
  • Памятник М. Лермонтову в Пензе
  • Памятник скульптору Л. Шервуду на Волковском кладбище (Литераторские мостки) в Санкт-Петербурге
  • Памятник св. князю Александру Невскому у Лавры
  • Триумфальная Арка Победы в Красном Селе

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020