Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2011 / 01 / Академия художеств – старейшая архитектурная школа России

История

Академия художеств – старейшая архитектурная школа России

С.П. Шмаков

доцент кафедры архитектуры Санкт-Петербургской академии художеств

История создания Российской академии художеств, хотя имеет официальную дату образования - 1764 год, восходит еще к Петровским временам.
Совершим краткий экскурс по историческим векам.

1718 год. Указ Петра I «сделать Академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет». Первоначально Академия художеств  входила в Академию наук.

1757 год. И.И. Шувалов – попечитель Московского университета – «вошел в Сенат» с представлением об учреждении в Российской империи Академии художеств. Он же возглавлял ее и на первых порах занятия проходили в Шуваловском дворце на Итальянской улице. Один из первых директоров Академии архитектор Александр Кокоринов.

1764 год, 4 ноября – Екатерина II «даровала» Академии устав и «Привилегию». Эта дата стала считаться днем рождения Академии художеств.

1765 год, 28 июня – день торжества по случаю основания Академии и закладка ее главного здания.

Проект здания составляют профессора ее архитектурного класса Жан-Батист Валлен-Деламот и Александр Кокоринов. Постройка этого грандиозного здания на набережной Невы сыграло знаковую роль – оно обозначило становление стиля русского классицизма. Здание строилось несколько десятилетий, поскольку, как выразились бы сегодня, «имели место перебои с финансированием». Условной датой окончания строительства, очевидно, можно считать 1837 год, когда архитектор К.А. Тон осуществил достройку центрального купольного зала, академической церкви, а также осуществил проект пристани для судов напротив Академии. Кстати сказать, он выиграл «тендер» на этот проект, соревнуясь с архитектором О. Монферраном.

1893 год.  При Императорской Академии художеств образовано Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры (ВХУ). Училище стало предшественником сегодняшнего Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Дата этого наименования – 5 августа 1944 года.  Приставка «академический» появилась в 2002 году.

Славу Петербурга – Петрограда – Ленинграда как одного из красивейших городов мира создали, наряду с иностранными зодчими, зодчие, прошедшие архитектурную школу Академии художеств. Достаточно перечислить их имена: Баженов, Старов – первый выпуск академии в 1762 году  (Баженов: «Академия художеств мною первым началась»). Из стен Академии вышли в разные годы Воронихин, Захаров, Стасов, Брюллов, Тон, Штакеншнейдер, Сюзор, Л.Н. Бенуа, И.А. Фомин, Лансере, Лидваль, Лялевич, Перетяткович.

Выпуски с 1915 по 1941 год: Руднев, Троцкий, Гегелло, Серафимов, Лангбард, Тверской, И.И. Фомин, Барутчев, Левинсон, Щуко, Баранов, Жук, Мачерет, Прибульский, Кочедамов, Сперанский и др. Их талантом созданы как узловые, солирующие градообразующие ансамбли и комплексы, так и общая городская ткань города, служащая фоном для восприятия первых. Почти все они стали учителями нынешних учителей.

Нашу архитектурную школу затронули все стилевые колебания, характерные для двух с половинной веков градостроительного развития, но в каждой из этих эпох было что-то, что выделяло Петербургскую школу.

Попробуем сформулировать эти отличительные качества. Тот факт, что исторически под одной крышей взрастали живописцы, скульпторы и архитекторы, уже определял профессию зодчего как синтетическую, имеющую целью создание полноценной эстетической среды обитания человека. При этом за архитектурой  негласно закрепилась функция матери всех искусств. Да и искусству архитектуры, наконец, учат сами стены Академии. Ведь к  услугам «студиозусов» первоклассный музей живописи, скульптуры, графики, архитектурных проектов, эскизов и моделей. Учиться в окружении копий с картин Рафаэля, Тициана, изучать макеты знаменитых памятников, пользоваться первоклас-сной научной библиотекой, защищать дипломные работы в торжественной обстановке круглого конференц-зала – все это привилегии, которые чтут все окончившие Академию.

Через все учебные программы вплоть до сегодняшнего дня проходила идея исторической преемственности профессии зодчего. Необходимость познания и изучения античных образцов, европейской классики, русского зодчества. Владение всеми формами графики и живописи, воспитание в себе чувства гармонии, познание законов эстетики – вот краеугольные камни академического образования архитекторов.

