Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2014 / 02 / Художник, архитектор, теоретик, педагог Лазарь Хидекель

Юбилей

Художник, архитектор, теоретик, педагог Лазарь Хидекель

4 марта 2014 г. в Санкт-Петербургском Союзе архитекторов прошел круглый стол и состоялось открытие выставки работ Л.М. Хидекеля, приуроченные к 110-летию со дня его рождения. Представляем публикацию Марка Хидекеля – сына выдающегося зодчего – архитектора, ныне живущего в США, – о творческом пути его отца, составившего значительный вклад в развитие архитектуры.

Иллюстрация_№1

Лазарь Хидекель, один из творцов русского авангарда, прожил долгую жизнь в искусстве. С течением времени, понимание и значение его роли в развитии важнейших процессов в искусстве, архитектуре и дизайне ХХ века стремительно возрастает.  Оно становится все более актуальным в связи с международным признанием супрематизма как базового направления в искусстве XX и XXI веков, чем может и должна гордиться наша российская культура.

 Творческая биография Лазаря Хидекеля уникальна еще и тем, что работы, созданные им начиная с пятнадцатилетнего возраста, входят в число наиболее значительных произведений супрематизма, многократно опубликованных и представленных на международных выставках.

 В четырнадцать – ученик Марка Шагала, принятый им в виде исключения (юный возраст) в  Витебскую народную художественную школу, и Мстислава Добужинского по классу акварели.

 В пятнадцать – ученик и подмастерье Эль Лисицкого в его витебской архитектурной студии.

 8 ноября 1919 открывается Первая государственная выставка местных и московских художников, где работы Хидекеля выставляются наряду с работами Шагала, Малевича, Лисицкого, Розановой, Родченко, Экстер и т.д.

 В шестнадцать – ученик и последователь Казимира Малевича, один из создателей Уновиса (Утвердители Нового Искусства), группы, организованной под руководством Малевича и разрабатывающей принципы нового направления в искусстве русского авангарда – супрематизма, который был тесно связан с философскими идеями русского космизма), автор одного из первых архитектурно-экологических манифестов 20 столетия – АЭРО. Статьи и Проекты (1920), вышедшего из уновисовской литографической мастерской на три месяца раньше «34 Рисунков» Малевича; редактор и автор многих уновисовских публикаций, а также руководитель архитектурной студии Уновиса после отъезда Лисицкого (1921-22), где совершался исторический переход из двухмерного супрематизма в объем, т.е. зарождались основы новой архитектуры и дизайна XX века. Активно печатается на страницах изданий Уновиса – «Новый реализм – наша современность» – Листок Уновиса, Витебский Творком, № 1, 20 ноября 1920 г.; «О борьбе с эстетикой» – Путь Уновиса, № 1, Витебск, январь 1921; «Уновис в студиях» – Уновис. II-е издание Витебского Творкома, январь 1921.

 В семнадцать – «революционный супрематист», зрелый xудожник, сумевший выразить свою индивидуальность в рамках супрематического канона, и педагог, заменивший в должности учителя рисования легендарного Иегуду Пэна; а также после отъезда Лисицкого в конце 1920 г. возглавляет Архитектурную студию Уновиса.

 В восемнадцать – выпускник Витебского художественно-практического института со званием «свободного художника и инструктора с правом преподавания в художественных техникумах» и первокурсник архитектурного факультета  Пeтроградского института гражданских инженеров (ПИГИ – затем ЛИСИ); 1922–1928 – возглавляет архитектурную лабораторию ГИНХУКа (до 1926) и ГИИИ.

 В двадцать два – создатель первого программного произведения архитектурного супрематизма – студенческий проект Рабочего клуба (1926), который широко публикуется в зарубежной и затем в отечественной печати и оказывает решительное воздействие на профессуру ЛИСИ. Будучи студентом, Хидекель становится соавтором А. Никольского и Г. Симонова по ряду проектов, которые определили направление ленинградского архитектурного авангарда как супрематический конструктивизм.

