Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Статьи сайта / Социокультурные аспекты в экоустойчивой архитектуре

Социокультурные аспекты в экоустойчивой архитектуре

3 октября 2021 года в Москве, в ВК «Гостиный Двор», в рамках Международного архитектурного фестиваля «Зодчество» состоялся круглый стол на тему «Социально-культурный подход в экоустойчивой архитектуре».Модераторами круглого стола выступили:

АЛЕКСАНДР РЕМИЗОВ, председатель Совета по экоустойчивой архитектуре САР и

СЕРГЕЙ ЦЫЦИН, председатель Совета по экоустойчивой архитектуре при Санкт-Петербургском Союзе архитекторов.

Партнеры круглого стола: ДЕМАРКО ГАРДЕНС и РАЙНЦИНК.

Экоустойчивое мышление явилось следствием индустриализации. Начиная с века Просвещения, западная культура развивалась в соответствии с философией Рене Декарта. Картезианское отношение к миру было научным. Появилось понятие "прогресс", которое подразумевало постоянное улучшение качества жизни за счёт развития технологий. Природа рассматривалась как ресурс, эксплуатация которого принесет материальный комфорт человеку. Однако были голоса и в защиту более разумного подхода во взаимоотношениях с природой.

АЛЕКСАНДР РЕМИЗОВ на вопрос, что такое экоустойчивая архитектура, коротко ответил, что это не продукт и не стиль, а процесс уважительного отношения к своей работе, к людям, для которых мы строим здания, для которых мы реализуем свой проект. Данная работа требует постоянного отслеживания всего комплекса вопросов строительного искусства, и более того, это требует больших усилий для преодоления существующего сопротивления и сомнений со стороны общества.

"Экоустойчивая архитектура имеет в своей основе холистический подход, она не фокусируется только на экологии и экономике, но также учитывает еще и социальные, и культурные факторы".

Говоря о социокультурных факторах он отметил:

"Во-первых, это создание гуманной среды жизнедеятельности и переход к обществу, ориентированному на устойчивое развитие. Он предполагает не изменение характера поведения или культурных традиций, но дальнейшее их логическое развитие, переход на новый уровень наших человеческих и социальных потребностей. С точки зрения требований, предъявляемых к зданию, к увеличению эффективности использования энергии и материалов, это изменение имеет самый главный смысл в одном – в достаточности.

Архитектура всегда была связана с культурной самобытностью общества, она, как говорится, есть образ общества в зеркале. В экоустойчивых зданиях обязательно присутствуют аспекты, которые тесно связаны с этическими ценностями общества.

Экоустойчивая архитектура – это социальная среда жизнедеятельности. Реализация демократии участия, прозрачность в политике и смелость представителей власти на местном и региональном уровнях власти являются одними из главных факторов успеха.

И, наконец, экоустойчивая архитектура – это выразительная форма. Цель экоустойчивой архитектуры не только в том, чтобы отвечать «зелёным» параметрам и стандартам, но также чтобы создать, опираясь на них, самостоятельный образ здания".

ДМИТРИЙ ФЕСЕНКО, главный редактор «Архитектурного вестника», в своем выступлении затронул идеи параллелизма экологических и социокультурных представлений.

Он отметил, что сайентизм конца 50-х – начала 60-х годов, который пронизал сознание людей по всему миру, был характерен для эпохи покорения космоса и в целом научно-технического прогресса. Проекцией этого типа сознания были оптимальная этажность, оптимальные размеры города. Но данная концепция стала размываться во второй половине 60-х годов, и социокультурное измерение, экологическое измерение явились новыми темами и новыми реперными точками.

Например, мы знаем немецкую систему сертификации DGNB. В отличие от всех остальных, там, помимо экологических, теплозащитных, энергоэффективных параметров, очень большое значение имеют параметры, связанные с социокультурными факторами, и это является особенностью этой системы, отличающей её от британской, американской, или французской.

Социокультурные и экологические начала вступают в полемику с узко экономическим началом. То, что мы слышим последние 30 лет про доминирование последнего, понимаемого очень часто, как монетаристское измерение, находится на другом конце оси «экономика, экология и культура».

Но культура, экология, архитектура не могут развиваться сами собой, находясь за пределами рыночной экономики. И культура, и экология – эти составляющие внутри универсума архитектуры – они требуют, так или иначе, поддержки государственной, поскольку они не самоокупаемые.

Одним из обстоятельств, которые связаны с медленным развитием у нас в стране устойчивой архитектуры является тот факт, что государство уделяет мало внимания этой проблематике. Был всплеск, связанный с олимпийским строительством в Сочи, когда были добровольно-принудительно спущены требования по соответствию спортивных зданий экологическим стандартам. Увы, этот всплеск прошёл, и опять тишь да гладь. Это невнимание или недостаточное внимание, мягко скажем, государства, конечно, влияет на то, что «зелёная» проблематика оказывается у нас искусственно маргинализированной.

