Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2021 / 02 / ЖИВОЕ И НЕ ОЧЕНЬ… ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Профессиональный взгляд

ЖИВОЕ И НЕ ОЧЕНЬ… ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

В. М. Ривлин,

архитектор

Дела рук человеческих вполне могут укладываться в наши представления о «живом и неживом» в природе. Довольно часто мы говорим: «Он очень живой человек.

Его портрет – это портрет абсолютно живого человека». А в таких терминах можно говорить об архитектуре? Попробуем разобраться в этой проблеме на примерах.

Как-то довелось мне побывать на площадке рядом с огромной чашей стадиона «Газпром-Арена». Не могу согласиться с подобным словосочетанием, но оно уже получило многолетнюю прописку и болельщикам нравится. Я тоже привык. Как привык и даже полюбил архитектуру этого внушительного спортивного сооружения. И это неслучайно. Потому что огромная чаша стадиона построена по проекту выдающегося японского архитектора Кисё Курокавы. Одержав победу в 2016 году в международном конкурсе, объявленном структурами «Газпрома», К. Курокава весьма успешно защитил очень интересный проект с раздвижной кровлей площадью в 262 тыс. кв. м. Конструкция кровли перекрывает внушительное пространство футбольного поля и трибун, на которых способно разместиться до 68 тыс. болельщиков.

«Соседом» этому внушительному сооружению оказался еще один спортивный комплекс. Его название звучит как «Сибур-Арена». Здание этого спортивного сооружения представляет из себя компактный кубический объем, который очень логично и удобно располагается на открытой площади в левой части парковой зоны, примыкающей к памятнику известному в прошлом руководителю Ленинграда С. М. Кирову. Добротный памятник работы известного ленинградского скульптора В. Б. Пинчука был установлен в 50-е годы в соответствии с проектом генерального плана всей этой территории. Автором этого проекта, напомню, был выдающийся советский архитектор А. С. Никольский. Именно ему была поручена разработка всей этой огромной территории вкупе с проектом и самого стадиона имени Сергея Мироновича Кирова. Опираясь на исторически сложившуюся планировочную структуру этой территории, А. С. Никольский превратил Батарейную улицу в роскошную парковую магистраль, усиленную справа и слева красивыми аллеями с тройным рядом высокоствольных лип.

Как уже упоминалось, лаконичный и компактный кубический объем комплекса Сибур-Арены поставлен на площадке, завершающей липовую аллею с левой стороны ансамбля, если смотреть в сторону стадиона.

Рассмотрим этот спортивный комплекс внимательнее.

Простая геометрическая форма здания хорошо держит пространство и легко читается. Обилие добротной облицовки стен и наружных открытых лестниц, ведущих на верхние отметки внутренних трибун, качественные поля остекления на фасадах не могут не радовать. И в то же время это крупное спортивное сооружение для игровых видов спорта (теннис, баскетбол, волейбол) вызывает противоречивые ощущения. С одной стороны, оно безусловно подкупает лаконичностью, ясностью и, если хотите, лапидарностью объема.

С другой стороны, за этой очевидностью и ясностью внешней формы скрывается ее содержательность. За несколько аскетичной простотой фасадов скрывается, на мой взгляд, содержательность объекта или его функциональная наполненность. Более того, за хорошо прорисованными фасадами можно представить самые разнообразные функции: от выставочного павильона до крупного автомобильного салона или продовольственного рынка. В противоположность этому громадная чаша стадиона благодаря большому количеству архитектурных и конструктивных элементов буквально кричит своей функциональной содержательностью. Очень интересно наблюдать, как мощные стволы опорных конструкций пронизывают тело сооружения, удерживая на упругих вантах огромное раздвигающееся покрытие кровли. А разбегающиеся по периметру арены стеклянные переходы, ведущие к проходам на сектора, только добавляют необходимой пластики внушительному сооружению. Они, со всей очевидностью, разнообразят зрительные впечатления и эмоции. Все вместе взятое говорит о живой, пластичной, пульсирующей структуре громадного спортивного комплекса, функциональное назначение которого отчетливо, понятно и однозначно артикулируется.

В то же время зрительным ощущениям от Сибур-Арены семантической наполненности недостает, что, с моей точки зрения, снижает и пластическую выразительность. Огромная конструкция кровли, имеющая сложную геометрию, скрывает опорные элементы, а удобное и добротно спланированное внутреннее пространство универсальной арены совершенно не работает на экстерьер, обедняя тем самым структуру, лишая ее живой пульсации, которая замечательно выражена в работе японского архитектора К. Курокавы. Попытка уложить многозначную спортивную идентичность в компактный и лаконичный объем или контейнер напоминает упрощенный слепок человеческого лица, который предшествует работе скульптора.

В такой «болванке» нет характера, индивидуальных черт, присущих конкретному человеку. Вот почему, возможно, хорошо продуманная функциональность Сибур-Арены представляется скучноватой и анемичной.

Архитектурная профессия сложна не только раскрытием содержания, но и прочтением. Понимая сложность постановки и реализации архитектурных задач не только в теории, но и в практической плоскости, хочу пожелать коллективу, который возглавляет известный петербургский архитектор Ю. А. Лошаков, успехов в творческой работе. При этом позволю себе скромный совет не забывать, что всякое архитектурное сооружение, имитирующее или скрывающее свою сущность, в том числе и тектоническую, как известно, подобно человеку, стыдящемуся своей индивидуальности.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020