Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2021 / 02 / ВЫСТАВКА «СОВРЕМЕННАЯ ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» В ДОМЕ АРХИТЕКТОРА В МОСКВЕ

Выставка

ВЫСТАВКА «СОВРЕМЕННАЯ ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» В ДОМЕ АРХИТЕКТОРА В МОСКВЕ

В. Д. Красильников,

народный архитектор РФ, член Союза московских архитекторов с 1959 года

5–17 июля 2021 года в Центральном Доме архитектора прошла выставка «Современное церковное зодчество: Санкт-Петербург», которая с успехом была представлена в Северной столице весной. Всего было представлено 70 проектов, из которых для Петербурга – 48 работ, для Ленинградской области – 13 и 9 – для других регионов.

Это первая выставка петербургских архитекторов такого характера и масштаба, состоявшаяся в Москве. Организатором экспозиции выступил Межведомственный совет по церковной архитектуре Петербурга. На открытии выступили архитекторы

Н. И. Шумаков, Д. В. Буш, М. А. Мамошин, М. Ю. Кеслер, В. Д. Красильников, С. В. Гнедовский, Д. В. Пшеничников, С. Г. Гончаров, С. И. Чертков и др. Было отмечено высокое качество многих работ, в том числе проектов молодых архитекторов. На открытии было озвучено предложение сделать ответную выставку храмовых проектов московских архитекторов в Санкт-Петербургском союзе архитекторов.

«Для меня выставка храмовой архитектуры Санкт-Петербурга стала событием. Она показала широкий диапазон понимания темы, выражающийся не только в использовании различных стилистических направлений, но и в интерпретации сакральных смыслов этого вида архитектурного творчества. Не все одинаково успешно, но главное – представлено глубокое по содержанию, своеобразное по способу выражения темы актуальное направление в современном архитектурном творчестве», – оценил экспозицию академик С. В. Гнедовский.

ИНТЕРЕСНАЯ ВЫСТАВКА ПИТЕРСКИХ КОЛЛЕГ

Интересная идея показать москвичам сделанное в Санкт-Петербурге. Интересна она и тем, что это выставка храмовой архитектуры – той области зодчества, в которой достижения наших питерских друзей совершенно очевидны. Тем более что недавно созданный совет Союза архитекторов России по этой тематике возглавляет один из лидеров Санкт-Петербурга академик Михаил Александрович Мамошин.

Эту выставку в Москве открыл Н. И. Шумаков, а представил ее организатор М. А. Мамошин со своим помощником. Я тоже сказал несколько слов, открыв небольшую дискуссию на тему культовой архитектуры, в которой приняли участие несколько московских гостей выставки, в том числе Д. Буш и С. Гнедовский.

В этой небольшой заметке я бы хотел несколько развить и уточнить мои взгляды на состояние современной архитектуры православного храма.

Тысячелетия архитектура культового сооружения была святое для человека и во многом определяла дух зодчества народов мира. Это в полной мере относится к архитектуре культовых зданий со дня принятия православной веры нашим народом, показав за многие столетия прекрасные и самые разнообразные образцы художественной трактовки образа православного храма.

Великие антихристианские гонения и унижения в прошлом веке в России привели храмовое зодчество в такое состояние,что в послесоветское время 30 лет назад вполне естественно его восстановление могло происходить только в повторении и порой в копировании образцов, на которых практически оборвалось развитие в начале ХХ века. Выступая на открытии выставки, я высказал мнение, что, может быть, после 20–25-летия копирования пора искать новый взгляд на художественный образ православного храма в нашей стране, тем более несколько интересных попыток в этом направлении я увидел в работах питерских зодчих. Я сейчас могу только призывать к поискам, я не имею собственного опыта в этой самой интересной и заманчивой области архитектурного творчества. И все же хочу набраться смелости и высказать некоторые соображения о возможных путях этих поисков, основываясь, конечно, на взглядах на развитие архитектуры общественных зданий.

