Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2017 / 03 / История и будущее фортов Кронштадта

Актуальная тема

История и будущее фортов Кронштадта

Ю.Е. Иванова,

заместитель начальника отдела недвижимого имущества Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление по эксплуатации зданий в Северо-западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации

История строительства Кронштадтских фортов неразрывно связана с историей Санкт-Петербурга и Кронштадта. Основанная в мае 1704 года по проекту и под руководством самого Петра I, Кронштадтская крепость начиная с первого форта «Кроншлот» была в числе передовых по уровню военно-технической, инженерно-строительной и архитектурной мысли. Уникальность фортов состоит в том, что все они построены на искусственных основаниях.

Подобное использование существующей географической ситуации для эффективной защиты новой столицы было действительно гениальной находкой Петра I. В законченном виде Кронштадтская крепость представляла собой единый оборонительный комплекс, защищавший столицу Российской Империи. Все элементы этого комплекса были тесно взаимосвязаны, занимая каждый определенное место. Вместе с тем каждый элемент мог существовать в известной степени автономно, имел независимые системы инженерного обеспечения, склады топлива и продовольствия, кухни и жилье.

Важную роль сыграли форты в годы Великой Отечественной войны 1941–45 годов. Однако к окончанию войны крепость Кронштадт потеряла свое главенствующее значение в системе береговой обороны Балтийского флота, поскольку граница СССР сместилась в западном направлении.

Постепенно был произведен демонтаж оборонительного вооружения. Форты были списаны в «никуда», охрана фортов более не производилась. Выстояв в боях, эти бастионы не выдержали испытания мирным временем, и в настоящее время на фортах практически не осталось железных конструкций. В частности, с фортов вандалами было демонтировано все металлическое оборудование.

Непонимание ценности комплекса и его отдельных сооружений, хаос в системе пользователей и отсутствие охранного статуса – все это принесло значительный ущерб фортам и батареям.

Только повышенная прочность конструкций, рассчитанная в свое время на сопротивление снарядам, уберегла сооружения от быстрого и полного физического разрушения, хотя разрушенные участки и деформация конструкций имеются в изобилии.

6 августа 1990 года решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов N 647 с целью сохранения форты получили статус памятников истории и культуры. По инициативе Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга и Государственного института архитектуры в Санкт-Петербурге при активной поддержке Кронштадтской администрацией и Комитетом по градостроительству и архитектуре был намечен ряд мероприятий по сохранению этого комплекса с дальнейшим его восстановлением.

Одним из них стала разработка концепции современного использования Кронштадтских фортов, которая была проведена в 1998 году группой специалистов под руководством генерального директора проектного «Института архитектуры» и «Архитектурной мастерской Романова» О.С. Романова. Цель разработки концепции – восстановление ценнейшего памятника военной истории и архитектуры, уникального архитектурного ансамбля и разработка программы нового функционального наполнения и современного использования.

Концепция была согласована в 2002 году и рассматривается Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга как основа для разработки проектов восстановления фортов Кронштадтской крепости.

Серьезное влияние на судьбу фортов оказало строительство комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, основным элементом которых является дамба.

Появилась возможность сухопутного сообщения с фортами «Константин», «Батареи северные №3 и №7». Более высокая степень доступности значительно облегчает организацию восстановительных работ, обслуживание фортов, а также способствует увеличению туристского потока.

Благодаря автомобильной трассе, проложенной по дамбе, стало возможным более активное визуальное восприятие всего комплекса фортов Кронштадтской крепости.

Тело дамбы стало защитой для большинства фортов от превалирующих наиболее сильных западных ветров, волн, ледовых торосов.

На сегодняшний день в состав Кронштадтской крепости входят 19 фортов. Два форта расположены на острове Котлин (город Кронштадт), два имеют собственную дамбу, обеспечивающую их связь с островом Котлин, еще три форта соединены насыпной территорией с комплексом защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (дамбой), остальные 12 фортов – островные.

В 2000-х годах группой О.С. Романова были разработаны проектные предложения по фортам «Батарея южная №3 (Милютин)», «Константин» и «Александр I». Освоение форта «Константин» АО «Третий парк» продолжается до сих пор. Введена в эксплуатацию небольшая музейная часть форта.

Форт «Александр I» предполагался к использованию для проведения «SAMMIT G8» и в дальнейшем в качестве фестивально-конгрессного центра, но по разным причинам реализация проекта не состоялась. В настоящее время при содействии депутата Госдумы Е.Г. Драпеко за счет средств Министерства культуры Российской Федерации АО «Ренессанс-Реставрация» разработало проект реставрации форта «Александр 1».

В 2007 году ООО «Седьмой северный форт», объединивший жителей Санкт-Петербурга, заинтересованных в защите исторических памятников от окончательного разграбления и разрушения, начал работу по подготовке документации возрождения форта «Батарея северная №7».

Первоначально архитектурной мастерской О.С. Романова были разработаны предпроектные предложения по современному использованию этого форта, которые были согласованы Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, а также Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

В дальнейшем в 2008 году ООО «Седьмой северный форт» выиграло конкурс на заключение права аренды форта «Батарея северная №7» при условии проведения работ по реставрации памятника.

Для его сохранения очень важно было найти жизнеспособное экономическое использование. Важно, чтобы форт был привлекателен для туристов, в связи с чем целесообразно было использовать практику Европейских стран в отношении аналогичных объектов. Разработчиками ПД «Исследовательская и проектная документации в стадии «Проект» для сохранения, приспособления и современного использования объекта культурного наследия федерального значения форта «Батарея северная №7»» стали специалисты ООО «РИДЕР» под творческим руководством О.С. Романова. Сотрудниками ООО «РИДЕР» был проведен глубокий анализ исторического процесса развития системы оборонительных сооружений в акватории Финского залива, существующего состояния форта, а также исследован материал в широком спектре смежных областей. Архитекторы Прокопенко Е.Ю. (ГАП), Ридер Д.Е, Ридер М.А, конструкторы Хвалюк В.К, Хвалюк В.В, инженеры и ландшафтные специалисты использовали в работе весь свой творческий потенциал и неформальный подход к теме приспособления памятников для современного использования. Благодаря высококачественному профессиональному уровню проведения необходимых архивных и инженерно-технических изысканий, а также высоко профессиональному уровню проектной разработки была выполнена работа, отражающая индивидуальные, нестандартные инженерные и архитектурные решения в рамках специфического задания. Вызывает восхищение бережное отношение, с которым выполнена работа по приспособлению и современному использованию уникального объекта. В результате был создан красивый и уникальный проект, объединяющий в себе историю и современность, который должен быть воплощен в жизнь. Проект прошел историко-культурную экспертизу, Совет КГИОП по сохранению культурного наследия и согласование в КГИОП. Он принят профессионалами, градозащитниками и горожанами.

Санкт-Петербург - один из наиболее посещаемых туристами городов Европы. Музейная функция фортов непосредственно связана с познавательным туризмом. Расширив сферу дополнительных услуг и объединив ее с рекреационной, проектировщики существенно увеличили экономические возможности использования памятника.

Мы надеемся, что на современном этапе развития цивилизации может быть решена многоступенчатая задача сохранения уникального историко-архитектурного ареала Кронштадта с максимальной экономической выгодой и включением его во все многообразие туристических, информационных и транспортных связей в масштабе страны, континента, мирового сообщества. Форты Кронштадта могут встать в ряду наиболее достойных объектов в туристическом «ожерелье» Санкт-Петербурга.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020