Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2016 / 03 / Архитектурные корявости

Заметки пешехода

Архитектурные корявости

С. П. Шмаков,

Архитектор

С тех пор как я покинул проектную фабрику под названием Ленпроект, появилось больше времени для пеших прогулок по городу. Но поскольку, гуляя пешком, я не могу в себе задушить архитектора, то в глаза лезут странности и несуразности сегодняшней эксплуатации как памятников архитектуры, так и современных зданий. Речь пойдет, конечно, о центре города.

Иллюстрация_№1

Входы и ворота.
Начну с Михайловского дворца – он же Русский музей. Вопрос «на засыпку»: для чего в классических (и не только) зданиях по оси симметрии возводился монументальный многоколонный портик с широкой лестницей и пандусом для карет? Правильно – для парадного входа вельмож и господ. Задаю второй вопрос: для кого делалась сбоку еле заметная дверь в подвал? Правильно - для лакеев, кухарок, истопников и дворников. Куда же входят сегодняшние господа – посетители музея? Не отгадаете. Через подвал, через лакейский вход. Что за синдром такой лакейский? И первое впечатление от дворца они получают в полутемных лабиринтах узких коридоров. Об этом ли мечтал Карл Иванович? При этом я не хочу слушать доводы эксплуататоров здания, что им так удобнее. Раскрыв главный вход для людей, сразу ахнем от красоты, затем по правой лестнице спускаемся в гардероб, а по левой поднимаемся в залы. И все дела. И Карл Росси доволен.

 Второе почетное место по корявости входа занимает Шереметьевский дворец (Фонтанный дом). Гуляем по Фонтанке, останавливаемся перед красивой решеткой арх. Корсини и любуемся дворцом арх. Чевакинского. Взор притягивает центральный портал с коринфскими пилястрами, и ноги сами несут нас к главному входу. Но все как обычно. За окнами входа суровое лицо охранника, а стрелка направляет нас вправо к двери одноэтажного флигеля, который, вероятно, был дворницкой. И мы привычно входим во дворец через дворницкую. Почему?

 Гуляем дальше. Величавое здание Биржи. Когда тут был Военно-морской музей, публику запускали через дверь в цоколе. Похожая история. А для чего Тома де Томон придумал величавую лестницу, колоннаду входного портика, от которого один из лучших видов на простор Невы? Людей, оказавшихся впервые в нашем городе, конечно, тянуло войти в этот храм по монументальной лестнице, но там они натыкались на амбарный замок. Эксплуататоры опять скажут, что им нужна сначала касса, потом гардероб, потом туалет. Но тогда пригласите архитектора, он вас научит. Будущая функция, скорее всего, повторит корявость прошлой.

 Дальше. Дворец Безбородко, он же Музей связи. Та же история. Со стороны Почтамтской улицы красивый входной портик, но это служебный вход. А публика входит через полуподвальную дверь с Почтамтского переулка. Через первый вход идут единицы, через второй сотни. Кому следовало отдать предпочтение?

 Выйдем на Невский. Шедевр Растрелли – Строгановский дворец. Ищем вход. Нашли по стрелкам – в боковую дверь с Невского. Ну хотя бы с Невского. Однако в структуре дворца есть два приглашающих портика. Один с набережной Мойки. Но, похоже, он не предполагался для входа. Другой с Невского – в виде арки, приглашающей во внутренний дворик. Здесь справа лежат без дела два сфинкса, фланкирующие дверь. Куда? Но еще раньше мы натыкаемся на питейное заведение, которое заполнило собой пространство двора и кухонным коридором втыкается в левый флигель дворца, перекрыв круговое движение по нему. Откуда это заведение? Кто позволил? Граф Строганов не завещал, Растрелли не согласовывал. А в то же время это патио такая же структурная единица памятника, как и сам дворец. И подлежит охране (КГИОП, ау! Где ты?). Здесь должны благоухать розы и в центре бить фонтан. А между двух сфинксов было бы красиво войти во дворец. Входят же в Эрмитаж через внутренний двор. Но меня никто не спрашивал.