 1925–1932 – автор беспрецедентно опережающих время проектов городов будущего – Аэро город, Город на опорах, Плавучий город, Летучий город.

 Идеи Города-сада пытается частично реализовать в своих проектах социалистических годов Невдубстроя (1931-1933), Кондапоги, санатория в Крыму 1931 г. В те далекие 30-е годы активно проектирует и строит. Одно из зданий – первый трехзальный кинотеатр «Москва» – взято под охрану государством как памятник архитектуры.

 Позднее, не будучи согласным с поворотом архитектурной идеологии в сторону сталинского ампира, уходит на преподавание в ЛИСИ вплоть до 1985 года. На этом пути – декан, профессор, руководитель архитектурной мастерской, создавший архитектурную школу Хидекеля, и после смерти заново открытый художник-супрематист и архитектор-новатор.

 О вкладе Лазаря Хидекеля в искусство и архитектуру уже достаточно много написано и место его в истории мирового искусства определено. Изданы десятки каталогов, книг, включая монографию С.О. Хан-Магомедова (2008, 2010) из серии «Творцы русского авангарда», который оставил воспоминания о встречах с Хидекелем в его ленинградской квартире в 1970-х годах и о том, какое огромное  воздействие его работы и архив оказали на его исследовательскую деятельность .

 Международное общество Лазаря Хидекеля создано в 2010 году. В 2013 году была учреждена международная Премия для молодых архитекторов имени Лазаря Хидекеля, в этом же году премия была вручена студентке СПбГАСУ Татьяне Коваленко. Следующая церемония вручения состоится в Баку осенью 2014 года.

 В настоящее время готовится к изданию книга «Лазарь Хидекель и супрематизм» изд. Prestel, в которую войдут более 300 иллюстраций работ Хидекеля, фотографий и факсимиле документов, а также статьи ведущих российских и международных специалистов по супрематизму и искусству авангарда, включая учеников Лазаря Хидекеля. В книге также будут впервые опубликованы избранные рукописи и статьи Лазаря Хидекеля.

 И сегодня его ученики заявляют: «Видение Хидекеля все еще продолжает выглядеть футуристическим, пожалуй, более, чем большинство проектов метаболистов или ситуационистских проектов, которые сегодня, как ретрофутуристические, неразрывно связаны с прошлым, работы Хидекеля остаются бесконечно плывущими в будущее».

 Работы Лазаря Хидекеля были показаны в России, США и Европе:
- Венецианская Биеннале «Города будущего», 1991
- Музей Гуггенхайма «Великая утопия», 1992
- Государственная Третьяковская галерея, Москва «Великая утопия», 1993
- Ширн Кунстхалле, Франкфурт «Европа, Европа», 1994
- Leonard Hutton галери, Нью-Йорк «Лазарь Маркович Хидекель. Супрематизм и архитектура», 1995
- Музей Людвига, Кельн, «Казимир Малевич. Werk und Wirkung», 1995
- Еврейский музей, Нью-Йорк, «Российские еврейские художники в Столетие перемен», 1996
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, «Круг Малевича», 2000
- Хауз Конструктив Музей, Цюрих,  «Заново открытый Супрематист -1», 2010-11
- Проун Галерея, Москва, 2010, 2011, 2012
- Lowenhoff, Цюрих, «Заново открытый Супрематист - 2», 2012
- YVO институт и Выставочный Ценр, Нью-Йорк, «Плавающие Миры и Города будущего», 2013

Также запланированы мероприятия: празднование 110-летия Лазаря Хидекеля в Нью-Йорке, в Санкт-Петербурге, выставки в Лондоне (июль-октябрь 2014 г.) и т.д.

 Произведения Хидекеля в 2015 году будут широко экспонироваться: выставка «Уновис», Ван Аббе – музей, Эйндховен, Нидерланды, Центр Помпиду, Париж, в музеях Москвы, СПб и других российских и европейских художественных и архитектурных институтах.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020