Информационно-аналитический бюллетень
Союза архитекторов Санкт-Петербурга,
Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,
Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»
Участники архитектурного конкурса:
Архитектурная группа «А-2». Санкт-Петербург
Васютин О.И. Калининград
ГУП МНИИП «Моспроект-4», Боков А.В., Москва
«Другая архитектура». Калининград
Еремеев В.Г. Калининград
Кохан Е.Н. Калининград
Костромин Е.В. Калининград
Ли И.В. Калининград
ПТАМ В.А. Гаврилова. Санкт-Петербург
Архитектурная мастерская О.С. Романова. Санкт-Петербург
Авторитетное международное жюри, возглавляемое директором Музея Мирового океана С.Г. Сивковой, отметило проекты трех авторских коллективов:
I премия - Архитектурная мастерская О.С. Романова.
II премия - ГУП МНИИП «Моспроект-4».
III премия - Васютин О.И.
Проект победитель – образное решение, функция, интерьер
Первый постулат формообразования Музея Мирового океана – форма шара. Шарообразная форма всегда применялась в архитектуре как изначальный самодостаточный «атом» формообразования, означающий символ таинственности и первозданности в диапазоне от крупных форм до декоративных элементов.
Второй постулат предлагаемой архитектурной формы – океанская волна. В предлагаемом архитектурном решении вздыбленная стеклянная структура, напоминающая волну, огибает шарообразное здание музея и врывается в интерьер, создавая в главном многосветном пространстве ощущение «малости и величия».
В задании на проектирование сформулирована одна из главных задач музея – формировать целостное планетарное мировоззрение и показывать связь Мирового океана с органическим миром Земли. Соответственно, экспозиция размещается в едином пространстве шарообразного вида, предпочтительном для восприятия земного шара и водных просторов, занимающих 92% поверхности Планеты.
Новое здание музея предлагается разместить на набережной Петра Великого. С градостроительной точки зрения значительный объем нового экспозиционного корпуса должен размещаться в начале всей «цепочки» существующих музейных зданий и натурных экспонатов с эффектными видовыми характеристиками как на центр города, так и из центра. Светящийся шар и «волны» должны хорошо восприниматься из центра и доминировать как знаковая форма для центра города.
Все объекты комплекса связываются пешеходной галереей с соответствующими переходами на корабли (в уровне палубы) и музейные здания на уровне входов. В вариантах: травалаторы, пандусы.
Шарообразное здание отражается в искусственном декоративном водоеме (глубина ~
Водоем пересекает цепь мостов – воспоминаний о старинных мостах Кенигсберга со спусками к яхтенным причалам.
Образная характеристика интерьера базируется на показе мощи водной стихии в виде океанской волны и материально-ассоциативном развитии мессианской темы сохранения природы и ее обитателей.
Многосветное пространство главного зала должно кроме создания ощущения «малости и величия» соответствовать своей объемной характеристикой размещению крупногабаритных экспонатов. Кроме этого, «зал Волны» может использоваться для конференций, концертов и т.п.
Проектом предлагается многоуровневая «палубная» экспозиция без классических залов и коридоров, а с перетеканием музейного пространства как по вертикали, так и по горизонтали. «Палубное» размещение экспозиции позволяет создавать двухсветные пространства для крупных экспонатов и формирования ощущения единства всех музейных разделов,
На самом верхнем уровне размещается медиакомплекс. Из зоны медиакомплекса и приема батисфер можно подняться на видовую площадку.
© «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020