ИВАН ТОМОВИЧ, генеральный директор московского офиса архитектурного бюро Вернера Зобека,подошел к раскрытию темы круглого стола философски, с точки зрения экзистенциональной феноменологии Хайдеггера, где сознание перенесено в жизненный мир повседневного обитания человека:"Мы должны понять, что массовое потребление и массовое строительство существуют из-за людей, которые это потребляют и обитают в разных странах. В конце XX века люди наконец-то начали замечать, что активное строительство новых зданий не просто не решает проблему, но и порождает огромное количество других проблем, в том числе, появление огромного количества мусора. Как мы с этим справляемся, можно по-разному судить – и архитектурно, и экономически, и философски, но в XXI веке всё ещё далеко от решения проблемы утилизации отходов.

Решение проблемы, скорее всего, кроется в том, чтобы строить больше энергоэффективных зданий с использованием меньшего количества материала. Мы в аритектурном бюро Вернера Зобека разрабатываем технологию, позволяющую уменьшить объемы металла, несущих конструкций, отделки, бетона при проектировании и строительстве новых архитектурных сооружений.Также мы пытаемся разрабатывать конструкции без избыточного запаса прочности, которые рассчитаны на реальные внешние нагрузки снега, дождя, ветра. Это и есть холистический подход к проектированию, с использованием современных цифровых методов естественного производства".

ТОТАН КУЗЕМБАЕВ, руководитель собственной архитектурной мастерской сказал:

"Когда я проектирую свои дома, я просто делаю то, что мне нравится, с максимальным настроением и отдачей, как хирург от архитектуры, руководствуясь принципом «не навреди». Не навреди ни людям, ни природе. Считаю, что каждому архитектору изначально надо продумывать объект и строить его бережно, аккуратно, чтобы впоследствии это не сказалось негативно на экологии или собственниках.Строятся огромные жилые и торговые комплексы, вроде бы соответствующие всем «зеленым» стандартам, у них в паспортах заявлено очень мало выбросов и низкое энергопотребление, но когда заходишь в эти торговые центры, видишь очень низкую посещаемость. Ходят в растерянности по этажам 2-3 человека. Ну пусть 10… Уверен: человечеству сегодня выгодно уменьшать свои амбиции и постройки в размерах, разумно сокращать свои потребности.

ЕКАТЕРИНА БУБНОВА, председатель секции монументального искусства Московского союза художников посвятила свое выступление двум очень небольшим объектам в частной архитектуре:

"В нашей стране очень мало сохранилось семейных гнезд, которым больше ста лет - разорвана нить времен, историческая память, - 20 век все разорвал, но есть огромная потребность в восстановлении этих связей - в создании родового гнезда, в преемственности поколений, в том, что мы передаем своим детям.

Наличие мозаичного или другого декора на своем доме, выполненного традиционными материалами, которые существуют уже многие тысячи лет, современное прочтение классики и есть материальное выражение такой потребности. В этом я вижу устойчивое развитие в сохранении связи времен".

СЕРГЕЙ ЦЫЦИН подчеркнул значение социальных и культурных аспектов:

"Социальные объекты, такие, как площади, парки, эспланады, пешеходные улицы, общественные здания, открытые катки, бульвары помогают индивидууму ощущать себя в устойчивом социуме. Экология человека и общества являются базовыми вещами, объединяющими индивидуумов в устойчивом сообществе.Все социальные и культурные аспекты всегда строятся на ДУХОВНОМ ФУНДАМЕНТЕ.Культурная составляющая – это фактически чувство четвертого измерения, которое рождает связь времен, стабильность, безопасность и уверенности в будущем. Культурные аспекты экоустойчивой архитектуры- это противодействие энтропии. Задачами, с точки зрения культурного аспекта являются: поиск новых форм в исторических центрах городов, сомасштабность архитектуры человеку и городу, сохранение исторических и градостроительных принципов, создание пешеходных улиц и ривер-фронтов, синтез искусств в архитектуре".

Резюмируя вышесказанное, он добавил, что социальные и культурные аспекты имеют основополагающее значение, поскольку речь здесь идет не только о сохранение природы, но и о социальной экологии человека.

Сергей Викторович отметил два направления социокультурных аспектов:

Единый градостроительный план должен исходить из принципа общественного блага, из социально-культурных потребностей общества, а не из интересов наживы строительного комплекса — нарезки земли на лоты.

Технологические инновации, сверхэффективные материалы помогают снизить потребление ресурсов, что является социально-мотивированным действием и это то, что способствует переходу к социально устойчивому обществу.

Александр Ремизов, Елена Гуляева.

11.11.2021, 663 просмотра.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020