Такой подход к архитектурному образованию пережил всевозможные исторические завихрения – от вкусового диктата императоров до нигилизма годов революции.

Перейдем к сегодняшнему дню архитектурного факультета института им. И.Е. Репина.

Без преувеличения можно сказать, что сегодняшний метод обучения профессии архитектора продолжает историческую академическую традицию.

Вот несколько цитат из Программы дисциплины «Архитектурное проектирование» по специальности 1201 «архитектура» (квалификация архитектор – художник). «Воспитанник архитектурного факультета института им. И.Е. Репина – архитектор – художник должен быть зодчим широкого профиля, способным полноценно решать задачи, выдвигаемые обществом во всем их многообразии».

«Овладение в процессе обучения этими задачами должно способствовать всемерному развитию композиционного мастерства – основы архитектурного творчества. Взаимосвязь и тесные контакты студентов всех творческих факультетов создают реальную основу для развития подлинного стиля искусств. Эта особенность является одной из важных традиций института им. И.Е. Репина, старейшей школы реалистического искусства».

«Архитектор – художник должен обладать развитым пространственным мышлением, фантазией, взыскательным художественным вкусом, хорошо владеть рисунком, живописью, пластической формой, профессиональной графикой».

Подтверждение этим тезисам дает анализ расписания учебных занятий, взятого наугад за любой семестр. Так, занятия рисунком, живописью, скульптурой составляют на первых курсах около 18 часов в неделю, на старших – около 10 часов.

Можно утверждать, что триада Витрувия «польза, прочность, красота» в полной мере пронизывает процесс обучения молодого архитектора, т. к. кроме сказанного выше и «польза» (функция) и «прочность» (конструкции) преподаются и архитекторами и инженерами-практиками, прошедшими большую школу проектирования и строительства. Это можно считать еще одной особенностью учебного процесса нашего факультета. На сегодняшнем факультете есть пять мастерских, обучающих студентов с третьего курса до диплома. Их возглавляют известные зодчие – В.В. Попов,  Е.М. Рапопорт,  П.И. Юшканцев,  О.А. Харченко,  В.О. Ухов. Эти учителя в свою очередь подхватили архитектурное знамя от наших учителей, таких как И.И. Фомин, С.Б. Сперанский, А.К. Барутчев, С.В. Васильковский, Е.А. Левинсон и многие другие.

Большим плюсом в системе образования является наличие при институте его младшей дочки – Средней художественной школы (СХШ), через которую прошло значительное число будущих художников и архитекторов.

Особенно плодотворен был тот период, когда СХШ  располагалась в стенах Академии на третьем этаже. Автор этих строк на своем примере помнит, что чувствовали 12-летние школяры, попавшие после обычной школы в классический храм искусств, со сводчатыми коридорами, с музейными залами, с неистребимым запахом масляной краски. На каменных плитах полов физически ощущались следы гениальных предшественников.

Духовно СХШ много потеряла после переезда в новое здание невыразительной архитектуры, что произошло в 70-х годах прошлого века.

Жизнь и особенно техника идут вперед. В архитектурную действительность вторгся компьютер. В систему образования он внес определенное смятение, поскольку появилась иллюзия, что нажатие кнопок может подменить собой мастерство рисунка, художественный вкус, чувство пространства и т. д. Но архитектурная школа Академии художеств устойчиво покоится на традициях, отводя техническим новшествам роль не более чем вспомогательного инструмента, который в лучшем случае может облегчить рутинную, чертежную сторону архитектурного труда.

Профессор института им. Репина Г.И. Степанов: «Рисунок и живопись помогают развитию художественного мышления архитектора, а возрастающие возможности компьютерной технологии – практическому созданию современной архитектуры и дизайна».

Заведующий кафедрой архитектуры института им. Репина В.В. Попов: «Для успешного применения компьютерных технологий в работе архитектора нужна творческая интуиция, чувство пропорций, масштаба, колорита, их-то и воспитывает постоянное занятие рисунком и живописью, а также освоение уникального курса «Архитектурная графика», который сложился в Императорской Академии художеств и совершенствуется по сей день».

Говоря пафосно – корабль академического архитектурного образования плывет, опираясь на историческую традицию и адекватно реагируя на бурление современной жизни.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2018