Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2022 / 01 / Неосуществленный проект

История

Неосуществленный проект

Анна Гудкова,

научный сотрудник Музея петербургского авангарда

В 1924 году Пушкинский дом Академии наук совместно с Обществом архитекторов-художников объявили конкурс на проект памятника А. С. Пушкину в селе Михайловском. В конкурсе принимал участие Владимир Ариевич Гринберг (1896–1942) – живописец, график, один из ярчайших представителей ленинградской пейзажной школы. Созданный им пером и тушью эскиз проекта был удостоен 1-й премии и медали Пушкинского дома, а также почётного отзыва Общества архитекторов-художников, но так и не был осуществлён. Подробности причин отказа от идеи нам пока неизвестны, но в любом случае есть возможность попытаться реализовать проект в наши дни.

Памятник, как нам кажется, уникальный. Отсутствие пафоса, излишней монументальности являет нам образ Пушкина гораздо более живой, чем это принято традиционно. Скачущий вдоль реки всадник в развевающемся плаще мог бы смотреться и вполне современно, если следовать инструкциям, оставленным В. А. Гринбергом. На эскизе проекта читается текст: «Памятник должен быть поставлен на возвышенном берегу реки Сороти перед домом-музеем так, чтобы лошадь и всадник видны были с обоих берегов на фоне неба. (Если нет достаточно возвышенного места на берегу, насыпать холм с пологими склонами), памятник должен быть поставлен в профиль к реке, т. е. как если бы всадник скакал вдоль реки по берегу; вокруг памятника не должно быть цветочных клумб, дерновых площадок и т. д. Поверхность земли должна быть посыпана гравием; чем пустынней вокруг – тем лучше; не нужно около памятника фонарей, каменных тумб и т. д. Памятник без пьедестала, на одной только бронзовой доске, врытой в землю; нужно, чтобы бедность окружающего пейзажа напоминала одинокие прогулки поэта верхом, под знаком коих проходил весь Михайловский период творчества Пушкина. Материал – бронза, размер – между 1,1/2 и 1,3/4 сажени от земли до кончика шляпы, т. е. в натуральную или немного больше натуральной величины».

В. А. Гринберг, человек глубокой внутренней культуры, хорошо знал и творчество поэта, и его биографию – возможно, именно это, вкупе с удивительным художественным видением, помогло создать такой проект. В. А. Фаворский писал: «Памятник не только выражает определенную идею, дает характеристику своего героя, но и образует вместе с ним некое „силовое поле “вокруг себя. Это ведь не только скульптура, но произведение, ритмически влияющее иногда на очень большое пространство… Не все памятники обладают этим удивительным свойством». Фаворский считал, что такое «силовое поле» есть у памятника Пушкина в Москве. Отметим, что именно этот образ – Пушкина-памятника, канонизированного, окаменевшего – в своё время вдохновил русских футуристов на «бросить Пушкина… с парохода современности», хотя творчество АСа они тоже любили и изучали – это был протест против создания кумиров и препятствий для новых путей в искусстве вообще. В своём времени А. С. Пушкин и сам был в авангарде, и сколько бы его ни сбрасывали, «пароход современности» так и не покинул. Едва ли памятник, созданный по проекту В. А. Гринберга, вызвал бы столь протестные чувства даже у забияк-футуристов. «Силовое поле» Михайловского долгие годы притягивает к себе многие поколения посетителей. «Кто знает эти живописные места, эту чудесную природу, тому понятно, что такой памятник был бы на месте», – пишет Мария Григорьевна Храковская. Во всяком случае, хочется надеяться, что замечательный проект не останется забытым, а идея его осуществления – утопией.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020