Современная архитектура, в моем понимании, стоит на перепутье отхода от каркаса, легкости здания и возвращения к стене, к образу тяжести и на этой основе всего тектонического строя сооружения. Трудно сказать пока, в каком направлении будет развиваться современное зодчество, особенно для меня наша отечественная архитектура.

И нужно ли вообще стремиться к выработке всеобщих устремлений? Мы еще хорошо помним, чем это заканчивалось в советское время.

Мы со времен Н. С. Хрущева и до сих пор находимся в плену строительного комплекса. С этой точки зрения храмовое зодчество стоит, вернее, может стоять несколько в стороне. Но может стать лидером в поисках собственных новых путей, как уже не раз бывало в истории мировой архитектуры.

Я думаю, что в нашей православной архитектуре стена будет определять образ храма, которая в большей степени обеспечивает спокойствие и отрешенность от внешнего мира. Здесь можно вспомнить великое сооружение не менее великого для нашего поколения Ле Корбюзье католической капеллы в местечке Роншан.

Стена всегда для русского храма была определяющим элементом как для каменной кладки, так и для деревянного сруба. Хотя для деревянного храма можно представить и каркасную конструкцию, но трудно представить его с обилием больших проемов и тем более со сплошным остеклением. Весьма возможно применение монолитного железобетона, особенно в открытом виде без облицовки и тем более с отпечатками опалубки как элементом декоративной обработки поверхности стены. Стена дает огромное число практических вариантов, более, чем каркасная система.

Стена – очень важный элемент архитектуры, но не единственный.

Историческая практика православного храма дает много примеров силуэтного решения художественного образа. Прежде всего, вертикальный силуэт. В этом отношении велики достижения в деревянном зодчестве, хотя храмы архитектора Растрелли дают великие примеры. Но и приземистые силуэты псковской классики, и их византийские прототипы являются серьезным багажом для размышления.

Важнейшим элементом силуэта всегда являются главки, и здесь творческие поиски неограниченны. Одни только шатровые завершения могут иметь огромное число вариаций. Особенно в трактовке световых проемов, учитывая особенно большое значение света в создании устремления к божественным небесам. К теме силуэта можно отнести колокольни или звонницы, которые в умелых мозгах и руках всегда обретают большое значение. Чем больше думаешь на эту тему, тем все больше возникает разных мыслей и неограниченное число композиционных комбинаций.

И еще одна большая область для творческих размышлений. Все очевиднее становится рост интереса к сочетанию чисто храмового строительства с различными сопутствующими и подсобными помещениями, в том числе культурно-просветительского назначения. Здесь тоже несчетное число комбинаций. Все в одном объеме и, может быть, даже в одном здании, или это набор отдельных строений, создающих вокруг храма что-то вроде монастыря.

Я уже не говорю о многочисленных проблемах пространственной и стилистической организации внутреннего пространства, организации входной группы и художественно-декоративного решения интерьеров, где поиск и находки неисчислимы как в качественном, так и в количественном отношении. Хотя мне известен антагонизм театра и религии, но для меня, отдавшего почти всю жизнь театральной архитектуре, тема храмового зодчества всегда была и будет близкой, несмотря сложность предметной реализации. Свое маленькое выступление на этой выставке я закончил обращением к Николаю Ивановичу Шумакову, нашему президенту, с предложением, чтобы он показал пример роста интереса к храмовой архитектуре наших мастеров, и призвал его получить приглашение на первую службу в храм, построенный по его проекту.

Для начала я предлагаю ему каким-то образом суметь связать массовое строительство метро, и не только в Москве, со строительством храмов и часовен на удаленных от центра территориях.

P.S. Я разве говорил, каким должен быть наш православный храм? Я не знаю. А знает тот из вас, кто садится за рисование своего первого эскиза, который вскоре предстанет перед нами и тем, кто создал нас и ради которого и кому все вы посвятили свой талант и даже жизнь. С Богом!

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020