Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2016 / 02 / Защита прав на произведения архитектуры

Комментарий юриста

Защита прав на произведения архитектуры

Екатерина Смирнова

руководитель практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»

В области архитектурной деятельности к объектам авторского права относятся: здания, сооружения, садово-парковые комплексы, интерьеры. Такие объекты защищаются, если они носят творческий характер и выражены в объективной форме. Сами по себе идеи и концепции, не воплощенные на материальном носителе, не подлежат правовой защите. Один и тот же архитектурный объект может быть воплощен по-разному: в качестве чертежа, изображения или, например, макета.  Следует помнить, что авторские права не зависят от права собственности на материальный носитель, в котором выражено произведение. Это означает, что, по общему правилу, передача экземпляра архитектурного проекта не влечет за собой автоматического перехода авторских прав. Проще говоря, можно быть владельцем бумаги, но не иметь никаких прав в отношении архитектурного проекта, который на ней изображен.

 Важно отметить, что проектная документация на строительство сама по себе не является объектом авторского права – правовой охране будет подлежать только ее архитектурная часть, в которой выражено архитектурное решение , то есть авторский замысел в отношении внешнего и внутреннего облика архитектурного объекта, его пространственной, планировочной и функциональной организации.

 Авторские права на произведение архитектуры подразделяются на две принципиально разные категории: исключительное (имущественное) право и личные неимущественные права.

 Исключительное право – это право, которое позволяет использовать произведение, то есть копировать (воспроизводить) его, демонстрировать, перерабатывать, использовать при разработке документации для строительства, практической реализации архитектурного проекта и так далее. Незаконное использование произведения является нарушением исключительного права и позволяет правообладателю требовать выплаты компенсации, запрета использования произведения или, например, возмещения убытков.

 Исключительное право может быть предоставлено «во временное пользование» (например, по лицензии) либо передано (отчуждено) полностью и навсегда. На практике чаще всего заключаются смешанные договоры, которые сочетают в себе элементы договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, а также лицензионного договора либо договора об отчуждении исключительного права на архитектурный проект. Вне зависимости от того, отчуждаете ли вы права на архитектурный проект или предоставляете возможность их использования, необходимо прямо предусмотреть, будет ли такая передача прав возмездной и, если так, то какова стоимость. Если права будут предоставляться по лицензии, то следует также предусмотреть в договоре срок, способы и территорию использования прав. Если права будут отчуждаться полностью, то целесообразно определить, может ли тот, кто передал права на проект, использовать его в дальнейшем для собственных нужд (к примеру, в портфолио).

 Возможна ситуация, когда договор заключен, а вопросы перехода авторских прав в нем не урегулированы. В таком случае, у заказчика возникает лишь право однократной реализации проекта в соответствии с разработанной документацией. Исключительное право останется у исполнителя по договору – автора или организации, на которую он работает.

 В отличие от исключительных прав, личные неимущественные права являются неотчуждаемыми, и принадлежат только тому автору (архитектору), чьим непосредственно творческим трудом оно было создано. Среди таких прав можно назвать право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, право на неприкосновенность произведения, право авторского контроля и надзора. Упущение из виду вопроса о соблюдении личных неимущественных прав может привести к таким последствиям как выплата компенсации морального вреда либо восстановление положения, существовавшего до нарушения права (к примеру, приведение измененного архитектурного проекта в первоначальный вид).

 Если нарушение права автора на имя представить достаточно просто – это произойдет, например, в случае удаления имени автора с архитектурного проекта, то суть права на неприкосновенность произведения требует дополнительных пояснений. Право на неприкосновенность произведения означает, что без согласия автора (которое может содержаться, например, в договоре на разработку архитектурного проекта) в архитектурный проект не могут быть внесены изменения, которые не являются существенными, то есть не носят характер переработки произведения. Очень часто личные неимущественные права авторов нарушается из экономических соображений: когда застройщик, получивший исключительное право на архитектурный проект, решает, к примеру, сделать его дешевле, что приводит к пересмотру состава используемых материалов, удалению декоративных элементов и другим изменениям, которые могут рассматриваться как нарушение права на неприкосновенность.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020