 Идем далее к Военно-морскому музею в Крюковых казармах. Интерьер музея с перекрытыми дворами красив. Но традиционный вопрос – как лучше войти внутрь: с транспортной набережной Крюкова канала или с пространства площади Труда, где уже есть удобная автостоянка, а симметричный фасад бывшего Матросского клуба уже имеет лестницу и дверной портал? Для меня вопрос ясен – второй вариант. К слову сказать, после сноса Благовещенской церкви архитектора Тона площадь утратила доминанту. Не вижу причин, почему нельзя бывший Матросский клуб надстроить на пару этажей, завершив его флагштоком с Андреевским флагом и возместить таким образом утраченную доминанту. Но меня никто не спрашивал.

 Пройдя далее вдоль Крюкова канала, подходим к объекту века – Мариинке-два. Эх, Маринка-Мариинка!.. Я удержусь от критики архитектуры сооружения и перейду к нашей теме. Смею утверждать, что театр начинается не с вешалки, а с театральной площади. Где здесь она? Нет ея. Входим же мы с небольшого пятачка на углу. Может быть, и можно входить в театр с угла, но я не припомню ни одного подобного примера из прошлых эпох. В то же время позволю себе архитектурно пофантазировать. Хотя меня никто не спрашивал. На мой взгляд, самым красивым решением входа было бы использование шести арок сохраненного фрагмента бывшего рынка арх. Кваренги. А где же театральная площадь? Очень просто. Перекрываем широченным мостом Крюков канал между арками Кваренги и аркадой ризалита Мариинки-один (семь штук), которые случайно оказались друг против друга. Заодно открываем сквозной проход по противоположной набережной канала, удобно доставляя публику к новой театральной площади, объединившей обе Мариинки. Через эту площадь сможем изредка перетащить реквизит из старого театра в новый и ликвидировать таким образом уродливый хозяйственный мост, закрывший волшебный вид на колокольню Никольского собора. Пример устройства площади над рекой есть: это Синий мост у Мариинского дворца шириной 100 метров. Чтобы не быть голословным, привожу эскизик.

 По набережной Мойки доходим до дворца Разумовского – гетмана Украины (без намеков) и президента Академии наук (ныне университет им. Герцена). Здесь архитекторы Деламот и Кокоринов обратили симметричный фасад с уютным садом на реку. Фасад имеет приглашающую входную аркаду. Казалось бы, сюда должна входить толпа студентов. Ан нет. Красивая ограда на запоре. А студент валит через темную подворотню со стороны ул. Плеханова.

 Воронцовский дворец (он же Суворовское училище). Шедевр Растрелли. Его же красивейшая решетка и ворота входа. Пытаемся сунуться в красивый сквер и войти во дворец. Опять все то же самое. Ворота на замке, а лаз для входа как-то расхотелось искать.

 Упомянув здесь сквер, перейдем к теме садов. Вылезаем из троллейбуса напротив Казанского собора с его приглашающей полукруглой колоннадой и красивым сквером. Душа стремится скорее в объятья колоннады, а тело натыкается на забор деревенского типа с двумя запертыми калитками. От кого заперты? Эксплуататор, дай ответ. Не дает ответа. Движение к собору через сквер с фонтаном, вероятно, интереснее, чем по асфальту местного проезда. Ну, а уж если делать ограду, то хотя бы не позорящую центр блистательного Петербурга (главный художник города, где ты?).

 Через две остановки – Аничков дворец (он же творчества юных). При нем великолепный парк, выходящий на пл. Островского, а со стороны Невского красивейшая решетка, естественно, с приглашающими воротами. И так же естественно – они на замке. А в парк вы сможете проникнуть через калитку шириной 90 см. вдалеке от Невского. Если вы еще ее найдете. В общем, надоело перечислять.

 Для разнообразия обсудим вход в метро. Конкретно в станцию «Адмиралтейская». В 90-х годах я носился с идеей сделать выход на поверхность не в тесноте Кирпичного переулка, а под западной частью Дворцовой площади. Сделал эскизы. Но на эту идею город не отреагировал и утвердил выход на Кирпичный. И я хотя бы утешал себя тем, что здесь на микро-площади, образуемой Невским, Малой Морской и Кирпичным, есть осевой дом архитектора Фомина, имеющий три приглашающих входа. Осталось только повесить литеру «М». Но не тут-то было. В приглашающие арки входят немногочисленные любители шопинга, а многочисленная толпа пользователей метро валит через тесный транспортный Кирпичный переулок. Абсурд.

 Закончу пламенным призывом к эксплуататорам дворцов, музеев и парков: «заведите в своих штатах должность архитектора и тогда ваши дворцы, музеи и парки заживут правильной и еще более красивой жизнью!»

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020